Решение по делу № 2-1016/2019 от 14.03.2019

Дело № 2-1016(2)\2019 64RS0004-01-2019-000788-45

Решение

Именем Российской Федерации

08.04.2019 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Кротова А.В.

при секретаре судебного заседания Максимовой А.М.,

с участием истца Ульяновой Т.В., представителя истца Ильиной Т.В.,

представителя ответчика Романовой О.Н.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Балаковского районного суда Саратовской области дело по иску Ульяновой Т.В. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в стаж лечебной деятельности, возложении обязанности назначить пенсию,

установил:

Ульянова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области. Просила признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в Балаковском районе (межрайонное) от * об отказе ей в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода работы с 26.01.1995 года по 01.08.1995 года в Детском больнично-поликлиническом объединении ГТМО г. Балаково в должности врача-интерна; периода работы со 02.08.1995 года по 20.03.1996 года в «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности участкового врача терапевта терапевтического отделения № 1; периода работы с 21.03.1996 года по 17.06.1999 года в «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности врача подросткового кабинета терапевтического отделения № 1; периода работы с 18.06.1999 года по 31.10.1999 года в МУЗ «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности врача подросткового кабинета терапевтического отделения № 1; периода работы с 01.11.1999 года по 02.05.2000 года в МУЗ «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности заведующей подростковым кабинетом, врачом терапевтом подростковым; периода работы с 28.11.2014 года по 01.10.2017 года в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья г. Балаково, периода работы со 02.10.2017 года по 05.06.2018 года в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья г. Балаково, заведующего центра здоровья врача-терапевта; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 18.05.2003 года по 28.06.2003 года, с 28.01.2008 года по 17.05.2008 года, с 21.01.2013 года по 02.03.2013 года; периода нахождения в командировке с 15.10.2012 года по 20.10.2012 года. Обязать Управление Пенсионного фонда России в Балаковском районе включить указанные спорные периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и назначить ей пенсию с момента обращения в Пенсионный фонд с 06.06.2018 года.

В обоснование заявленных требований истец указал следующее.

06.06.2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности более 30 лет. Ответчик своим решением незаконно отказал в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа, исключил из специального стажа указанный период работы. С решением ответчика она не согласна, так как в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период, он подлежит включению в ее стаж лечебной деятельности.

В судебном заседании истец Ульянова Т.В., представитель истца Ильина Т.В. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области Романова О.Н. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 194-196). Объяснила, что 06.06.2018 г. Ульянова Т.В. обратилась в УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонного) от *ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа. На момент обращения за назначением пенсии у Ульяновой Т.В. имеется 20 лет 03 месяца 12 дня стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости и по нормам п. 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и по нормам части 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Следовательно, необходимый стаж для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью - 30 лет - отсутствует. Период работы в Детском больнично-поликлиническом объединении ГТМО г. Балаково в должности врача-интерна с 26.01.1995 по 01.08.1995 г. не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку «Детское больнично-поликлиническое объединение» не поименовано в разделе «Учреждения» Списка должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29. 10.2002г. № 781. В компетенцию упфр в Балаковском районе Саратовской области (межрайонного) не входит установление тождественности учреждений, профессий и должностей. Такое право дано Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Тождественность устанавливается только в отношении тех должностей, учреждений и подразделений, которые были переименованы в централизованном порядке нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. С учетом законодательства действовавшего в период выполнения работы, оспариваемые периоды также не могут быть засчитаны в льготный стаж, поскольку такое учреждение как «Детское больнично-поликлиническое объединение» не поименовано Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитар но-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464. Периоды работы с 02.08.1995 г. по 20.03.1996 г. в должности участкового врача-терапевта терапевтического отделения №1, с 21.03.1996 г. по 17.06.1999 г. должности врача подросткового кабинета терапевтического отделения №1 в Территориально-поликлиническом объединении №3, с 18.06.1999 г. по 02.05.2000 г. В МУЗ «Территориально-поликлиническое объединение № 3» в должности заведующей подростковым кабинетом - врачом терапевтом подростковым. Данные периоды работы не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, так как такие учреждения как «ТПО № 3», МУЗ «ТПО № 3» не поименованы в разделе «учреждения» Списка профессий и должностей, утвержденного Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781. В соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, периоды работы зачитываются в льготный стаж, в случае если эта работа осуществлялась в учреждениях и в должностях предусмотренных Списком. Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781является исчерпывающим и толкованию не подлежит. Постановление Правительства РФ является нормативным документом и подлежит применению и исполнению на всей территории РФ. Постановление от 29.10.2002г. № 781 принято Правительством РФ в пределах его полномочий, оно не отменено, его нормы не признаны неконституционными. В компетенцию УПФР в Балаковском районе Саратовской области не входит установление тождественности учреждений, профессий и должностей. Такое право дано Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. А тождественность устанавливается только в отношении тех должностей, учреждений и подразделений, которые были переименованы в централизованном порядке нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. С учетом законодательства действовавшего в период выполнения работы оспариваемые периоды также не могут быть засчитаны в льготный стаж, поскольку такие учреждения как МЛУ «ТПО №3», МУЗ «ТПО №3» не поименованы Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18.05.2003 по 28.06.2003, с 28.01.2008 по 17.05.2008,с 21.01.2013 по 02.03.2013, период нахождения в командировке не может быть засчитан в стаж лечебной деятельности, поскольку включение подобных периодов в льготный стаж не предусмотрено ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства 29.10.2002 г. №781, ни в Правилах утвержденных 11.07.2002 г. №516. Периоды работы в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача-терапевта в центре здоровья г. Балаково, с 28.11.2014 по 01.10.2017 г.. в должности заведующим центра здоровья-врачом-­терапевтом с 02.10.2017 г. по 05.06.2018 г. не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета Ульяновой Т.В. сведения за данный период указаны без кода особых условий труда. В соответствии с частью 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Также в соответствии с п.п. «б» п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. На указанную норму ссылается и Пленум Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» непосредственно в п. 15. Кроме того, в результате документальной проверки, проведенной УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова было установлено, что в структурном подразделении «Центр здоровья Балаково» ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» выполнятся не весь комплекс основных задач, установленных приложением № 4 к Приказу № 683 от 30.09.2015 Министерства здравоохранения РФ «Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и про ведение мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях», а только определенная их часть. В ходе документальной проверки исследовалось Положение о центре здоровья для взрослых ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики. Было выявлено, что указанным центром не выполняются следующие виды задач: участие в оказании взрослому населению первичной медико-санитарной помощи; участие в про ведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров; диспансерное наблюдение, включая назначение лекарственных препаратов для коррекции дислипидемии, за гражданами, имеющими высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний; индивидуальное углубленное профилактическое консультирование по вопросам здорового питания, включающее оценку фактического питания, углубленное обследование состава тканей и основного обмена организма человека, оказание медицинской помощи по оптимизации массы и состава тканей организма человека, коррекции нарушений питания; организация и проведение мероприятий по информированию и мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни (в том числе в трудовых и учебных коллективов) включая рациональное питание, увеличение двигательной активности, снижение стресса, прекращение потребления табака, пагубного потребления алкоголя, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача; обучение граждан правилам оказания первой помощи при жизнеугрожающих заболеваниях и их осложнениях (острый коронарный синдром, острые нарушения мозгового кровообращения, острая сердечная недостаточность, внезапная сердечная смерть), включая индивидуальное и/или групповое обучение лиц, имеющих высокий риск развития указанных жизнеугрожающих состояний, и членов их семей; информирование врачей медицинской организации, в составе которой организован Центр, о случаях выявления граждан с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний; повышение уровня знаний медицинских работников медицинской организации по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни; анализ распространенности факторов риска развития неинфекционных заболеваний, показателей заболеваемости, инвалидизации и смертности населения от указанных заболеваний; организация и участие в проведении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включая пропаганду, направленную на прекращение потребления табака, пагубного потребления алкоголя и потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача среди населения; участие в разработке и реализации мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни; представление отчетности в установленном порядке, сбор и предоставление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения, в том числе контроль, учет и анализ результатов диспансеризации и профилактических медицинских осмотров. Соответственно, ввиду фактического несоответствия задач выполняемых Центром здоровья тем задачам, которые установлены нормативными актами о данном учреждении, периоды работы в указанном Центре не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность их доводов путём исследования письменных доказательств в материалах дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из объяснений сторон, копии решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 14.12.2018 г. №350886/18 (копия на л.д. 11-16) следует, что истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности специального стажа 30 лет, на дату обращения истца за назначением.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», п.10 по данному вопросу дает следующие разъяснения, что финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемым в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», производится на общих основаниях. Согласно ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (п.3 ст.9 и п.2 ст.10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным ФЗ и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда РФ). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей- учреждений для детей, учреждений здравоохранения в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными или частными. Учитывая это лицам, осуществляющим лечебную деятельность в государственных муниципальных учреждениях, учреждениях здравоохранения лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании пп.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец и кому принадлежало закрепленное за ними имущество-государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

В судебном заседании установлено следующее.

Приказом № * года Ульянова Т.В. была принята врачом - интерном для прохождения интернатуры в ДБПО.

Приказом №* Ульянова Т.В. с 01.08.1995 г была отчислена в связи с окончанием интернатуры и направлена по распределению в ТПО-3.

Согласно справки о переименовании государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Детская городская больница г. Балаково», в структуру Детского больнично-поликлинического отделения» входили: стационар, ­детская больница, детская поликлиника № 1, детская поликлиника №2, детская молочная кухня. Данные учреждения поименованы Списками, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д. 35).

В соответствии со справкой №*, уточняющей особый характер или условия труда, необходимые для назначения пенсий работа Ульяновой Т.В. проходила при нормальной продолжительности рабочего времени. К работе с неполной рабочей неделей она не привлекалась (л.д. 36).

Приказом №* Ульянова Т.В. была принята на должность участкового врача-терапевта терапевтического отделения №1 в ТПО-3 г. Балаково.

Приказом №* Ульянова Т.В. была переведена на должность врача подросткового кабинета терапевтического отделения №1.

Приказом № * Ульянова Т.В. была назначена на должность заведующей подростковым кабинетом-врачом терапевтом подростковым.

Приказом №* Ульянова Т.В. была назначена заведующей подростковым отделением-врачом терапевтом подростковым.

Приказом 81 лс от 18.08.2003 года Ульянова Т.В. была уволена в порядке служебного перевода в Детскую городскую поликлинику.

До 30.08.1984 года поликлиника №3 входила в состав Центральной районной больницы, затем Городская больница города Балаково.

С 01.09.1984 года поликлиника №3 реорганизована в самостоятельное бюджетное учреждение (приказ № 84-к главного врача города и района от 28.08.1984 года).

С 20.08.1993 года поликлиника № 3 переименована в ТПО № 3 (свидетельство серии СБ № 10733 от 20.08.1993 года).

ТПО №3 переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения ТПО №3 с 18.06.1999 года (свидетельство государственной регистрации предприятия серия СБ №1058).

Муниципальное учреждение здравоохранения ТПО №3 переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №3» с 3 мая 2000 года (приказ №62 от 03.05.2000 года).

Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №3 г. Балаково» с 01.01.2012 года (приказ №199 от 30.12.2011 года).

Таким образом, в период времени с 02.08.1995 по 17.08.2003 года Ульянова Т.В. работала в одном и том же медицинском учреждении в поликлинике №3, расположенном по адресу г. Балаково ул. Комарова 126, данное лечебное учреждение меняло только его название.

Приказом №* Ульянова Т.В. была принята в Муниципальное учреждение здравоохранения «Центр медицинской профилактики» на должность врача – терапевта.

Приказом комитета здравоохранения администрации БМР от * создано муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр медицинской профилактики» путем изменения типа существующего муниципального учреждения здравоохранения «Центр медицинской профилактики».

Распоряжением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 №325-ПР Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр медицинской профилактики» переименовано в государственное учреждение здравоохранения Саратовской области «Балаковский центр медицинской профилактики».

Распоряжением Правительства Саратовской области от 14.08.2014 №132-Пр Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области «Балаковский центр медицинской профилактики с 28.11.2014 реорганизовано в форме присоединения к государственному учреждению здравоохранения «Саратовский областной центр медицинской профилактики» (л.д. 110).

Приказом от * Ульянова Т.В. была переведена на должность заведующей центром здоровья - врача – терапевта (л.д. 109).

Все это время она работала на одном и том же медицинском учреждении, расположенном по адресу г. Балаково ул. 30 лет Победы д. 7б, происходило лишь переименование данного медицинского учреждения.

Свою медицинскую деятельность «Центр здоровья Балаково» ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» осуществляет в соответствии с требованиями, установленными для организации деятельности центра здоровья, что подтверждается лицензиями на осуществление медицинской деятельности, положением о центре здоровья.

Вышеуказанные обстоятельства установлены судом и подтверждены в судебном заседании на основании письменных доказательств, а именно, копии трудовой книжки Ульяновой Т.В. (л.д. 17-34), копий справок о переименовании медицинского учреждения и копий справок, уточняющих особый характер условий труда (л.д. 35-36,51, 87-88, 107-108), копии устава детского больнично-поликлинического объединения (л.д. 37-49), копии исторической справки (л.д. 50), копией тарификационного списка (л.д. 51-55), копией устава МУЗ «ТПО № 3» г. Балаково (л.д. 56-69), копии устава МУЗ «Городская поликлиника № 9» г. Балаково (л.д. 70-83), копий лицензий (л.д. 84-86, 144-157), копии должностной инструкции заведующего центром здоровья – врача-терапевта (л.д. 89-91), копии положения об организации Центра здоровья (л.д. 94-106), копии устава ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» (л.д. 112-143), копии штатных расписаний (л.д. 144-186).

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 (ранее подпунктом 11 пункта 1 статьи 28) Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 2-П от 19 января 2004 г., принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. У граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 были утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Указанные Списки действовали до 1999 года, в соответствии с п. 1 которых право на досрочное назначение пенсии имели средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В п.3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета министров СССР № 1397 от 17.12.1959г., указано, что в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы, указанной в п.1 настоящего Положения, засчитывается работа по специальности в домах отдыха, пионерских лагерях и курортных пансионатах, в управлениях домами отдыха и санаториями, в учреждениях, отделах и инспекциях врачебно-­трудовой, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, в органах государственной и ведомственной санитарной инспекции и санитарного просвещения, в органах социального страхования и кооперативного страхования, системе общественного Красного Креста и Красного Полумесяца.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохраненияисанитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право напенсиюза выслугу лет" врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" от 20.12.2005 г. № 25, неточность наименования структурного подразделения носит формальный характер и не должна повлечь нарушения права работника на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, которую он заработал, осуществляя лечебную деятельность по охране здоровья населения в сложных условиях, которые законодатель посчитал необходимым компенсировать льготным исчислением стажа.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовыепенсии" в случае несогласия гражданина с отказомпенсионногооргана включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудоваяпенсияпо старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального Закона "О трудовыхпенсияхв Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовойпенсиипо старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Ответчиком не представлено каких-либо доказательств того, что по своему статусу указанное объединение не является медицинским учреждением, оказывающим лечебно-профилактические услуги населению.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, в разделе «Наименование учреждений» предусматривает больницы всех наименований и поликлиники всех наименований.

Согласно Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 года №464 средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно­-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеет право на пенсию за выслугу лет,

Согласно Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, должность врачи, наименование учреждений: медико-санитарная часть, поликлиники, поименованы списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Согласно Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 должность врачи, учреждения: медико-санитарная часть, поликлиники всех наименований поименованы Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность.

Кроме того в Списке, утвержденном Постановлением от 29.10.2002 года № 781 учреждения «поликлиники всех наименований», «медико-санитарная часть» поименованы, а также п.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 гласит, что в стаж работы, засчитывается на общих основаниях в порядке предусмотренном настоящими Правилами работа в лечебно­-профилактических структурных подразделениях, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, и т.д.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В связи с указанными обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что ответчиком незаконно не включены спорные периоды работы в трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Анализируя в совокупности указанные выше доказательства, суд пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца Ульяновой Т.В. подлежат включению в специальный стаж.

Понятие служебной командировки раскрывается в статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Истец Ульянова Т.В. была направлена в командировку с 15.10.2012 года по 20.10.2012 года.

Так как Ульянова Т.В. была направлена в командировку в период ее работы в указанном медицинском учреждении, указанные периоды должны быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, связанных с лечебной деятельностью.

Указанные обстоятельства не опровергаются ответчиком, нашли свое подтверждение в судебном заедании.

Периоды с 18.05.2003 года по 28.06.2003 года, с 28.01.2008 года по 17.05.2008 года, с 21.01.2013 года по 02.03.2013 года на курсах повышения квалификации не засчитаны Пенсионным Фондом в стаж на соответствующих видах работ, так как включение этих периодов в стаж, дающий право на досрочную пенсию, не предусмотрено ни Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года, ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства 29.10.2002 г. № 781, ни в Правилах утвержденных 11.07.2002 г. № 516.

Истец Ульянова Т.В. находилась в командировке в периоды времени с 18.05.2003 года по 28.06.2003 года, с 28.01.2008 года по 17.05.2008 года, с 21.01.2013 года по 02.03.2013 года на курсах повышения квалификации. Прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности.

В силу пункта 4 действующих в настоящее время «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иным нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Период повышения квалификации подлежит зачету в стаж для назначения досрочной пенсии, поскольку повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Так, статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 (с изменениями и дополнениями), установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций, и подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании чего медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат.

В соответствие с абзацами 2, 4 и 5 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Повышение курсов квалификации является как для медицинского работника, так и для работодателя, и правом и обязанностью.

Доводы представителя ответчика о том, что периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж и учитываться при назначении льготной пенсии, судом не могут быть приняты как не основанные на законе.

Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, поэтому указанные периоды включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Суд считает, что поскольку на курсы повышения квалификации истец направлялся работодателем, это входило в его должностные обязанности, за ним сохранялась заработная плата, указанный период должен быть включен в специальный трудовой стаж.

Поскольку указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца, с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, на момент обращения за назначением пенсии имела необходимую продолжительность специального стажа 30 лет.

При рассмотрении дела ответчик не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней.

Истец обратился за назначением пенсии 06.06.2018 года, что подтверждается представленными в материалах дела документами и не оспаривается представителем ответчика, с этой даты ей должна быть назначена пенсия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить исковые требования Ульяновой Т.В..

Решение ГУ - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе от * об отказе Ульяновой Т.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части исключения из льготного стажа в связи с лечебной деятельностью периода работы с 26.01.1995 года по 01.08.1995 года в Детском больнично-поликлиническом объединении ГТМО г. Балаково в должности врача-интерна; периода работы со 02.08.1995 года по 20.03.1996 года в «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности участкового врача терапевта терапевтического отделения № 1; периода работы с 21.03.1996 года по 17.06.1999 года в «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности врача подросткового кабинета терапевтического отделения № 1; периода работы с 18.06.1999 года по 31.10.1999 года в МУЗ «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности врача подросткового кабинета терапевтического отделения № 1; периода работы с 01.11.1999 года по 02.05.2000 года в МУЗ «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности заведующей подростковым кабинетом, врачом терапевтом подростковым; периода работы с 28.11.2014 года по 01.10.2017 года в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья г. Балаково, периода работы со 02.10.2017 года по 05.06.2018 года в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья г. Балаково, заведующего центра здоровья врача-терапевта; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 18.05.2003 года по 28.06.2003 года, с 28.01.2008 года по 17.05.2008 года, с 21.01.2013 года по 02.03.2013 года; периода нахождения в командировке с 15.10.2012 года по 20.10.2012 года.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе включить Ульяновой Т.В. в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении, период работы с 26.01.1995 года по 01.08.1995 года в Детском больнично-поликлиническом объединении ГТМО г. Балаково в должности врача-интерна; период работы со 02.08.1995 года по 20.03.1996 года в «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности участкового врача терапевта терапевтического отделения № 1; период работы с 21.03.1996 года по 17.06.1999 года в «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности врача подросткового кабинета терапевтического отделения № 1; период работы с 18.06.1999 года по 31.10.1999 года в МУЗ «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности врача подросткового кабинета терапевтического отделения № 1; период работы с 01.11.1999 года по 02.05.2000 года в МУЗ «Территориально-поликлиническом объединении №3» в должности заведующей подростковым кабинетом, врачом терапевтом подростковым; периода работы с 28.11.2014 года по 01.10.2017 года в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья г. Балаково, периода работы со 02.10.2017 года по 05.06.2018 года в ГУЗ «Саратовский областной центр медицинской профилактики» в должности врача терапевта центра здоровья г. Балаково, заведующего центра здоровья врача-терапевта; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18.05.2003 года по 28.06.2003 года, с 28.01.2008 года по 17.05.2008 года, с 21.01.2013 года по 02.03.2013 года; период нахождения в командировке с 15.10.2012 года по 20.10.2012 года.

Обязать ГУ-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе назначить Ульяновой Т.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 06.06.2018 года.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья А.В. Кротов

«Согласовано»

Судья А.В. Кротов

2-1016/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ульянова Татьяна Владимировна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе
Другие
Ильина Татьяна Валерьевна
Суд
Балаковский районный суд Саратовской области
Дело на странице суда
balakovsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее