Решение по делу № 2-448/2024 (2-3268/2023;) от 19.10.2023

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

        Именем Российской Федерации

        16 февраля 2024 года                                                           <адрес>

Электростальский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Смирновой Е.М., при секретаре ФИО2, с участием представителя истца по доверенности ФИО4, представителя ответчика Комитета имущественных отношений Администрации г.о. <адрес> по доверенности ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.о. <адрес>, Комитету имущественных отношений Администрации г.о. <адрес> об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка без проведения торгов,

Установил:

<дата> в суд поступил иск ФИО1 к Администрации г.о. <адрес>, Комитету имущественных отношений Администрации г.о. <адрес> об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка без поведения торгов.

Исковые требования мотивированы тем, что между истцом ФИО1 и Комитетом имущественных отношений Администрации г.о. <адрес> заключен договор аренды земельного участка от <дата>, сроком с <дата> по <дата>. Согласно разделу 1 договора предметом аренды является земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером , категория земель "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для строительства торгово-офисного комплекса", расположенный по адресу: <адрес>, между домами и . Земельный участок предоставлен на основании под. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, т.е. для завершения строительства объекта незавершенного строительства.

На основании решения Электростальского городского суда <адрес> от <дата> по делу за ФИО1 зарегистрировано право собственности на нежилое здание площадью 452,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>Б, кадастровый , дата присвоение кадастрового номера <дата>, функционального назначения (наименования) торгово-офисное здание, расположенное в пределах земельного участка кадастровый .

Истец, ФИО1, будучи собственником нежилого здания, в целях реализации права на приобретение в собственность земельного участка, на котором оно расположено, на основании ст. 39.20 ЗК РФ обратилась в Администрацию г.о. <адрес>.

Решением от <дата> Администрацией г.о. <адрес> ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов". Отказ мотивирован тем, что на земельном участке не осуществляется деятельность в сфере торговли, делового управления; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Между тем, как указывает истец, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне О-1 – многофункциональная общественно-деловая зона. Согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) округа <адрес>, утвержденных постановлением Администрации г.о. <адрес> от <дата> в редакции постановления Администрации г.о. <адрес> от <дата> ) многофункциональная общественно-деловая зона О-1 установлена для обеспечения условий размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также общественного использования объектов капитального строительства. Основными видами разрешенного использования, в том числе указано: предпринимательство (ВРИ 4.0), предельные размеры земельного участка мин. – 1000 кв.м., макс. – 100 000 кв.м.

Истец ФИО1 полагает, что она, будучи собственником нежилого здания с функциональным назначением "торгово-офисное здание", расположенного в пределах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером , постановленного на кадастровый учет и предоставленного ФИО1 в пользование в площади 1000 кв.м. по договору аренды обладает исключительным правом на приобретение такового в собственность. Фактическое использование земельного участка соответствует требованиям документов градостроительного зонирования и планирования. В соответствии с решением Совета депутатов г.о. <адрес> от <дата> "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности городского округа <адрес> при заключении договора купли-продажи без проведения торгов" цена продажи земельного участка с кадастровым номером будет составлять 15 процентов от кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 983 450 рублей 00 коп. – 15 % соответственно, цена участка составит 447 517 руб. 50 коп.

Истец, ссылаясь на ст. ст. 1,7,39.1,39.3,39.20,85 ЗК РФ, ст. 445 ГК РФ просит суд обязать Администрацию г.о. <адрес>, Комитет имущественных отношений Администрации г.о. <адрес> заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, по цене 447 517 руб. 50 коп.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений Администрации г.о. <адрес> по доверенности ФИО5 исковые требования ФИО1 не признала, представила суду письменные возражения на иск. В возражениях указала, что по сведениям Росреестра на испрашиваемом в собственность земельном участке с кадастровым номером , разрешенное использование "для строительства торгово-офисного комплекса" находится здание с кадастровым номером 50:46:0060308:1173, наименование "торгово-офисное здание". В соответствии с актом осмотра фактически здание не используется. Заявителю в решении от <дата> об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" разъяснена причина отказа и порядок обжалования решения, в том числе и досудебный, с направлением жалобы в Администрацию в соответствии с разделом 5 Административного регламента. Заявителем жалоба не подавалась.

Продажа земельного участка, находящегося в собственности государства или муниципального образования в силу положений ст. 39.3 п.2 пп.6 ЗК РФ без проведения торгов возможна собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, которые расположены на данном земельном участке.

Представитель ответчика Администрации г.о. <адрес>, извещенный судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил суду письменные возражения на иск, в которых просил в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать. В возражениях указал, что в результате поверки представленных документов установлено, что на земельном участке не осуществляется деятельность в сфере торговли, делового управления, что не допускает предоставление земельного участка на заявленном виде права.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, между ФИО1 и Комитетом имущественных отношений Администрации г.о. <адрес> в соответствии с ЗК РФ, <адрес> от <дата> -ОЗ "О наделении органов местного самоуправлении муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>", <адрес> от <дата> -ОЗ "О регулировании земельных отношений в <адрес>", на основании решения Электростальского городского суда <адрес> от <дата> по делу а-1048/2020, заключен договор аренды земельного участка от <дата>.

Согласно разделу 1 договора предметом аренды является земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером , категория земель – "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для строительства торгово-офисного комплекса", расположенный по адресу: <адрес>, между домами и . Земельный участок предоставлен на основании под. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, т.е. для завершения строительства объекта незавершенного строительства.

В пункте 1.3. договора аренды земельного участка отражено, что на земельном участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером . Договор аренды земельного участка заключен на срок с <дата> по <дата>.

На основании решения Электростальского городского суда <адрес> от <дата> по делу за ФИО1 зарегистрировано право собственности на нежилое здание площадью 452,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>Б, кадастровый , дата присвоение кадастрового номера <дата>, функционального назначения (наименования) торгово-офисное здание, расположенное в пределах земельного участка кадастровый .

ФИО1, будучи собственником нежилого здания в целях реализации права на приобретение в собственность земельного участка, на котором оно расположено, на основании ст. 39.20 ЗК РФ обратилась в Администрацию г.о. <адрес>.

Решением от <дата> Администрацией г.о. <адрес> ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов". Отказ мотивирован тем, что на земельном участке не осуществляется деятельность в сфере торговли, делового управления; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

    Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 ЗК РФ.

Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в частности, на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К ним относится предоставление в собственность за плату земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

В соответствии с подпунктом 14 данной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с проектом планировки территории.

По смыслу положений частей 3, 5, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав недвижимости»).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

Положением под. 8 пункта 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенному использованию в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу ст. 7 ЗК РФ земли в РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральным законом и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (ст. 1, 30, 37 Градостроительного кодекса РФ).

В силу части 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке, в частности, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Как следует из материалов дела и подтверждено выпиской из ЕГРН истец является собственником нежилого здания площадью 452,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Б, кадастровый , дата присвоение кадастрового номера <дата>, функционального назначения (наименования) торгово-офисное здание, расположенное в пределах земельного участка кадастровый . Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет <дата> в площади 1000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства торгово-офисного комплекса; для иных видов жилой застройки.

Земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне О-1 – многофункциональная общественно-деловая зона.

Согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) округа <адрес>, утвержденных постановлением Администрации г.о. <адрес> от <дата> в редакции постановления Администрации г.о. <адрес> от <дата> ) многофункциональная общественно-деловая зона О-1 установлена для обеспечения условий размещения объектов капитального строительство в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также общественного использования объектов капитального строительства. Основными видами разрешенного использования, в том числе указано: предпринимательство (ВРИ 4.0), предельные размеры земельного участка мин. – 1000 кв.м., мах. – 100 000 кв.м.

Согласно приказу Росреестра от <дата> № П/0412 вид разрешенного использования предпринимательство включает в себя размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10.

В соответствии со ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

Из положения под. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ следует, что законодатель не разделяет понятия эксплуатируемый объект недвижимости или неэксплуатируемый объект недвижимости для цели предоставления земельного участка в собственность.

Суд принимает во внимание, что земельный участок в конкретной площади 1000 кв.м. поставлен на кадастровый учет, предоставлен истцу для строительства торгово-офисного комплекса. Объект, в целях строительства которого предоставлен испрашиваемый земельный участок, достроен, введен в гражданский оборот, право собственности ФИО1 на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>Б, кадастровый , имеющее функциональное назначение (наименования) торгово-офисное здание, расположенное в пределах испрашиваемого земельного участка зарегистрировано в установленном порядке. Стороной истца суду представлен долгосрочный договор аренды части помещений, находящихся в указанном объекте недвижимости.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО1, обладающая правом собственности на нежилое здание с функциональным назначением "торгово-офисное здание", расположенного в пределах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером , находящегося в многофункциональной общественно-деловой зоне О-1, установленной для обеспечения условий размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также общественного использования объектов капитального строительства, поставленного на кадастровый учет и предоставленного ФИО1 в пользование в площади 1000 кв.м. по договору аренды именно в целях строительства торгово-офисного здания, обладает исключительным правом на приобретение такового в собственность, без проведения торгов.

Предоставление собственникам зданий, строений, сооружений исключительного права на приватизацию занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Исключительность права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенных, означает, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, и никто, кроме собственника

Довод стороны ответчика, Комитета имущественных отношений Администрации г.о. <адрес> о том, что истцом решение об отказе в предоставлении государственной услуги не обжаловано, судом отклоняется.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим.

В силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от <дата> "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ или в порядке, предусмотренном ст. 445 ГК РФ.

Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права является прерогативой лица, требующего судебной защиты.

Положениями п. 4 ст. 445 ГК РФ установлено, что если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторонам вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Предварительное (до обращения в суд с исковым требованием) оспаривание в публичном производстве в порядке КАС РФ действий (бездействия) либо актов органов власти не требуется.

В соответствии с решением Совета депутатов г.о. <адрес> от <дата> "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности городского округа <адрес> при заключении договора купли-продажи без проведения торгов" цена продажи земельного участка с кадастровым номером будет составлять 15 процентов о кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка согласно сведениям ЕГРН составляет 2 983 450 рублей 00 коп. – 15 % соответственно, стоимость земельного участка составит 447 517 руб. 50 коп.

Согласно распоряжению Администрации г.о. <адрес> от <дата> "Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг" от имени городского округа <адрес> предоставление в аренду и передачу в собственность земельных участков на территории городского округа <адрес> и заключение договоров аренды и договоров купли-продажи земельных участков аренду, находящихся в муниципальной собственности городского округа <адрес>, осуществляет Комитет имущественных отношений городского округа <адрес>.

С учетом вышеуказанных и установленных судом обстоятельств, принимая во внимание характер спорных правоотношений и применяемые нормы материального права суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца об обязании Администрацию г.о. <адрес>, Комитет имущественных отношений Администрации г.о. <адрес> заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, между домами и , по цене 447 517 руб. 50 коп.

Руководствуясь ст.ст.12, 45, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. <адрес>, Комитет имущественных отношений Администрации г.о. <адрес> заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, между домами и , по цене 447 517 (четыреста сорок семь тысяч пятьсот семнадцать) рублей 50 копеек.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде.

Судья: подпись.

В мотивированном виде решение

изготовлено 01 марта 2024 года.

Судья: подпись. Копия верна:

Судья                            Е.М. Смирнова

2-448/2024 (2-3268/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Бардина Юлия Владимировна
Ответчики
Комитет имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области
Администрация г.о.Электросталь
Другие
Чернова Юлия Владимировна
Гусарова Ольга Евгеньевна
Суд
Электростальский городской суд Московской области
Дело на странице суда
elektrostal.mo.sudrf.ru
19.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2023Передача материалов судье
26.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.12.2023Предварительное судебное заседание
16.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее