Дело № 2а-96/2021 (12RS0009-01-2021-000214-21)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 апреля 2021 г. пос. Морки
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Лапшиной Т.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в отсутствие сторон административное дело по административному исковому заявлению прокурора Моркинского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
у с т а н о в и л :
5 марта 2021 г. административный истец прокурор Моркинского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице Интернет-сайта: https://... для последующего внесения сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование своих требований административный истец указал, что в ходе проверки установлено о размещении на указанной странице информации о возможности получения медицинской справки без прохождения соответствующей медицинской комиссии, за денежное вознаграждение в обход установленной законодательством процедуры их получения. Вход на страницу свободный, не требует предварительной регистрации и введения пароля, с содержанием может ознакомиться любой пользователь, в том числе несовершеннолетний. Посетителям указанного электронного адреса предоставляется возможность приобретения медицинских справок различных форм. Сведения о регистраторе указанного доменного имени в общедоступном сервисе Whols отсутствуют.
Распространяемая через сайт информация, направлена на возможность получения медицинских справок различных форм без прохождения соответствующей медицинской комиссии, за денежное вознаграждение в обход установленной законодательством процедуры их получения и возможности приобретения и использования заведомо подложного документа. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства приобретение данных справок на указанном сайте не требует от заявителя прохождения лабораторного исследования, что создает угрозу нарушения противоэпидемиологического режима, создает условия для нарушения права на жизнь и здоровье иных граждан. В связи с чем доступ к информации, размещенной на интернет-странице, подлежит ограничению.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с ч.2 ст.140, ч.6 ст.292 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения индивидуальными предпринимателями санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В соответствии ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
За приобретение или сбыт официальных документов предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 324, 327 УК РФ), за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт также предусмотрена административная ответственности (ст. 19.23 КоАП РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 78 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации имеют право выдавать медицинские справки и медицинские заключения.
Приказом Минздрава России от 14.09.2020 № 972н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений (далее - Порядок).
В силу п. 10 Порядка справки выдаются на основании записей в медицинской документации пациента, внесенных лечащим врачом, другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента, или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Моркинского района Республики Марий Эл, установлено, что в сети «Интернет» на странице, расположенной по адресу: https://... размещена информация о возможности получения медицинских справок без прохождения соответствующей медицинской комиссии, за денежное вознаграждение в обход установленной законодательством процедуры их получения.
Результаты проверки отражены в соответствующем акте осмотра Интернет-ресурсов от 28 февраля 2021 г.
Обнаруженная в сети «Интернет» информация фактически способствует совершению преступлений и правонарушений, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц.
В силу ч.1, 2, 5 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 настоящей статьи, являются в т.ч. вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 9, 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101, полномочиями по внесению в единый реестр реестровой записи о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, на основании вступившего в законную силу решения суда наделена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сведения, размещенные на Интернет - страницах, расположенных по адресу: https://...носит противоправный характер, побуждают неопределенный круг лиц к изготовлению поддельных медицинских справок, за которое предусмотрена уголовная и административная ответственность. Обеспечение доступа к незаконной информации создает угрозу нарушения прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации.
Таким образом, в целях прекращения доступа в сети «Интернет» к вышеуказанным интернет-страницам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ.
Руководствуясь ст.180, 293, 294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Моркинского района Республики Марий Эл о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице Интернет-сайта: https://.. запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Вступившее в законную силу решение суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл для внесения сведений об указанном сайте в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Моркинский районный суд Республики Марий Эл в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий
Судья Т.И.Лапшина