УИД № 77RS0002-02-2023-015302-45
Дело № 2-192/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2024 года г.Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе:
Председательствующего (судьи): Самсоновой В.О.,
при секретаре: Якименко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смоленского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому Акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия на объектах железнодорожного транспорта,
установил:
Смоленский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Открытому Акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), в котором просил о признании незаконным бездействия ответчика, которое выразилось в неисполнении требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Рослвль-1 и железнодорожном вокзале станции Рославль, расположенных на территории Смоленской области. Просил обязать ответчика в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожной санкции Рославль-1 и железнодорожном вокзале г.Рославль: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности в соответствии с требованиями подп.«г» п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающей уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635. Реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями подп. «е» п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающей уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635. Ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры, выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры, организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями подп. «б,г,к» п.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающей уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635, указав в обоснование требований на то, что ответчиком добровольно не исполняются требования действующего законодательства, что может повлечь осуществление противоправных действий на объектах железнодорожного транспорта, в том числе совершение террористического акта, может создать угрозу безопасности транспортного комплекса, причинение вреда жизни и здоровью граждан, материального ущерба при нахождении на указанных объектах.
Определением Басманного районного суда г.Москвы от 27.10.2023г. указанное гражданское дело направлено по подсудности в Рославльский городской суд Смоленской области по ходатайству представителя истца и ответчика (по месту нахождения большинства доказательств).
Как установлено в судебном заседании, истец и ответчик заблаговременно извещены судом о дате и времени судебного заседания.
Представитель Смоленской транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, сославшись в письменном заявлении, адресованном суду, на занятость сотрудников и просил об отложении судебного заседания.
Представитель ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился. В письменном заявлении, адресованном суду, представитель ответчика Курченко Т.С. просила об отложении судебного заседания и з-за необходимости подготовки возражений на иск.
Суд, разрешая заявленные ходатайства, отмечает, что исходя из положений ст.ст.155, 161,166,167 ГПК РФ при рассмотрении дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, суд устанавливает наличие сведений, подтверждающих надлежащее их уведомление о времени и месте судебного заседания, данных о причинах неявки в судебное заседание, после чего разрешает вопрос о правовых последствиях неявки указанных лиц в судебное заседание.
Как установлено ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Изучив материалы гражданского дела, суд отмечает, что истцу и ответчику судом созданы условия для реализации предусмотренных ст.35 ГПК РФ процессуальных прав, в том числе права на участие в рассмотрении дела, дачу объяснений, представление доказательств в условиях состязательного процесса, а также права на создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела.
Из материалов гражданского дела видно, что в подтверждение ходатайства об отложении судебного заседания прокурор не представил суду каких-либо доказательств (судебные извещения, график распределения служебной нагрузки и т.п.). Не представлено суду со стороны истца и данных о невозможности прикомандирования или передоверия полномочий, для участия в назначенное судом время, иных сотрудников прокуратуры из-за отсутствия в штате Смоленской транспортной прокуратуры свободных сотрудников.
Представитель ОАО «Российские железные дороги» суду не представил доказательств невозможности направления с их стороны возражений на иск, письменных доказательств по делу, а также направления их представителя в суд. Тем более, что копия иска с приложениями, была направлена истцом в адрес ответчика 01.09.2023г. и получена ими 08.09.2023г., что следует из публичной информации АО «Почта России».
Более того, 06.10.2023г. подавая в Басманный районный суд г.Москвы ходатайство о передачи дела в Рославльский городской суд Смоленской области, где находится большинство доказательств, представитель ответчика имел возможность сбора таковых и подготовки с этого момента возражений на иск.
Суд также не может не отметить, что в структуре ОАО «РЖД» функционирует юридическая служба, а также в структуре ОАО «РЖД» имеется Смоленский отдел правового обеспечения и с их стороны имелась возможность на протяжении нескольких месяцев подготовить возражения на иск прокурора и собрать необходимые доказательства, как в г.Москве, так и в г.Смоленске и г.Рославль.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным отказать представителям истца и ответчика в отложении рассмотрения дела, тем более, что представленных суду доказательств достаточно для рассмотрения поставленного перед судом вопроса о соблюдении безопасности на объектах железнодорожного транспорта, по существу.
Отказывая в отложении рассмотрения дела по заявленным сторонам основаниям, суд исходит также из того, что данные основания не предусмотрены нормами гражданского процессуального права.
Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов гражданского дела, Смоленской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Московской дирекцией пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» требований законодательства о транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Рославль-1 и железнодорожного вокзала станции Рославль.
В судебном заседании установлено, что железнодорожному вокзалу станции Рославль Федеральным агентством железнодорожного транспорта присвоен реестровый номер ЖВК007945. Паспорт обеспечения транспортной безопасности утвержден 26.05.2021г.
Станция Рославль-1 Федеральным агентством железнодорожного транспорта включена в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый номер ЖСТ003005). Паспорт обеспечения транспортной безопасности утвержден 03.11.2021г.
В паспорте определены меры, реализуемые ответчиком в целях обеспечения защищенности объекта от актов незаконного вмешательства, а также предусмотрен алгоритм действий соответствующих ответственных работников за обеспечение транспортной безопасности на объекте.
Железнодорожная станция Рославль-1 является станцией 3 класса, осуществляющей прием (пропуск) грузовых и пассажирских поездов и обслуживание пассажиров путем продажи билетов. Её производственно-технологический комплекс на праве собственности принадлежит ОАО «РЖД».
Статье 2 ФЗ «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 (далее – ФЗ № 35-ФЗ) установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на одном из таких принципов, как приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ч.1 ст.4 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – ФЗ № 16-ФЗ), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.12 ФЗ № 16-ФЗ).
Во исполнение п.1 ст.8 ФЗ № 16-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее – Требования № 1635), которые в соответствии с п.3 Требования № 1635 вступили в силу 15.04.2021г.
Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов (подп. «г» п.5 Требований № 1635).
В соответствии с подп. «е» п.5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с подп. «б,г,к» п.6 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным п.5 Требований № 1635 обязаны: ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры; выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры (далее - пункт управления обеспечением транспортной безопасности); организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах, исходя из буквального толкования п.5, 6 и 7 Требований № 1635, суд приходит к выводу о том, что такие требования подлежат соблюдению при первом уровне безопасности, при повышении уровня опасности - вводятся дополнительные меры.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» (далее – Постановление № 2344), согласно которому уровень № 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Пунктом 2 Постановления № 2344 установлено, что первый уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
При этом, обеспечение объектов транспортной инфраструктуры транспортной безопасностью необходимо во все время эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.
При этом, при проведении Смоленской транспортной прокуратурой проверки на объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Рославль-1 и железнодорожном вокзале станции Рославль, установлено, что на железнодорожном вокзале станции Рославль и железнодорожной станции Рославль-1 паспорта обеспечения транспортной безопасности не реализованы.
Таким образом, при проведении транспортным прокурором проверки на железнодорожной станции Рославль-1 и железнодорожном вокзале г.Рославль выявлен факт не образования и (или) не привлечения ОАО «РЖД» для защиты названного объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства подразделений транспортной безопасности, включающих в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ), специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В судебном заседании установлено, что ответчиком не принято решение об участии подразделения транспортной безопасности в защите спорного объекта как путем формирования собственного подразделения, так и путем привлечения иного подразделения транспортной безопасности.
Не представлено ответчиком и доказательств обеспечения на спорных объектах ограничения доступа (перемещения) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры, а также, что выделены и оборудованы в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры и организованы пропускной и внутриобъектовый режимы на спорных объектах транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры.
Данные обстоятельства подтверждены актами проверки (обследования) от 29.06.2023г. и фототаблицами к ним (л.д.18-28, 31-41), паспортом железнодорожной станции Рославль-1 (л.д.42) и паспортом железнодорожного вокзала станции Рославль (л.д.44).
Принадлежность ОАО «РЖД» здания железнодорожного вокзала станции Рославль подтверждена выпиской из ЕГРН от 25.11.2016г. (л.д.56), инвентарной карточной учета объекта (л.д.57-58).
Принадлежность ОАО «РЖД» платформы пассажирской высокой береговой на станции Рославль подтверждена выпиской из ЕГРН от 11.11.2016г. (л.д.62), инвентарной карточной учета объекта (л.д.63-64).
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 23.01.2014г. здание дома связи, расположенное по адресу: г.Рославль, станция Рославль, около ж.д. путей, принадлежит ОАО «РЖД» (л.д.65).
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 28.04.2010г. пакгауз, расположенный по адресу: г.Рославль, ул.Товарная, д.б/н, принадлежит ОАО «РЖД» (л.д.68).
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 10.12.2014г. здание поста ЭЦ, расположенное по адресу: г.Рославль, принадлежит ОАО «РЖД» (л.д.71).
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 10.12.2014г. здание товарной конторы, расположенное по адресу: г.Рославль, станция Рославль, ул.Товарная, принадлежит ОАО «РЖД» (л.д.74).
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 27.04.2010г. производственно-технический комплекс Смоленск-Сортировочной дистанции пути, в том числе, Факел-Рославль, Рославль-Сухиничи, Смоленск-Брянск, принадлежит ОАО «РЖД» (л.д.75).
10.08.2023г. ОАО «РЖД» признано виновным в свершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в сумме 50000 руб. 00 коп.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии угрозы безопасности сотрудников ОАО «РЖД», граждан, пассажиров и иных лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, на железнодорожной станции Рославль-1 и железнодорожном вокзале Рославль, из-за не выполнения ответчиком положений Требований № 1635.
Железнодорожные пути, устройства и линии сигнализации, блокировки; строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, блокировки; оборудование сетей и систем автоматической коммутации; системы электро- и энергосбережения, на станции выполняются работы по пропуск грузовых и пассажирских проездов, приему, отправлению, обгону, скрещиванию и пропуску грузовых и пассажирских поездов, подаче и уборке вагонов для грузовых, коммерческих и пассажирских операций; посадка и высадка пассажиров; на территории станции помимо здания также располагается здание вокзала, в котором имеется билетная касса, зал ожидания для пассажиров, кабинет начальника станции, иные бытовые помещения.
В данной связи требования истца о признании незаконным бездействия ответчика являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что для требуемых прокурором мероприятий требуется значительный временной промежуток, суд полагает разумным заявленный истцом срок – один год после вступления решения суда в законную силу.
В силу положений ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета МО «Рославльский район» Смоленской области подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Смоленского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому Акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия на объектах железнодорожного транспорта, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги», выраженное в неисполнении требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Рослвль-1 и железнодорожном вокзале станции Рославль, расположенных на территории Рославльского района, Смоленской области.
Обязать Открытое Акционерное общество «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на железнодорожной санкции Рославль-1 и железнодорожном вокзале г.Рославль, расположенных в Рославльском районе, Смоленской области: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности в соответствии с требованиями подп.«г» п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающей уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635. Реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями подп. «е» п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающей уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635. Ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры, выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры, организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями подп. «б,г,к» п.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающей уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635.
Взыскать с Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета МО «Рославльский район» Смоленской области госпошлину в размере 300 (Триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий (судья) В.О. Самсонова
Мотивированное решение суда изготовлено 15.02.2024г.