Решение по делу № 8Г-1768/2021 [88-3325/2021] от 19.01.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                             № 88-3325/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                  16 марта 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Латушкиной С.Б., Леонтьевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело             № 2а-312/2020 УИД 04RS0020-01-2020-000337-29 по административному иску Воробьевой Елены Николаевны к Государственному казённому учреждению «Центр занятости населения Северо-Байкальского района» о признании незаконным отказа в принятии документов, назначения пособия по безработице в минимальном размере,

по кассационной жалобе Воробьевой Елены Николаевны на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 9 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Воробьева Е.Н. обратилась в суд с административным иском к Государственному казённому учреждению «Центр занятости населения Северо-Байкальского района» о признании незаконным отказа в принятии документов, назначения пособия по безработице в минимальном размере.

В обоснование исковых требований Воробьева Е.Н. указала, что                       13 марта 2020 г. Центром занятости населения принято решение о признании Воробьевой Е.Н. в качестве безработной и назначении пособия по безработице в размере 1 950 руб. При этом сотрудниками Центра занятости не были приняты и учтены представленные Воробьевой Е.Н. документы, подтверждающие периоды её работы и размер среднего заработка - договоры возмездного оказания услуг, заключённые с ООО «Регистр»; акты выполненных работ с указанием суммы оплаты, сведения о соответствующем доходе. Воробьевой Е.Н. было разъяснено, что в связи с отсутствием справки о средней заработной плате за период, предшествующий обращению в Центр занятости, ей будет назначен минимальный размер пособия.

По мнению Воробьевой Е.Н., отказ Центра занятости в принятии указанных документов и назначение минимального размера пособия по безработице противоречат требованиям законодательства o занятости населения, о пенсионном обеспечении, налогового законодательства, согласно которым период деятельности по гражданско-правовым договорам входит в трудовой стаж, по нему осуществляются налоговые отчисления. Следовательно, такой период подлежит учёту при регистрации в центре занятости и сумма дохода, полученная по таким договорам, должна учитываться при начислении пособия по безработице. Согласно справке ООО «Регистр», с которым ею заключены договоры гражданско-правового характера, за период с июля 2019 года по январь 2020 года её среднемесячный доход составил 44 285,71 руб. Она относится к лицам предпенсионного возраста, в связи с чем пособие подлежит установлению в размере не менее         13 536 руб.

Воробьева Е.Н. просила суд признать незаконным назначение ей пособия по безработице в минимальном размере - 1950,00 руб.; обязать Государственное казённое учреждение «Центр занятости населения Северо-Байкальского района» принять в качестве подтверждающих период деятельности и размер среднего дохода, документов: договоры возмездного оказания услуг, акты выполненных работ, сведения о доходе (справка Заказчика), полученном по указанным договорам; произвести перерасчёт пособия с учётом сведений о среднем доходе по договорам гражданско-правового характера (договоры возмездного оказания услуг) и начислить пособие по безработице в соответствии со статьёй 33 Закона о занятости с учётом районного коэффициента для граждан предпенсионного возраста.

Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 9 июля 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2020 г., в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Воробьева Е.Н. просит отменить решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 9 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2020 г.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.

На основании части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Воробьева Е.Н. ранее состояла в трудовых отношениях с МП «Муниципальный расчётный центр», откуда 28 февраля 2019 г. была уволена по соглашению сторон на основании пункта 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

4 марта 2020 г. Воробьева Е.Н. обратилась в ГКУ «Центр занятости населения Северо-Байкальского района» с заявлением о постановке на учёт в качестве безработной, приложив к нему следующие документы: трудовую книжку, документы об образовании, банковские реквизиты, договоры возмездного оказании услуг от 8 июля 2019 г., 1 октября 2019 г., 1 ноября          2019 г., 9 января 2020 г., заключённые с ООО «Регистр», акты выполненных работ по указанным гражданско-правовым договорам.

Согласно выписке из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц, составленной ГКУ «Центр занятости населения Северо-Байкальского района», с 4 марта 2020 г. Воробьева Е.Н. зарегистрирована в качестве безработной на основании приказа от 13 марта 2020 г., ей назначено пособие по безработице в размере 1 950 руб. с 4 февраля по 3 июня 2020 г.

Воробьева Е.Н. отнесена Центром занятости к гражданам предпенсионного возраста.

Не согласившись с размером назначенного в минимальном размере пособия по безработице, Воробьева Е.Н. обратилась в суд с настоящим иском, сославшись на необходимость учёта при назначении данного пособия вознаграждения, полученного по договорам возмездного оказания услуг, заключённым с ООО «Регистр».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, сославшись на положения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год», исходил из того, что пособие по безработице, устанавливаемое в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, т.е. в размере, который может превышать минимальную величину этого пособия, безработные вправе получить при одновременном наличии следующих условий: если они перед увольнением состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, если увольнение было осуществлено в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и если увольнение не связано с их виновными действиями. Соответственно, во всех иных случаях, когда эти условия не выполняются, пособие назначается в минимальном размере.

Поскольку увольнение Воробьевой Е.Н. из МП «Муниципальный расчетный центр», которое состоялось 28 февраля 2019 г., осуществлено свыше 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, суд пришёл к выводу, что оснований для начисления пособия в порядке, установленном пунктом 1 статьи 30 и пунктом 1 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» у ответчика не имелось.

При этом суды нижестоящих инстанций пришли к выводу, что безработные граждане, выполнявшие работы по гражданско-правовым договорам либо осуществлявшие предпринимательскую деятельность, не могут быть отнесены к категории граждан, уволенных по любым основаниям и имевших средний заработок, о которых идёт речь в пункте 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», размер пособия по безработице для Воробьевой Е.Н. не может быть определён на основании указанной нормы закона.

Гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В силу статьи 3 Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г.              № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», является выплата пособия по безработице (абзац 2 пункта 1 статьи 28).

Согласно части 1 и 2 статьи 30 Законом Российской Федерации от                  19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчётом на 26 недель с полным рабочим днём (полной рабочей неделей).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Согласно требованиям статьи 33 Законом Российской Федерации от          19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Таким образом, для граждан, осуществлявших трудовую и иную общественно-полезную деятельность и признанных в установленном порядке безработными, законодателем установлены различные правила определения размера пособия по безработице в зависимости от того, к какой категории занятых граждан они относились до постановки их на учёт в качестве безработных в органах службы занятости - к работавшим по трудовому договору (проходившим службу) либо к иным категориям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец прекратила трудовые отношения 28 февраля 2019 г., то есть за период, превышающий 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы 4 марта 2020 г.

В период с 8 июля 2019 г. по 31 января 2020 г. Воробьева Е.Н. оказывала услуги ООО «Регистр» по договорам возмездного оказания услуг.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2010 г. № 11-П, выбор гражданином той или иной формы реализации права на труд (заключение трудового договора с работодателем, заключение контракта о прохождении службы, индивидуальная предпринимательская деятельность, приобретение статуса адвоката и пр.) влечёт для него определённые правовые последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно-полезной деятельности. Такой правовой статус формируется федеральным законодателем посредством включения в него набора прав, обязанностей, государственных гарантий их реализации и мер ответственности, исходя из существа данной деятельности, её целевой направленности и фактического положения лица в порождаемых этой деятельностью отношениях.

Формируя правовой статус лица, работающего по трудовому договору, федеральный законодатель основывается на признании того, что труд такого лица организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, который обязан обеспечить право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимума оплаты труда (абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации). В силу данных обстоятельств работник представляет в трудовом правоотношении экономически более слабую сторону, что предопределяет обязанность Российской Федерации как социального государства обеспечивать надлежащую защиту его прав и законных интересов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 г. № 3-П). В условиях рыночной экономики, предполагающей возможность появления в конкретные периоды избытка рабочей силы и возникновение, как следствие этого, такого социально-экономического явления, как безработица, указанная обязанность включает в себя и установление гарантий социальной защиты и поддержки работников, в том числе при наступлении безработицы (статья 7 Конституции Российской Федерации, статья 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Тем самым федеральный законодатель обязан дополнять правовой статус работника (лица, работающего по трудовому договору) гарантиями его социальной защиты, в том числе на случай безработицы (пункт 2.1. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2010 г. № 11-П).

Поскольку пункт 1 статьи 30 и пункт 1 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» распространяют своё действие на лиц, работавших до увольнения по найму и уволенных по любым основаниям трудового законодательства, а истец не может быть отнесена к данной категории лиц, то размер пособия по безработице для указанной категории граждан следует определять в соответствии с пунктом 2 статьи 30 и пунктом 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Воробьевой Е.Н. у суда первой инстанции не имелось.

Доводы кассационной жалобы о том, что истец является лицом предпенсионного возраста, отмену обжалуемых судебных актов не влекут.

В соответствии с пунктом 4 статьи 342 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, определённой в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Доводы кассационной жалобы, направлены на несогласие с выводами судов и переоценку доказательств и обстоятельств дела, в связи с чем, не могут служить основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку применительно к положениям части 3 статьи 390 ГПК РФ судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, тщательного анализа совокупности собранных по делу доказательств и основаны на правильном применении материальных норм.

В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьёй 3797 ГПК РФ могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от    9 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Воробьевой Елены Николаевны – без удовлетворения.

Председательствующий                    М.В. Лавник

Судьи                                С.Б. Латушкина

                                    Т.В. Леонтьева

8Г-1768/2021 [88-3325/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Воробьева Елена Николаевна
Ответчики
ГКУ Центр занятости населения Северо-Байкальского района
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Латушкина С.Б.- Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
16.03.2021Судебное заседание
16.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее