Решение по делу № 33-224/2021 от 29.03.2021

Председательствующий – Малкова И.С. Дело № 33-224

номер дела в суде первой инстанции 2-1549/2020

УИД 02RS0001-01-2020-003995-06

номер строки в статистическом отчете 2.042

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 апреля 2021 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Плотниковой М.В., Кокшаровой Е.А.,

при секретаре Казаниной Т.А.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Анчугова Алексея Валерьевича и его представителя Орлова Владимира Сергеевича на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 19 ноября 2020 года, которым

Анчугову Алексею Валерьевичу отказано в удовлетворении исковых требований к ФССП России, УФССП России по Республике Алтай о признании незаконным и отмене п. 5 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай, признании Анчугова Алексея Валерьевича соответствующим требованиям и критериям отбора, установленным Федеральным законом от 01.10.2019 №328-ФЗ при назначении гражданских служащих на должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации младшего, среднего или старшего начальствующего состава, возложении обязанности назначить Анчугова Алексея Валерьевича на должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации младшего, среднего или старшего начальствующего состава в сроки и в порядке, предусмотренными ч. 3 ст. 92 и иными положениями Федерального закона от 01.10.2019 №328-ФЗ, регламентирующими назначение гражданских служащих на должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Анчугов А.В. обратился в суд с иском к ФССП России, УФССП России по Республике Алтай о признании незаконным и отмене п. 5 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай, признании Анчугова А.В. соответствующим требованиям и критериям отбора, установленным Федеральным законом от 01.10.2019 №328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при назначении гражданских служащих на должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации младшего, среднего или старшего начальствующего состава, возложении обязанности назначить Анчугова А.В. на должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации младшего, среднего или старшего начальствующего состава в сроки и в порядке, предусмотренными ч. 3 ст. 92 и иными положениями Федерального закона от 01.10.2019 №328-ФЗ, регламентирующими назначение гражданских служащих на должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации. В обоснование иска указал, что в период с 03.03.2009 по 30.04.2020 работал в УФССП России по Республике Алтай, с 11.04.2013 занимал должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов. В связи с вступлением в силу Федерального закона №328-ФЗ от 01.10.2019 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» истец подал заявление о желании поступить на должность сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов и согласии пройти соответствующий отбор. Согласно протоколу заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 06.04.2020 №30 введены не предусмотренные вышеназванным Федеральным законом критерии отбора (п. 5) и Анчугов А.В. признан не прошедшим отбор на должность сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов в связи с низким уровнем показателей тестирования на знание законодательства и государственного языка Российской Федерации в совокупности с отрицательной характеристикой непосредственного руководителя, отсутствием ходатайства непосредственного руководителя о назначении на должность (п. 5.1). Приказом УФССП России по Республике Алтай №171-к от 27.04.2020 истец уволен с занимаемой должности с 30.04.2020 по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на должность в органы принудительного исполнения не назначен. Считает, что причиной отказа в назначении его на должность явились критерии, незаконно установленные УФССП России по Республике Алтай, что нарушает его право на доступ к службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просят Анчугов А.В. и его представитель Орлов В.С., указывая, что суд не дал обоснованную оценку требованиям о признании пункта 5 протокола заседания оперативного штаба Управления ФССП России по Республике Алтай №30 от 06 апреля 2020 года. В нарушение требований Федерального закона № 328-ФЗ пунктом 5 оспариваемого протокола ответчиком введены дополнительные критерии отбора. Причины, на основании которых истец не назначен на должность в органы принудительного исполнения, не значатся в Федеральном законе №328-ФЗ. Статьей 92 указанного Федерального закона определено право равного доступа всех федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, данный закон не наделяет правом работодателя в выборе какого-либо отдельного сотрудника, исходя из своих личных соображений.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, заслушав Анчугова А.В. и его представителя Орлова В.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УФССП России по Республике Алтай Смирнова А.А., возражавшего в удовлетворении апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предметом регулирования которого являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.

Согласно части 3 статьи 92 указанного Федерального закона гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Анчугов А.В. с 03.03.2009 принят на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов по г. Горно-Алтайску УФССП России по Республике Алтай.

С 11.04.2013 истец занимал должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В связи с переходом Федеральной службы судебных приставов на иной вид государственной службы 20.01.2020 Анчугову А.В. вручено уведомление руководителя УФССП России по Республике Алтай о сокращении занимаемой должности исходя из нового штатного расписания, вступающего в силу 01.05.2020. В уведомлении Анчугову А.В. разъяснено право на поступление на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, предложено в срок не позднее 29.02.2020 проинформировать об этом руководителя структурного подразделения в письменном виде. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 92 вышеназванного Федерального закона Анчугов А.В. уведомлен о необходимости пройти профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование. Указано, что в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности, будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности, квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При отсутствии должностей в Федеральной службе судебных приставов либо в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, истец предупрежден, что будет освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не позднее 30.06.2020.

20.01.2020 Анчуговым А.В. подано заявление на имя директора ФССП России о желании поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФССП России по Республике Алтай и согласии пройти отбор на должность.

Распоряжением руководителя УФСПП России по Республике Алтай от 29.11.2019 №30-р образован оперативный штаб УФССП России по Республике Алтай, на который возложена обязанность рассмотреть документы федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, на предмет соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 01.10.2019 №328-ФЗ; результаты профессионального психологического отбора, проверки уровня физической подготовки, медицинского освидетельствования федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации; осуществить штатно-должностную расстановку федеральных государственных гражданских служащих, успешно прошедших мероприятия отбора, и определить кандидатов, планируемых к назначению на должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации (распоряжение руководителя УФССП России по Республике Алтай от 18.02.2020 №13-р).

По результатам рассмотрения документов кандидатов установлено, что в ряде структурных подразделений гражданские служащие подали заявления на одни и те же должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, в связи с чем комиссией принято решение установить критерии отбора гражданских служащих на должности сотрудников (п. 4 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 06 апреля 2020 г. № 30).

Пунктом 5 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 06.04.2020 №30 установлены критерии отбора гражданских служащих: категории профессиональной психологической пригодности кандидата, определенные в процессе проведения профессионального психологического отбора; опыт в сфере служебной деятельности, к которой относится должность в органах принудительного исполнения и на которую претендует (рассматривается) кандидат; показатели эффективности и результативности деятельности кандидата; характеристика непосредственного руководителя: информация подразделения противодействия коррупции об имеющихся служебных проверках, в том числе привлечение за коррупционные правонарушения; наличие достижений (удостоен звания «Лучший по профессии», прошел испытания на право ношения Зеленого Берета, имеет ведомственные награды, в том числе Ветеран ФССП).

Согласно п. 5.1 указанного протокола Анчугов А.В. признан не прошедшим отбор на должность сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

15.04.2020 Анчугову А.В. руководителем УФССП России по Республике Алтай повторно вручено уведомление о сокращении занимаемой должности с 01.05.2020 и предложен ряд вакантных должностей государственной гражданской службы в УФССП России по Республике Алтай.

17.04.2020 Анчугов А.В. отказался от замещения предложенных должностей государственной гражданской службы УФССП России по Республике Алтай, подав соответствующее заявление.

Приказом УФССП России по Республике Алтай от 27.04.2020 №171-к служебный контракт с Анчуговым А.В. расторгнут, истец освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФССП России по Республике Алтай и уволен с федеральной государственной гражданской службы 30.04.2020 на основании п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене п. 5 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 06.04.2020 №30, суд первой инстанции пришел к выводу, что выбор критериев, имеющих значение для работодателя, является его прерогативой и какого-либо запрета в данной части законодательством не установлено.

Вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит верным, а доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение требований Федерального закона № 328-ФЗ пунктом 5 оспариваемого протокола ответчиком введены дополнительные критерии отбора, причины, на основании которых истец не назначен на должность в органы принудительного исполнения, не значатся в Федеральном законе № 328-ФЗ подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих должности субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, установив в ч. 4 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" объективные критерии отбора государственных гражданских служащих для оставления на службе, законодатель исходил как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты государственным гражданским служащим, имеющим более высокие результаты профессиональной служебной деятельности и лучшие профессиональные качества, так и из интереса представителя нанимателя в продолжении служебных отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими должностные обязанности государственными гражданскими служащими (Определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2017 г. N 1560-О).

Между тем, законодатель не устанавливает конкретных критериев, по которым должна быть произведена оценка работников по производительности труда и квалификации. Выбор критериев, имеющих значение для работодателя, является прерогативой именно работодателя. Более высокая производительность труда или квалификация работников могут быть подтверждены любыми прямыми или косвенными письменными, вещественными и другими доказательствами, не имеющими установленного федеральным законом приоритета друг перед другом.

Таким образом УФССП России по Республике Алтай было вправе установить дополнительные критерии отбора гражданских служащих на должность сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Также суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца о признании его соответствующим требованиям и критериям отбора, установленным Федеральным законом от 01.10.2019 №328-ФЗ при назначении гражданских служащих на должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации младшего, среднего или старшего начальствующего состава, возложении на ФССП России обязанности назначить Анчугова А.В. на должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации не имеется, поскольку УФССП России по Республике Алтай принято решение считать истца не прошедшим отбор на должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, соответственно не подлежащим назначению на указанные должности.

Данный вывод является правильным, оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает, поскольку право решать вопрос о признании Анчугова А.В. соответствующим требованиям и критериям отбора, установленным Федеральным законом от 01.10.2019 №328-ФЗ при назначении гражданских служащих на должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации младшего, среднего или старшего начальствующего состава, принадлежит работодателю, поэтому суд не может входить в оценку правомерности действий оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай.

Кроме того, решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10.07.2020, вступившим в законную силу, Анчугову А.В. отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении в ранее занимаемой должности, признании незаконным и отмене п. 5.1 решения оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 06.04.2020 №30, компенсации морального вреда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 19 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Анчугова Алексея Валерьевича и его представителя Орлова Владимира Сергеевича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи М.В. Плотникова

Е.А. Кокшарова

33-224/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Анчугов Алексей Валерьевич
Ответчики
ФССП России
УФССП по РА
Другие
Орлов В.С.
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Кокшарова Евгения Александровна
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
07.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Судебное заседание
21.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее