РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 августа 2019 года г. Киренск
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при секретаре Карелиной Н.Г.,
с участием прокурора Ноговицыной Е.С., административного ответчика – председателя Киренской территориальной избирательной комиссии Кожевниковой Е.В., являющейся представителем административного ответчика Киренской территориальной избирательной комиссии,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-223/2019 по административному иску Слукина В.П. к Киренской территориальной избирательной комиссии, председателю Киренской территориальной избирательной комиссии Кожевниковой Е.В. о признании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты незаконным, об обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты, признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Слукин В.П. обратился в суд с административным иском к Киренской территориальной избирательной комиссии, председателю Киренской территориальной избирательной комиссии Кожевниковой Е.В., указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ он представил в Киренскую территориальную избирательную комиссию пакет документов о выдвижении своей кандидатуры по избирательному округу № в порядке самовыдвижения на 10 листах, в том числе, заявление о согласии баллотироваться, что подтверждается письменным подтверждением получения документов о выдвижении кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района по одномандатному (многомандатному) избирательному округу № в порядке самовыдвижения от ДД.ММ.ГГГГ (16.00 часов), подписанном членом Киренской ТИК Голубкиной Е.Н. В своем заявлении о согласии баллотироваться он не стал указывать членство в ВПП «Единая Россия», так как по закону это его право, а не обязанность. На момент подачи документов у него не было документа, подтверждающего этот факт, поэтому Голубкина Е.Н. в п.5 подтверждения поставила прочерк. Председатель Киренской территориальной избирательной комиссии на следующий день или позже, точно не помнит, пригласила в свой кабинет и потребовала указать в заявлении о согласии баллотироваться то, что он является членом партии. Также председатель Киренской территориальной избирательной комиссии забрала у него подтверждение, выписанное членом Киренской территориальной избирательной комиссии Голубкиной Е.Н., но выдала его копию, выписала новое подтверждение получения документов о выдвижении кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района по одномандатному (многомандатному) избирательному округу № в порядке самовыдвижения от ДД.ММ.ГГГГ (с другим временем 16.40 часов), где в п.5 оставила чистое место. Председатель сказала, что как только он принесет документ, подтверждающий членство в партии, она проставит количество листов вместо пустого места и настояла, чтобы он вписал в заявление о согласии баллотироваться членство в партии. Понимая, что спорить с председателем Киренской территориальной избирательной комиссии опасно, он был вынужден согласится и вписал в заявление, что он является членом партии Единая Россия. При этом правильное наименование партии ВПП «Единая Россия», в связи с чем, он надеялся, что эту запись Киренская территориальная избирательная комиссия не примет. Затем председатель Киренской территориальной избирательной комиссии сказала, что ему необходимо обратиться в местное отделение партии и попросить справку, где ему впоследствии сообщили, что справку необходимо ждать не менее недели. Никакого заявления на выдачу справки он не писал, никакой справки в Киренскую территориальную избирательную комиссию не сдавал. Поскольку в первоначальном заявлении о согласии баллотироваться он не писал о принадлежности к партии и не предоставлял такой документ в Киренскую территориальную избирательную комиссию, в подписных листах им не было указано, что он является членом ВПП «Единая Россия». ДД.ММ.ГГГГ все необходимые документы, включая подписные листы, были сданы им в Киренскую территориальную избирательную комиссию, документы принимала член комиссии Л**, которая, проверив документы, сообщила ему о том, что с документами все в порядке. Итоговый протокол проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ был выдан ему ДД.ММ.ГГГГ, из которого он узнал, что из 14 поданных им подписей избирателей для регистрации, рабочая группа проверила 10 подписей и признала их недостоверными и (или) недействительными. Однако, 4 подписи не были проверены, из этого следует, что они достоверны, но рабочая группа их потеряла. Основанием для признания 10 подписей из 14 недостоверными и (или) недействительными указан п.п.22 п.9 ст.61 ОЗ-116 «О муниципальных выборах Иркутской области». ДД.ММ.ГГГГ его пригласили на заседание Киренской территориальной избирательной комиссии, где ему сообщили об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Киренского района по многомандатному избирательному округу № и выдали решение № от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для отказа явился тот факт, что в подписных листах не указано его членство в партии, при этом, ему было сообщено о том, что справка о партийности в комиссии имеется. Данную справку он не предоставлял. Справка о том, что он является членом ВПП «Единая Россия» датирована ДД.ММ.ГГГГ, но на ней нет даты поступления в Киренскую территориальную избирательную комиссию, нет данных о том, кто её запросил. Из решения Киренской территориальной избирательной комиссии не понятно, на каком основании из 14 поданных подписей были проверены только 10 и почему они были признаны недостоверными и (или) недействительными. Также административный истец указывает на тот факт, что Киренская территориальная избирательная комиссия не уполномочена принимать решения за Окружную избирательную комиссию. В связи с изложенным, просит признать решение Киренской избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации Слукину В.П. кандидатом в депутаты Думы Киренского муниципального района седьмого созыва по многомандатному избирательному округу №» незаконным и недействительным, нарушающим его права и законные интересы, обязать Киренскую территориальную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Киренского муниципального района седьмого созыва по многомандатному избирательному округу №; признать действия председателя Киренской территориальной избирательной комиссии Кожевникой Е.В. незаконными, нарушающими его права и законные интересы как человека, гражданина и кандидата в депутаты, нарушающими его активное избирательное право и пассивное избирательное право избирателей, поддержавших его кандидатуру.
В судебное заседание административный истец Слукин В.П. не явился, о его времени и месте извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик – председатель Киренской территориальной избирательной комиссии Кожевникова Е.В., являющаяся также представителем административного ответчика Киренской территориальной избирательной комиссии, действующая на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном возражении на иск. Просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Гладышев И.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями статей 150, 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав административного ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по данному делу и оценив их в совокупности, заслушав мнение прокурора, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении требований, суд находит заявленные административные исковые требования Слукина В.П. не подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч.2, 10 ст.239 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд может обратиться, в том числе, кандидат, в отношении которого вынесено такое решение.
Положения ч. 4 ст.240 КАС РФ предусматривают, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
Решением № Думы Киренского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов Думы Киренского муниципального района» назначены выборы депутатов Думы Киренского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.1 ст.25 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ) окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 24.05.2007 № 115/1520 полномочия избирательной комиссии Киренского муниципального района возложены на Киренскую территориальную избирательную комиссию.
Постановлением от 03.12.2015 № 98/1109 Избирательной комиссии Иркутской области «О формировании Киренской территориальной избирательной комиссии» сформирована Киренская территориальная избирательная комиссия, в её состав назначены следующие члены избирательной комиссии с правом решающего голоса: К**, О**, Л**, М**, П**, С**, Х**, Шер Е.В., Ш**
Решениями Киренской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Голубкина Е.Н. освобождена от обязанностей секретаря Киренской территориальной избирательной комиссии, а её полномочия как члена Киренской территориальной избирательной комиссии, также как и полномочия члена Киренской территориальной избирательной комиссии Шер Е.В. приостановлены на период до прекращения оснований, препятствующих осуществлению ими полномочий в период подготовки и проведения выборов мэра Киренского муниципального района.
Постановлением от 11.01.2018 № 173/1783 Избирательной комиссии Иркутской области «О назначении председателя Киренской территориальной избирательной комиссии» председателем Киренской территориальной избирательной комиссии назначена Кожевникова Е.В., член Киренской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решением Киренской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия окружных избирательных комиссий избирательных округов №,2,3,4,5,6 по выборам депутатов Думы Киренского муниципального района седьмого созыва ДД.ММ.ГГГГ возложены на Киренскую территориальную избирательную комиссию.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В соответствии с п.2 ст. 33 указанного Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Аналогичные требования изложены в ст. 49 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее – Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Слукин В.П. обратился в Киренскую территориальную избирательную комиссию, подав заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы Киренского муниципального района по избирательному округу № в порядке самовыдвижения. В данном заявлении Слукин В.П. указал о себе сведения: дату и место рождения, адрес места жительства, данные паспорта, ИНН, гражданство, сведения об образовании, о роде занятий. Также Слукин В.П. в своем заявлении указал сведения о том, что он не является депутатом, не судим, является членом партии Единая Россия. Заявление подписано лично Слукиным В.П. ДД.ММ.ГГГГ.
Слукиным В.П. представлена суду копия подтверждения получения документов о выдвижении кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района по одномандатному (многомандатному) избирательному округу № в порядке самовыдвижения, в котором имеются отметки о том, что от него приняты документы: заявление кандидата о согласии баллотироваться на 1 листе; копия паспорта на 1 листе; копия трудовой книжки, либо справка с основного места работы, либо документы, подтверждающие сведения о роде занятий или статусе не работающего на 3 листах; иные документы (ИНН, СНИЛС, справка о страховой пенсии, выписки о состоянии вклада) на 5 листах. В подтверждении имеется отметка о том, что документы приняты Голубкиной Е.Н. При этом, в данной копии подтверждения не имеется подписи Слукина В.П. о том, что он сдал указанные документы.
В силу п.1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Аналогичные положения указаны в п. 4. 12.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утверждённых Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6.
Воспользовавшись своим правом, Слукин В.П. в дальнейшем дополнительно представил недостающие сведения и документы в Киренскую территориальную избирательную комиссию, в том числе: справку о принадлежности к политической партии на 1 листе, сведения о размере и источниках доходов, имуществе на 1 листе; иные документы представлены на 7 листах, о чем Слукину В.П. было повторно выдано подтверждение получения документов о выдвижении кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района по одномандатному (многомандатному) избирательному округу № в порядке самовыдвижения. В представленном суду подтверждении имеется отметка о том, что документы сдал Слукин В.П., имеется его подпись, и отметка о том, что документы приняла Кожевникова Е.В., также имеется её подпись.
Из представленной суду справки Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 22.07.2019 усматривается, что данная справка выдана Слукину В.П., 27.12.1955 года рождения в том, что он является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия».
В соответствии с п.1 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
В силу п.1 ст. 55 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ необходимым условием регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в частях 2, 3, 4 настоящей статьи, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Согласно п.п.1,2 ст. 56 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ при проведении выборов главы муниципального образования количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, составляет 0,5 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее десяти подписей. При проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной или смешанной избирательной системе количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не менее десяти подписей, а для регистрации кандидата, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - 0,5 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего многомандатного избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее десяти подписей избирателей.
В соответствии с п.2 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, п. 9 ст. 58 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количество подписей, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, не более чем на четыре подписи.
Согласно п.п. 3,4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
В силу п.п.1, 2 ст. 61 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ количество проверяемых подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов и представленных в соответствующую избирательную комиссию для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, устанавливается решением избирательной комиссии муниципального образования, но не может быть менее 20 процентов от установленного статьей 56 настоящего Закона количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. В случае, если в соответствии с частью 1 настоящей статьи проверке подлежат не все представленные подписи избирателей, для проверки посредством случайной выборки (жребия) отбирается одинаковое для всех кандидатов, муниципальных списков кандидатов количество подписей избирателей из числа представленных в избирательную комиссию. Процедура проведения случайной выборки (жребия) определяется избирательной комиссией муниципального образования. Проверке подлежат все отобранные в результате случайной выборки (жребия) подписные листы, подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях.
Киренской территориальной избирательной комиссией принято решение от 14.06.2019 № 117/816 «О количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов в депутаты Думы Киренского муниципального района седьмого созыва». Согласно приложению к указанному решению количество подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района седьмого созыва, составляет 10 подписей, максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию для регистрации кандидата, составляет 14 подписей.
Решением Киренской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что при проведении, в том числе, выборов депутатов Думы Киренского муниципального района седьмого созыва ДД.ММ.ГГГГ, проверке подлежит 10 подписей избирателей из представленных подписей для регистрации кандидата.
Решением Киренской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № установлена процедура проведения случайной выборки (жребия) подписных листов для проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, предоставленных в поддержку выдвижения кандидата при проведении выборов мэра Киренского муниципального района, депутатов Думы Киренского муниципального района седьмого созыва, досрочных выборов Криволуского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой проверке подлежат все отобранные в результате случайно выборки (жребия) подписные листы, подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Слукин В.П. предоставил в Киренскую территориальную избирательную комиссию следующие документы: подписные листы с подписями избирателей в количестве 14 штук, сброшюрованных в одну папку, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе на 1 листе, сведения об изменениях в данных о кандидате на 1 листе, иные документы, о чем Слукину В.П, было выдано потверждение о приеме документов для регистрации кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района, подписанное Слукиным В.П., как сдавшим документы, и Л**, как принявшей документы.
В представленных суду сведениях об изменениях в данных о кандидате Слукин В.П. указал, что дополнений и изменений он не имеет (подписано Слукиным В.П. ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.3 ст. 60 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ избирательная комиссия, указанная в части 1 настоящей статьи, для проведения соответствующих проверок вправе образовать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов.
Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, правильности оформления документов, представленных кандидатами, избирательными объединениями, и достоверности содержащихся в них сведений и подписей избирателей, Киренская территориальная избирательная комиссия решением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердила Положение о Рабочей группе по приему и проверке документов, представленных кандидатами и избирательными объединениями при проведении выборов мэра МО Киренский район, депутатов Думы седьмого созыва МО Киренский район, досрочных выборов главы Криволукского МО, ДД.ММ.ГГГГ. Также решением образован состав Рабочей группе по приему и проверке документов, представленных кандидатами и избирательными объединениями при проведении муниципальных выборов ДД.ММ.ГГГГ (далее – рабочая группа): руководитель рабочей группы – Ш**, заместитель руководителя рабочей группы – К**, члены рабочей группы – О**, Л**, Шер Е.В., Т**
Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ проведения случайной выборки (жребия) подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата при проведении муниципальных выборов ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в присутствии кандидата Слукина В.П. проведена случайная выборка (жребий) для определения 10 подлежащих проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Слукина В.П. в депутаты Думы Киренского муниципального района. В результате процедуры случайной выборки (жребия) подписных листов для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности, содержащихся подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, отобрано 2 подписных листа с подписями избирателей в количестве 10 штук, номера подписей №,7,1,10,11,15,8,9,12,2. Указанный протокол подписан кандидатом Слукиным В.П. и руководителем рабочей группы Т**
Согласно ведомости проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ рабочая группа провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности, содержащихся подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района Слукина В.П. Проверке подвергнуто: папка №, листов в папке 2, подписей в папке 14. В ходе проверки выявлены нарушения пп.22 п.9 ст. 61 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ. Ведомость подписана руководителем рабочей группы Ш** и членами рабочей группы К**, Т**, О**, Л**
ДД.ММ.ГГГГ составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района Слукина В.П., согласно которому рабочей группой в результате проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности, содержащихся подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата установлено, что из 10 проверенных подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными признано 10 подписей. Основанием признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными указан пп.22 п.9 ст. 61 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ. Итоговый протокол подписан руководителем рабочей группы Ш** Имеется подпись Слукина В.П. о том, что копия протокола им получена ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Киренской территориальной избирательной комиссии, на котором присутствовали: председатель комиссии Кожевникова Е.В., члены комиссии с правом решающего голоса Ш**, П**, О**, Л**, Д**, К**, помощник прокурора Ноговицына Е.С. На повестке дня, в том числе, рассматривался вопрос об отказе в регистрации Слукину В.П. кандидатом в депутаты Думы Киренского муниципального района седьмого созыва по многомандатному избирательному округу №, ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата Слукина В.П., поскольку в результате проверки недостоверными и (или) недействительными было признано 10 подписей избирателей, что составило 100 % от указанного общего числа подписей избирателей, отобранных для проверки. За отказ в регистрации Слукину В.П. кандидатом в депутаты Думы Киренского муниципального района седьмого созыва по многомандатному избирательному округу № проголосовало 7 чел., «против» - 0 чел., «воздержались» - 0 чел. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания Киренской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Киренской территориальной избирательной комиссией принято решение № об отказе в регистрации Слукину В.П. кандидатом в депутаты Думы Киренского муниципального района седьмого созыва по многомандатному избирательному округу №. Копия указанного решения получена Слукиным В.П. ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное решение Киренской территориальной избирательной комиссии, как и действия председателя Киренской территориальной избирательной комиссии Кожевниковой Е.В., административный истец Слукин В.П. считает незаконными, нарушающими его права и законные интересы, в связи с чем, Слукин В.П. обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с п.6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п.1 ст. 62 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной или смешанной избирательной системе окружная избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, обязана принять решение о регистрации этого кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 63 настоящего Закона.
В решении избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата указываются сведения об этом кандидате, предусмотренные частью 3 статьи 57 настоящего Закона, а также основания отказа в регистрации. Избирательная комиссия, принявшая решение об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, исключении кандидата из муниципального списка кандидатов, обязана в течение суток с момента его принятия выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, муниципальный список кандидатов, копию указанного решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа, исключения кандидата из муниципального списка кандидатов (п.п.5, 6 ст. 62 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ).
Вышеуказанные требования Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ Киренской территориальной избирательной комиссией при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ № были соблюдены.
В качестве основания для отказа в регистрации кандидата Слукина В.П. в депутаты в решении указано - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата Слукина В.П.
В итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Слукина В.П. в качестве оснований признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными указан пп.22 п.9 ст. 61 Закона от 11.11.2011 № 116-ОЗ.
Согласно ч.6.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В пункте 9 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ указано, что если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
Аналогичное требование содержится в пп.6 п.3 ст.57 Закона 11.11.2011 № 116-ОЗ.
Исследовав представленные подписные листы, а также заявление Слукина В.П. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, судом установлено, что Слукин В.П. в своем заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты указал, что он является членом партии Единая Россия, следовательно, в силу вышеуказанных норм закона (п.9 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, пп.6 п.3 ст.57 Закона 11.11.2011 № 116-ОЗ), обязан был указать данные сведения во всех подписных листах, что является гарантией для избирателей получения полной достоверной и объективной информации о таком кандидате. Однако, сведения о принадлежности Слукина В.П. к политической партии не указаны ни в одном подписном листе, что в соответствии с пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, пп.6 п.3 ст.57 Закона 11.11.2011 № 116-ОЗ является основанием для признания всех подписей избирателей недействительными.
Доводы административного истца о том, что принадлежность к политической партии он указал в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты под принуждением председателя Киренской территориальной избирательной комиссии Кожевниковой Е.В., а также доводы о том, что справку о его принадлежности к политической партии он не предоставлял в Киренскую территориальную избирательную комиссию, заявления на её выдачу в местное отделение партии не писал, являются несостоятельными, поскольку не нашли своего подтверждения при рассмотрении настоящего административного дела, а также опровергаются показаниями свидетелей Б** Г**, Л**, допрошенных в судебном заседании.
Из показаний свидетеля Б**. усматривается, что она являлась дежурным членом Киренской территориальной избирательной комиссии и принимала документы у Слукина В.П., необходимые для выдвижения кандидата в депутаты Думы Киренского муниципального района. При подаче документов Слукин В.П. в её присутствии собственноручно заполнил заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, в котором также самостоятельно, без чьего-либо принуждения, указал сведения о том, что он является членом партии Единая Россия. Приняв от Слукина В.П. заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты и иные документы, она выдала ему подтверждение получения указанных документов. При этом, Слукин В.П. не представил документ, подтверждающий его членство в политической партии. Свидетель разъяснила Слукину В.П., что ему необходимо обратиться к местному уполномоченному представителю политической партии, получить у него справку и донести её в комиссию. После этого она отнесла документы председателю Киренской территориальной избирательной комиссии Кожевниковой Е.В.
Из показаний свидетеля Г** усматривается, что она является уполномоченным представителем Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». Примерно ДД.ММ.ГГГГ, точно она не помнит, к ней обратился Слукин В.П. с устной просьбой подготовить справку о его принадлежности к политической партии. Справка о том, что Слукин В.П. является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия» была подготовлена ДД.ММ.ГГГГ. О поступлении данной справки она сообщила Слукину В.П., после чего отнесла её в Киренскую территориальную избирательную комиссию.
Из показаний свидетеля Л** усматривается, что она является членом Киренской территориальной избирательной комиссии, а также членом рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатами. Она принимала у Слукина В.П. подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей. В дальнейшем рабочей группой при проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов и достоверности сведений и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных Слукиным В.П., было выявлено, что в подписных листах Слукиным В.П. не указаны сведения о его принадлежности к политической партии, тогда как, в заявлении о согласии баллотироваться данные сведения были указаны, в связи с чем подписи в подписных листах, представленных Слукиным В.П., были признаны недействительными.
Оценивая показания свидетелей, суд не находит оснований им не доверять, поскольку их показания не противоречат собранным по делу доказательствам, согласуются с пояснениями участников судебного процесса, в связи с чем, являются допустимыми доказательствами по делу.
Более того, из доводов административного иска усматривается, что административный истец не оспаривает тот факт, что сведения о принадлежности к политической партии в заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты были внесены им самим. Доказательств того, что данные сведения были внесены им в заявление под принуждением, суду не представлено. Также административный истец не оспаривает тот факт, что он действительно является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Довод административного истца о том, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты он указал не полное наименование политической партии, в связи с чем, указанная запись не должна была быть принята Киренской территориальной избирательной комиссии, не влияет на тот факт, что в подписных листах им не было указано о принадлежности к политической партии.
Довод административного истца о том, что из 14 представленных им подписей избирателей были проверены только 10, следовательно, 4 подписи были потеряны рабочей группой и Киренской территориальной избирательной комиссией, является несостоятельным и опровергается представленными суду письменными доказательствами, в том числе: решениями Киренской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколом проведения случайной выборки (жребия) подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, ведомостью проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, итоговым протоколом проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, из которых усматривается, что для проверки путем проведения случайной выборки (жребия) подписных листов было отобрано 10 подписей из представленных 14, оставшиеся 4 подписи проверке не подлежали в соответствии с положениями вышеуказанных решений Киренской территориальной избирательной комиссии. Более того, Слукин В.П. лично присутствовал при проведении случайной выборки (жребия) подписных листов, что подтверждается его подписью в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ.
Довод административного истца о том, что Киренская территориальная избирательная комиссия не наделена полномочиями окружной избирательной комиссии является несостоятельным и опровергается представленным суду решением Киренской территориальной избирательной комиссии от 14.06.2019 № 117/823 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы Киренского муниципального района седьмого созыва 08.09.2019 на Киренскую территориальную избирательную комиссию».
Иные доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении, также являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что изложенные административным истцом доводы не свидетельствуют о незаконности действий председателя Киренской территориальной избирательной комиссии Кожевниковой Е.В., а также о нарушении Киренской территориальной избирательной комиссией при вынесении решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации Слукину В.П. кандидатом в депутаты Думы Киренского муниципального района седьмого созыва по многомандатному избирательному округу № требований Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, Закона 11.11.2011 № 116-ОЗ, а потому основанием для признания действий председателя незаконными, а также для признания незаконным и недействительным решения Киренской территориальной избирательной комиссии и отмены обжалуемого решения быть не могут. Доказательств того, что административными ответчиками допущены нарушения законодательства, влекущие отмену решения об отказе в регистрации кандидатом, административным истцом суду не представлено, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных административных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Слукина В.П. к Киренской территориальной избирательной комиссии, председателю Киренской территориальной избирательной комиссии Кожевниковой Е.В. о признании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты незаконным, об обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты, признании действий незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
,
Судья М.В. Мельникова