Дело № 2-3703/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года город Уфа
Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Власюка М.А.,
с участием представителя истца Хаматшиной Н.Н. – Бикаева Р.Р., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика МБУ УЖХ ГО г. Уфа РБ – Насртдиновой А.Ф., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа» – Мударисовой Е.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа – Арслановой А.Х., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Юсуповой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хаматшиной Н.Н. к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищного хозяйства Городского округа город Уфа РБ», Управлению земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа о признании нежилого помещения жилым, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Хаматшина Н.Н. обратилась в суд с иском к МБУ УЖХ ГО г. Уфа РБ и УЗиИО Администрации ГО г. Уфа РБ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование требований указала, что с <данные изъяты> г. проживает в жилом помещении – комната № адрес адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., которая была предоставлена ей в связи с нуждаемостью и характером трудовых отношений в ОА «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ». Жилой дом по адресу: <адрес> находится в реестре муниципальной собственности городского округа город Уфа РБ. Согласно техническому паспорту жилое помещение по адресу: <адрес> имеет все признаки жилого помещения, имеется центральное отопление, канализация, санузел, электроснабжение, водопровод, горячее водоснабжение, вентиляционные выходы. Истица приняла решение приватизировать занимаемое ею жилое помещение, но письмом филиала УЗИО г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в приватизации занимаемого помещения. Считает свои права на приватизацию нарушенными. Просит суд признать за ней право собственности в порядке однократной бесплатной приватизации на жилое помещение по адресу <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Истец в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещены (в материалах дела имеются уведомления о вручении им повесток), письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие. В связи с чем суд в соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца в судебном заседании ходатайствовал о допросе в качестве свидетеля представителя ОАО УЖХ Орджоникидзевского района – Баранова С.В. по обстоятельствам представления истцу спорной комнаты. Поскольку в материалах дела имеются письменные документы, содержащие сведения о представлении истцу спорной комнаты, судом отказано в удовлетворении ходатайства о допросе в качестве свидетеля представителя ОАО УЖХ Орджоникидзевского района – Баранова С.В.
Представитель ответчика МБУ УЖХ ГО г. Уфа РБ в судебном заседании иск е признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика – УЗиИО Администрации Городского округа г. Уфа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (в материалах дела имеется расписка об его извещении), о причинах неявки не сообщил. В соответствии с п. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. В связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика УЗиИО Администрации Городского округа г. Уфа.
Представители третьих лиц – ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа» и Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа в судебном заседании исковые требования полагали не законными, просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица – Администрации Городского округа г. Уфа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (в материалах дела имеется уведомление о вручении повестки), о причинах неявки не сообщил. Согласно п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица Администрации Городского округа г. Уфа.
Прокурор, указанный истцом в исковом заявлении в качестве лица, участвующего в деле. В судебное заседание не явился.
В силу п. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Данное дело не относится к категории дел, предусмотренных п. 3 ст. 45 ГПК РФ, в которых прокурор принимает участие, поэтому суд полагает, что прокурор не должен принимать участие в данном деле считает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 1541-1) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе, занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 11 Закона РФ № 1541-1установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Как следует из п. 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 № 4-П, названной выше нормой законодатель восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления. Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № здание по адресу <адрес> передано в муниципальную собственность.
Из выписки из протокола заседания администрации профсоюзного комитета ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что было рассмотрено заявление маляра ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района» Хаматшиной Н.Н. о выделении жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> в качестве служебного жилья.
Согласно трудовой книжке Хаматшина Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ работала штукатуром-маляром в ООО «УФА КПДстрой». Впоследствии с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность штукатура-маляра в МУП «производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ», откуда уволена ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию. С ДД.ММ.ГГГГ принята на должность штукатура-маляра в ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа.
Как указывала истец с сентября 2015 года она постоянно проживает, но не зарегистрирована в комнате №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <адрес> в жилое помещение она была вселена как работник ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района г. Уфы».
Ранее Хаматшина Н.Н. свое право на приватизацию не использовала.
Истец обращалась в МБУ «УЖХ городского округа город Уфа РБ», Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлениями о заключении договора социального найма жилого помещения и о передаче жилого помещения в собственность. В заключении договора социального найма истцу было отказано ввиду того, что правоустанавливающие документы на жилое помещение не предоставлены. Также Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказано в приватизации жилого помещения ввиду отсутствия договора социального найма.
Здание по адресу г<адрес> постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № передан в муниципальную собственность.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условия, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Следовательно, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Основанием заключения договора социального найма является, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Таким образом, решение администрации о предоставлении гражданам жилого помещения на условиях договора социального найма принимается в форме постановления администрации.
Между тем, какого либо решения о предоставлении Хаматшиной Н.Н. в установленном законом порядке собственником спорного жилого помещения либо по иным законным основаниям на условиях договора социального найма, либо доказательств того, что истица была заселена в помещение до передачи муниципалитету в качестве его работника, материалы дела не содержат.
Согласно техническому паспорту МХПТИЖиНС «Уфатехинвентаризация» первый этаж здания <адрес> куда входит спорная комната, является нежилым помещением.
МБУ УЖХ ГО г. Уфа письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило истцу, что для перевода нежилого помещения в жилое необходимо представить предусмотренный законодательством пакет документов. Хаматшина Н.Н. необходимые документы не представила.
Из выписки из протокола заседания администрации профсоюзного комитета ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что было рассмотрено заявление маляра ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района» Хаматшиной Н.Н. о выделении жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> качестве служебного жилья. При этом в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа» создано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. позднее заседания администрации профсоюзного комитета ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района» от ДД.ММ.ГГГГ, что говорит об отсутствии протокола.
Более того, правом пользования, владения и распоряжения данным помещением ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа» не обладает, поскольку не является собственником.
В соответствии со статьей 7 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Применение положений статьи 7 названного выше закона возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.
Сведений о том, что данное помещение значилось в составе специализированного жилищного фонда или является служебным жилым помещением, предназначенным для проживания в нем в связи с характером трудовых отношений, материалы дела не содержат.
Указанное помещение не находилось в хозяйственном ведении либо в оперативном управлении и не могло быть предоставлено для проживания в связи с характером трудовых отношений начиная с 2015 года.
Доказательств того, что ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа» обладает правом распоряжения муниципальными помещениями, также не имеется, в связи, с чем протокол заседания профсоюзного комитета ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилой комнаты № по адресу <адрес>, для проживания в связи с нуждаемостью в качестве служебного жилья также не является законным основанием для заселения и проживания истца.
Таким образом, вселение в указанное помещение было произведено самовольно, без законных на то оснований, поскольку законного решения о вселении либо предоставлении Хаматшиной Н.Н. спорного помещения в качестве жилого, равно как и нежилого, органами местного самоуправления не выносилось.
В соответствии с предоставленным истцом техническим паспортом, исполненным ГУП Проектный институт «Башжилкоммунпроект» РБ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., помещение 7, расположенное на первом этаже по адресу: <адрес> является жилым. При этом, какие-либо документы, подтверждающие перевод нежилого помещения в жилое, отсутствуют, как и отсутствует сама отметка о самовольной перепланировке.
Таким образом, указанное жилое помещение является нежилым и входит в состав помещений, являющихся муниципальной собственности.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Хаматшиной Н.Н. к МБУ «Управление жилищного хозяйства Городского округа город Уфа РБ», УЗиИО Администрации Городского округа город Уфа о признании нежилого помещения жилым, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение должно быть отказано.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в иске Хаматшиной Н.Н. к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищного хозяйства Городского округа город Уфа РБ», Управлению земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа о признании нежилого помещения жилым, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы.
Судья М.А. Власюк