Дело № 2а-94/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2018 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Мягковой С.Н.,
с участием административного истца Котельникова И.В.,
представителя административного ответчика Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области Ильиной Ю.С.
при секретаре Кутеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Каменке Пензенской области административное дело по административному иску Котельникова Игоря Валерьевича к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области о признании незаконными действий (бездействия), обязании устранить допущенное нарушение права,
УСТАНОВИЛ:
Котельников И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области о признании действия (бездействия) незаконным, обязании устранить допущенное нарушение права, мотивируя свои требования тем, что он проживает в квартире, расположенной по адресу: ..., на основании договора социального найма. Дом управляется ООО «Управдом».
26.11.2017 на имя руководителя Госжилстройтехинспекции Пензенской области было направлено заявление, в котором он просил принять предусмотренные законодательством меры реагирования по факту бездействия ООО «Управдом», уклонившегося от принятия мер к ликвидации в ... в ... незаконно установленных в квартире дополнительных приборов отопления: по одному шестисекционному радиатору в каждой из двух комнат квартиры.
В заявлении им было указано на то, что 04 октября 2017 года на имя генерального директора ООО «Управдом» председателем Совета МКД было направлено заявление о принятии таких мер. Однако до настоящего времени меры не приняты.
11 января 2018 года на его электронный адрес поступило письмо от 10 января 2018 года К-13152-2, подписанное заместителем руководителя Госжилстройтехинспекции Пензенской области, в котором со ссылкой на статьи 25, 161 Жилищного кодекса РФ, пункты 5.2.1, 5.2.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, указано на отсутствие оснований для выдачи предписания управляющей организации о необходимости регулировки системы центрального отопления в многоквартирном доме.
Меры к ликвидации в ... излишне установленных радиаторов отопления до сих пор не приняты.
Бездействие административного ответчика, уклонившегося от принятия мер в связи с уклонением ООО «Управдом» от ликвидации в ... излишне установленных радиаторов отопления является незаконным и лишает его государственной защиты от нарушений, связанных с несоблюдением собственниками жилых помещений дома обязанностей потребителя коммунальных услуг.
04 октября 2017 года на имя генерального директора ООО «Управдом» председателем совета МКД было направлено заявление о принятии мер к ликвидации ... ... излишне установленных радиаторов отопления.
ООО «Управдом» указанных мер не приняло, хотя факт установки в ... дополнительных радиаторов отопления был обществом установлен и у ООО «Управдом» имеется проектная документация на реконструкцию системы отопления дома, выполненную в 2016 году, которая подтверждает нарушение требований законодательства собственником квартиры № ....
Таким образом, ООО «Управдом» нарушило лицензионные требования, предусмотренные пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110, в том числе требования, предусмотренные частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах на основании статьи 196 ЖК РФ Госжилстройтехинспекция Пензенской области обязана была принять меры к выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований со стороны ООО «Управдом».
Кроме того, отсутствие оснований для выдачи предписания управляющей организации согласно письму от 10 января 2018 года К-13152-2, он связал с отсутствием необходимости регулировки системы ЦО в МКД, однако ни председатель совета МКД, ни он в своих обращениях не ставили перед Госжилстройтехинспекцией Пензенской области такого вопроса.
Просит суд признать незаконным уклонение ответчика от пресечения нарушения лицензионных требований по управлению многоквартирным домом, допущенного ООО «Управдом» и связанного с непринятием управляющей организацией мер к ликвидации излишне установленных приборов отопления в ... в ....
Обязать Госжилстройтехинспекцию Пензенской области устранить указанное нарушение закона.
Определением суда от 06.02.2018 в качестве заинтересованного лица привлечена Савина М.П.
Административный истец Котельников И.В. в судебном заседании административный иск поддержал, в обосновании которого привел доводы, изложенные в иске.
С учетом уточнения просил признать незаконным уклонение Госжилстройтехинспекции Пензенской области от всестороннего, полного и объективного рассмотрения его заявления от 26 ноября 2017 года, в том числе от выявления и пресечения нарушения лицензионных требований по управлению многоквартирным домом, допущенного ООО «Управдом» и связанного с сокрытием управляющей организацией от Госжилстройтехинспекции Пензенской области обстоятельств несогласованной установки в ... в ... дополнительных радиаторов отопления; с непринятием управляющей организацией мер к ликвидации излишне установленных приборов отопления в ... в ... либо к согласованию такой установки; обязать Госжилстройтехинспекцию Пензенской области устранить указанное нарушение закона.
Представитель административного ответчика – Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области Ильина Ю.С., действующая в силу доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Просила административный иск Котельникова И.В. оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица ООО «УправДом» Лапшова А.Ю., действующая в силу доверенности, в судебном заседании заявленные административным истцом требования не признала в связи с их необоснованностью, просила в удовлетворении административного иска Котельникова И.В. отказать.
Заинтересованное лицо Савина М.П. в судебное заседание не явилась, извещена.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела следующее.
Административный истец Котельников И.В. является нанимателем ... в ... по договору социального найма, что подтверждается типовым договором социального найма жилого помещения №11 от 30.11.2005.
Савина М.П. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., что следует из реестра собственников помещений ... в ....
Согласно договора на управление многоквартирным домом от 01.08.2017 и протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом ... в ... управляющей организацией вышеуказанного жилого дома является ООО «УправДом».
В судебном заседании установлено, что собственником ... в ... Савиной М.П. в сентябре 2017 года произведена замена радиатора отопления в принадлежащей ей квартире.
Согласно акту от 08.02.2018 обследования ... в ... выявлено, что комиссия в составе менеджера ФИО7, электрика ФИО8 провела осмотр в данной квартире. При осмотре обнаружено, что в данной квартире находятся отопительные приборы: в зале одна батарея - 10 секций, вторая имеет 6 секций, третья батарея -10 секций; в спальне одна батарея имеет 11 секций, вторая - 6 секций, третья - 11 секций; в кухне одна батарея состоит из 8 секций.
26.11.2017 Котельниковым И.В. в адрес начальника Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, посредством электронной почты на официальный сайт Госжилстройтехинспекции Пензенской области, было направлено заявление о принятии мер реагирования по факту бездействия ООО «Управдом», уклонившегося от принятия мер к ликвидации в ... в ... незаконно установленных собственником жилого помещения Савиной М.П. дополнительных приборов отопления, в каждой из двух комнат по одному шестисекционному радиатору.
В данном заявлении имеется также указание на то, что 04.10.2017 на имя генерального директора ООО «Управдом» председателем совета МКД было направлено заявление о принятии таких мер. Однако до настоящего времени меры не приняты.
Письмом от 10.01.2018 №К-13152-2 заместитель начальника Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области ФИО9 указал, что обращение Котельникова И.В. рассмотрено.
Ранее, Управлением было рассмотрено обращение Котельникова И.В. по аналогичным вопросам.
Повторно разъяснено, что в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее - Правила) эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, наладку системы отопления, ликвидацию излишне установленных отопительных приборов и установку дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Согласно п. 5.2.5 Правил увеличивать поверхность или количество отопительных приборов без специального разрешения организации по обслуживанию жилищного фонда не допускается.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Таким образом, установка приборов отопления в ... многоквартирного ... в ... не является переустройством (переоборудованием) системы ЦО.
По информации, имеющейся в Управлении, установка дополнительных приборов отопления в ... МКД была произведена до принятия ООО «Управдом» данного дома в управление.
Кроме того, в ходе визуального осмотра было установлено, что в ... данного дома, расположенной над ..., температура воздуха в жилых помещениях составляет 22 С (квартира угловая), в ... – 21,7 С. Провести осмотр в ... МКД с замером температурных параметров не представилось возможным, в связи с отсутствием доступа.
Вышеуказанные температурные параметры в жилых помещениях квартир соответствуют нормативным показателям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 354 от 6.05.2011.
В связи с изложенным, основания для выдачи предписания ООО «Управдом» о необходимости регулировки системы Центрального отопления в МКД отсутствует.
Копия указанного письма была направлена заявителю для сведения.
Статьей 33 Конституции РФ закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы и их должностным лицам, в государственные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 данного Федерального закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
В ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ указано, что обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 3, 4 ст. 5 указанного выше Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как усматривается из материалов дела, Котельников И.В. в своем заявлении, направленным в адрес начальника Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, просил принять меры реагирования по факту бездействия ООО «Управдом», уклонившегося от принятия мер к ликвидации в ... в ... незаконно установленных собственником жилого помещения Савиной М.П. дополнительных приборов отопления, в каждой из двух комнат по одному шестисекционному радиатору.
По результатам рассмотрения обращения Котельникова И.В. от 10.01.2018 Госжилстройтехинспекций Пензенской области в адрес административного истца направлено письмо, в котором заместитель начальника Управления ФИО9 указал, что основания для выдачи предписания ООО «Управдом» о необходимости регулировки системы Центрального отопления в МКД отсутствуют, поскольку установка приборов отопления в ... многоквартирного ... в ... не является переустройством (переоборудованием) системы центрального отопления, что следует из ст. 25 ЖК РФ.
По информации, имеющейся в Управлении, установка дополнительных приборов отопления в ... МКД была произведена до принятия ООО «Управдом» данного дома в управление.
Кроме того, в ходе визуального осмотра было установлено, что в ... данного дома, расположенной над ..., температура воздуха в жилых помещениях составляет 22 С (квартира угловая), в ... – 21,7 С. Провести осмотр в ... МКД с замером температурных параметров не представилось возможным, в связи с отсутствием доступа.
Вышеуказанные температурные параметры в жилых помещениях квартир соответствуют нормативным показателям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 354 от 6.05.2011.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 ЖК РФ, установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения относятся к переустройству жилого помещения, которое должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ст. 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Пункт 1.7.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" устанавливает, что переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Таким образом, замена или перенос отопительных приборов или изменение их конфигурации не требует внесения изменений в технический паспорт и не может рассматриваться как переустройство жилого помещения.
Это вытекает и из содержания формы заявления о даче согласия на переоборудование или перепланировку жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 года N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", согласно которому для переоборудования помещений требуется разработка определенного проекта, его согласование с определенными службами.
Между тем, законодательством не предусмотрено получение какого-либо согласия для демонтажа и замены элементов отопительной системы, за исключением согласия управляющей организации или поставщиков тепловой энергии, которое требуется в период отопления для присоединения к сети.
Не требуется для демонтажа и замены радиаторов разработка какого-либо проекта.
Отсюда следует, что демонтаж элементов отопительной системы не относится к переоборудованию или перепланировке, поскольку согласно приведенным выше нормативным актам переоборудование и перепланировка не включает в себя демонтаж и замену отопительных радиаторов.
Согласно пункту 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 года, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Данные Правила не содержат каких-либо запретов на самовольный демонтаж внутриквартирных элементов системы отопления.
Соответственно, к действиям собственников жилых помещений невозможно применить и последствия самовольного переустройства, которые заключаются в их понуждении привести жилое помещение в первоначальное состояние.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Технические паспорта жилых помещений — это документы, содержащие техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям. Техническая паспортизация является элементом технического учета жилищного фонда. Она должна проводиться в силу п. 5 ст. 19 ЖК РФ наряду с другими формами государственного учета жилфонда.
Технический паспорт жилого помещения оформляется в соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37.
П. 3.16 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утв. Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 г. N 37 предусматривает, что технический паспорт жилого помещения содержит следующие сведения: год постройки здания, этажность, физический износ, наименование следующих конструктивных элементов и их описание: наружные стены (материал), перегородки (материал), перекрытия (материал), полы в жилых комнатах, кухне, ванной, в других помещениях квартиры, проемы, отделка стен, отделка потолков, вид отопления, наличие водоснабжения, электроснабжения (тип проводки), канализации, горячего водоснабжения, ванн или душа, сауны или бассейна, лоджий или/и балконов, телефона, радио, лифт, мусоропровод.
Таким образом, в технический паспорт квартиры не вносятся сведения о местоположении и о наличии отопительных приборов, находящихся в жилом помещении: трубопроводы холодной и горячей воды, канализации, отопления, газа и т.п., а также радиаторы центрального отопления на поэтажных планах не показываются.
При таких обстоятельствах, установка дополнительного радиатора отопления переустройством не является.
В связи с чем, ссылка административного истца на положения пп. "в" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, в данном случае несостоятельна.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии со ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу изложенных правовых норм оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
На основании ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ч. ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Порядок разграничения имущества собственника жилого помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491.
Согласно п. 5 Правил в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
По смыслу пункта 6 Правил во взаимосвязи с пп. "д" п. 2 и п. 5 Правил, ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации в толковании, данном ему Верховным Судом Российской Федерации в решении от 22 сентября 2009 года по делу N ГКПИ09-725 по заявлению о признании положений этого пункта частично недействующими, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).
Обязанность управляющей организации содержать общее имущество в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в том числе, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, предусмотрена подп. "б" п. 10 раздела II указанных Правил.
Требования к техническому обслуживанию и ремонту системы отопления закреплены частью 5.2 раздела V Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170.
В соответствии с подп. "в" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, исполнитель обязан в лице управляющей компании самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с п. 20 настоящих Правил.
Таким образом, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые, хотя и находятся в квартире, но предназначены для функционирования системы отопления в целом и являются ее неотъемлемым элементом, без которых данная система не может функционировать, обслуживающая организация несет ответственность только за сохранность и надлежащее состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и, соответственно, в состав общего имущества не входят, из чего следует, что ООО «Управдом» не правомочно ликвидировать дополнительные приборы отопления, установленные в двух комната квартиры Савиной М.П., которые обеспечивают теплом только ..., и не входят в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.
Обращаясь с заявленными требованиями в суд, Котельников И.В. ссылается на то, что установка собственником ... в ... Савиной М.П. дополнительных радиаторов отопления нарушает его права, поскольку он оплачивает за тепло, дополнительно расходуемое в квартире Савиной М.П.
Между тем, административным истцом не представлены доказательства, что установление дополнительных радиаторов отопления в квартире Савиной М.П. нарушает права и законные интересы истца либо создает угрозу жизни или здоровью истца и других жильцов дома.
В связи с чем, суд также не принимает показания свидетеля ФИО10 о том, что увеличение секций дополнительных приборов отопления в квартире Савиной М.П. ведет к перерасходу теплоэнергии, из-за чего жители ... в ... дополнительно платят и за тепло, расходуемое в квартире Савиной М.П.
Ссылка стороны административного истца на положения ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" несостоятельна, поскольку доказательств того, что вышеуказанные дополнительные радиаторы отопления установлены сверх проектной документации, суду представлено не было, материалы дела таких доказательств также не содержат.
Утверждение административного истца о том, что при установке дополнительных радиаторов отопления в квартире Савиной М.П. именно работниками ООО «Управдом» были отключены стояки в подвале дома, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Также отсутствуют доказательства, указывающие на то, что наличие излишне установленных радиаторов отопления привело к тепловой разбалансировке отопительной системы жилого ... в ....
В ходе судебного разбирательства также установлено, что дополнительные приборы отопления, установленные в квартире Савиной М.П., не снижают температурный режим в квартирах, расположенных над квартирой Савиной М.П. (... и ...), что следует из акта визуального обследования жилого ... в ... ... от 10.01.2018, составленного Управлением Госжилстройтехинспекции.
Доказательств обратного суду не представлено.
Частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора), в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре" предметом проверок органов государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений. В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 24.03.2011г. №167-пП, Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, региональный государственный строительный надзор, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства, региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.
Согласно п. 2.1.1 указанного Положения об Управлении… основными задачами Управления, в том числе, является осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В силу п. 3.2.1 Положения об Управлении… Управление в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия в области регионального государственного жилищного надзора, в том числе: осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно иску административного истца, он указывает на незаконные действия Госжилстройтехинспекции Пензенской области, которая, по его мнению, уклонилась от принятия мер по пресечению нарушения лицензионных требований по управлению многоквартирным домом, допущенного ООО «Управдом» по непринятию мер к ликвидации излишне установленных приборов отопления в ... в ....
Однако бездействий со стороны Госжилстройтехинспекции Пензенской области в ходе рассмотрения дела также не установлено, поскольку письменные обращения Котельникова И.В. были рассмотрены в соответствии с законом, в установленные сроки, органами и должностными лицами, в чью компетенцию входит рассмотрение вопросов, изложенных истцом в жалобе, и ему дан мотивированный ответ.
Более того, в ходе судебного разбирательства установлено, что административный ответчик действовал в пределах своей компетенции, возложенных на него полномочий и в соответствии с законом, регулирующим спорные правоотношения.
Суд приходит к выводу, что обращение Котельникова И.В. по существу рассмотрено Госжилстройтехинспекцией Пензенской области, в адрес заявителя направлена соответствующая информация. Несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о бездействии административного ответчика при рассмотрении обращения.
При этом, суд полагает, что административным истцом не представлено доказательств того, что уполномоченным органом нарушены его законные права и интересы, созданы препятствия к осуществлению и реализации его прав, свобод и интересов, возложена какая-либо обязанность или он привлечен к ответственности.
Таким образом, право заявителя на обращение, установленное ст. 33 Конституции Российской Федерации, реализовано в полном объеме, права и законные интересы Котельникова И.В. не нарушены.
Суд также принимает во внимание, что само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на обращение не является основанием для признания незаконным действий должностных лиц.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Из положений ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Материалами дела подтверждается, что обращение Котельникова И.В. было рассмотрено в соответствии с нормами действующего законодательства.
Более того, согласно сообщения и.о. генерального директора ООО «Управдом» от 14.02.2018, ООО «Управдом» согласовала собственнику ... в ... Савиной М.П. установку двух дополнительных нагревательных приборов по 6 секций в двух комнатах жилого помещения.
Таким образом, поскольку в действиях должностных лиц Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области нарушений действующего законодательства Российской Федерации, а также нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено, рассмотрение письменного обращения Котельникова И.В. было осуществлено в установленные действующим законодательством сроки, с соблюдением установленного законом порядка, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Котельникова Игоря Валерьевича к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области о признании незаконными действий (бездействия), обязании устранить допущенное нарушение права - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области.
Судья: