Решение по делу № 2а-881/2022 (2а-4521/2021;) от 23.11.2021

В окончательной форме решение суда принято 21 января 2022 года

Дело № 2а- 881/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта                            20 января 2022 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием: представителя истца – Баграй М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Коротковой Е. С. к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованного лица – Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта о признании незаконным постановления, бездействия, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Короткова Е.С. обратилась в суд с иском к Администрации города Ялта, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании незаконным отказа Администрации города Ялта, изложенного в постановлении Администрации города Ялта № 240-п от 05.02.2021 года; признании незаконным бездействия Администрации города Ялта, в части не направления в адрес истца постановления № 240-п от 05 февраля 2021 года; возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений обеспечить принятие решения по ее заявлению от 19 сентября 2019 года о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> а на Администрацию города Ялта – принять соответствующее решение и направить его заявителю в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Симеизского посСовета от 27 ноября 2008 года ей было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка №<номер>, ориентировочной площадью 0,060 га, для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. 20 сентября 2019 года она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако постановлением Администрации города Ялта от 05.02.2021 года в передаче участка в собственность ей было отказано. Копия указанного постановления, несмотря на ее жалобы на нарушение сроков предоставления муниципальной услуги, так и не была направлена в ее адрес. Считает, что оснований для отказа в передаче ей в собственность земельного участка не имелось, в связи с чем принятое Администрацией города Ялта постановление является незаконным.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск.

Представители ответчиков и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст. ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и заинтересованного лица.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением 35-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового Совета № 119 от 27 ноября 2008 года Коротковой Е.С. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,060 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>

16 июля 2015 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кад. номера №<номер>, категория земель и вид разрешенного использования не установлены.

20 сентября 2019 года Короткова Е.С. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением, в котором просила предоставить земельный участок с кад. номером №<номер> в собственность, для индивидуального жилищного строительства, в порядке завершения оформления прав.

18 декабря 2020 года истица обратилась в Администрацию города Ялта с жалобой на нарушение сроков предоставления муниципальной услуги.

Постановлением Администрации города Ялта № 240-п от 05.02.2021 года Коротковой Е.С. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка на основании части 14 ст. 39.16, части 12 ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Основанием для вынесения постановления послужило заключение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, в котором указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона спорной градостроительной ситуации «Тз-23-11», а потому установление испрашиваемого вида разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства» не предусмотрено Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон N 38-ЗРК), завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1).

В соответствии с частью пятой статьи 13 Закона № 38-ЗРК порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Советом Министров Республики Крым постановлением от 2 сентября 2014 года № 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313), в соответствии с пунктом 4 которого завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

В силу п.1 ч.6 ст.13 Закона № 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является, кроме прочего, наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.

В свою очередь подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В рассматриваемом случае Администрация отказала истцу в предоставлении земельного участка на основании подпункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации - в связи с несоответствием заявленной цели использования земельного участка виду его разрешенного использования.

В тоже время, как указано в заключении Департамента архитектуры и градостроительства, положенном в основу оспариваемого решения, регулирование на территории земельных участков, обозначенных в генеральном плане как территория спорной градостроительной ситуации, возможно правилами землепользования и застройки с разработкой документации по планировке территории. По мере утверждения документации по планировке территории в границах зоны спорной градостроительной ситуации будут внесены изменения в правила землепользования и застройки.

Таким образом, из названного письма следует, что испрашиваемый истцом земельный участок не включен органом местного самоуправления ни в одну из территориальных зон, для которых установлены градостроительные регламенты. С даты утверждения генерального плана муниципального образования 03.12.2018 года и до настоящего времени земельный участок находится в зоне спорной градостроительной ситуации, его правовой режим, в том числе виды разрешенного использования, не определены.

При таком положении заявленная истцом цель использования земельного участка не может вступать в противоречие с видами его разрешенного использования, ввиду отсутствия таковых. Соответственно, отсутствуют основания для применения подпункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом наличие в утвержденном Генеральном плане территорий с несогласованными вопросами носит временный характер, так как несогласованные вопросы подлежат дальнейшему урегулированию в соответствии с законодательством, регламентирующим градостроительную деятельность.

В силу положений ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Ч. 2 ст. 33 ГрК РФ определены основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в том числе и: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Согласно ч. 6 ст. 31 ГрК одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

Ч. 3 ст. 33 ГрК РФ установлено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в частности:

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;

4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;

5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений;

7) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, принявшими решение о комплексном развитии территории, юридическим лицом, созданным субъектом Российской Федерации и обеспечивающим реализацию принятого субъектом Российской Федерации решения о комплексном развитии территории (далее - юридическое лицо, определенное субъектом Российской Федерации), либо лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории.

В силу ст. 33 ГрК РФ комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

В случае, если утверждение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется представительным органом местного самоуправления, проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, направленный в представительный орган местного самоуправления, подлежит рассмотрению на заседании указанного органа не позднее дня проведения заседания, следующего за ближайшим заседанием.

Таким образом, утверждение генерального плана, равно как и правил землепользования и застройки, в том числе для «территории неурегулированной градостроительной документации» является исключительным правом администрации города Ялты, поскольку относится к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24, часть 1 статьи 32 ГрК РФ). Длительное неисполнение органом местного самоуправления публично-правовой обязанности по определению правового режима испрашиваемого земельного участка не может служить препятствием для реализации истцом прав, предусмотренных нормами земельного законодательства.

Ответчиком в обоснование принятого решения указано в оспариваемом постановлении также часть 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 85 Земельного Кодекса РФ определяет состав земель населенных пунктов и зонирование территорий, согласно ч. 12 которой земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса Административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В тоже время, заключение Департамента архитектуры от 18.03.2020 года, послужившее основанием для вынесения оспариваемого постановления, не содержит информации о расположении испрашиваемого истцом земельного участка в составе земель общего пользования.

Определением суда от 23.12.2021 года из Администрации города Ялта были истребованы пояснения относительно того, в пределах каких земельных участков общего пользования, не подлежащих приватизации, расположен земельный участок с кад. номером №<номер> с предоставлением соответствующего документального подтверждения.

18 января 2022 года Администрацией города Ялта во исполнение определения суда были представлены пояснения о нахождении земельного участка в территории спорной градостроительной ситуации, для которой не установлены градостроительные регламенты. Какой-либо информации о нахождении земельного участка в составе земель общего пользования, представленный ответчиком ответ на запрос суда, не содержит.

С учетом вышеизложенного, суд считает постановление Администрации города Ялта об отказе в предоставлении истцу в собственность земельного участка незаконным, немотивированным, а заявленные исковые требования обоснованными.

Кроме того, пунктом 15 Порядка № 313 установлено, что решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.

Аналогичным образом порядок рассмотрения заявлений о предоставлении в собственность земельных участков регламентирован пунктом 16 решения Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года.

Как указал истец в своем заявлении, копия постановления Администрации города Ялта № 240-п от 05.02.2021 года не получена ею до настоящего времени.

Ответчиками доказательств направления в адрес Коротковой Е.С. постановления об отказе в передаче в собственность земельного участка также не представлено, в связи с чем суд считает ее исковые требования о признании незаконным соответствующего бездействия Администрации города Ялта также обоснованными.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановления, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца на Департамент имущественных и земельных отношений и Администрацию города Ялта следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление истца в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, с ответчика Администрации города Ялта в пользу истца также подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной при подаче иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск Коротковой Е. С. удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Ялта № 240-п от 05.02.2021 года «Об отказе Коротковой Е. С. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав».

Признать незаконным бездействие Администрации города Ялта в части не направления в адрес Коротковой Е. С. копии постановления Администрации города Ялта № 240-п от 05 февраля 2021 года.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта обеспечить принятие решения по заявлению Коротковой Е. С. от 19 сентября 2019 года о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав, а Администрацию города Ялта – принять соответствующее решение и направить его заявителю в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Администрации города Ялта в пользу Коротковой Е. С. расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                Ю.С. Кононова

2а-881/2022 (2а-4521/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Короткова Елена Сергеевна
Ответчики
Администрация города Ялта Республики Крым
Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым
Баграй Мария Валериевна
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кононова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
23.11.2021Регистрация административного искового заявления
23.11.2021Передача материалов судье
24.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2021Судебное заседание
20.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее