. Дело № 2а-1216/2021
44RS0002-01-2021-001707-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 июля 2021 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Королевой Ю.П.,
с участием административного истца Смирнова Ю.Ю., представителя административного ответчика Лавровой Н.Э.,
при секретаре Павловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирнова Ю. Ю.ча к ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» о признании незаконными действий по истребованию договора о бронировании рабочего места,
установил:
Смирнов Ю.Ю. обратился в суд к отделу профориентации и профобучения ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» с вышеуказанным административным иском, который мотивирован тем, что он признан безработным и в настоящее время состоит на учете в ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» (далее также – центр занятости). 15 марта 2021 г. он обратился в отдел профориентации и профобучения к специалисту занятости населения <данные изъяты> за консультацией по предоставлению государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан и сообщил о своем выборе профессии (<данные изъяты>, по которой будет осуществляться получение дополнительного профессионального образования. В ходе устной беседы специалист занятости населения сообщила, что он обязан найти работодателя (организацию), который заключит договор о бронировании рабочего места с центром занятости, и что только при этом условии он сможет получить дополнительное профессиональное образование. Ему также выдали чистый бланк договора. Считает указанные действия работника центра занятости незаконными, поскольку административным регламентом предоставления департаментом по труду и социальной защите населения ... и областными государственными учреждениями службы занятости населения государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, утвержденным приказом департамента по труду и социальной защите населения ... от dd/mm/yy №, обязанность представления заявителем договора о бронировании рабочего места не установлена, необходимо только заявление и паспорт.
С учетом изложенного, административный истец просит признать незаконными действия по истребованию договора о бронировании рабочего места, обязать административного ответчика исключить обязанность предоставления им такого договора.
На основании определения от 02.06.2021 ненадлежащий административный ответчик по делу отдел профориентации и профобучения ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» заменен на надлежащего ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме».
В судебном заседании административный истец Смирнов Ю.Ю. полностью поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика по доверенности Лаврова Н.Э. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав письменные возражения и пояснив, что государственная услуга по дополнительному профессиональному образованию безработных граждан истцу не оказывалась, поскольку он за данной услугой в установленном порядке в центр занятости не обращался. Смирнову Ю.Ю. была дана консультация по указанному вопросу, а также рекомендовано самостоятельно найти работодателя, который заключит договор о бронировании рабочего места с центром занятости, в целях рационального использования бюджетных денежных средств и согласно приказу департамента по труду и социальной защите населения ... от dd/mm/yy №, для чего истцу и был выдан бланк данного договора.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).
Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в целях поиска подходящей работы и постановки на учет в качестве безработного Смирнов Ю.Ю. dd/mm/yy обратился в ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме».
Приказом ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» от dd/mm/yy № Смирнов Ю.Ю. был признан безработным с 08.12.2020 и ему назначено пособие по безработице на 6 месяцев с 08.12.2020 по 07.06.2021.
Смирнов Ю.Ю. имеет <данные изъяты>.
В период с 08.12.2020 по 11.12.2020 Смирнову Ю.Ю. были выданы два направления на работу <данные изъяты>. По одному из выданных направлений кандидатура была отклонена, в связи с отсутствием вакансий, по второму направлению кандидатура отклонена в связи с отсутствием профессионального образования <данные изъяты>.
15 марта 2021 г. Смирнов Ю.Ю. обратился к специалисту отдела профориентации и профобучения <данные изъяты>. по вопросу направления на дополнительное профессиональное образование по программе «<данные изъяты> По результатам беседы Смирнову Ю.Ю. был выдан бланк договора о бронировании рабочего места.
16 июня 2021 г. Смирнов Ю.Ю. подал в центр занятости заявление о предоставлении государственной услуги в области содействия занятости населения, приложив к заявлению договор о бронировании рабочего места от 11.06.2021, заключенный с <данные изъяты>».
16 июня 2021 г. ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» Смирнову Ю.Ю. выдано заключение, в соответствии с которым ему предоставлена государственная услуга по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности. Рекомендовано обучение по программе дополнительного профессионального образования, по профессии <данные изъяты>
Также центром занятости издан приказ от dd/mm/yy № о снятии Смирнова Ю.Ю. с регистрационного учета с 16.06.2021 в связи с прохождением профессионального обучения или получением дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
С 17.06.2021 истец зачислен на обучение в <данные изъяты>» сроком обучения с 17.06.2021 по 02.09.2021.
На период обучения Смирнову Ю.Ю. приказом центра занятости от dd/mm/yy № назначена стипендия в размере 1 500 руб.
Смирнов Ю.Ю., считая свои права нарушенными в связи с возложением на него обязанности по предоставлению договора о бронировании рабочего места, обратился в суд с настоящим административным иском.
На основании анализа установленных фактических обстоятельств дела, норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд полагает, что исковые требования Смирнова Ю.Ю. не подлежат удовлетворению.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости).
В соответствии со ст. 7.1-1 Закона о занятости к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2014 года № 262н утвержден федеральный государственный стандарт государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами приказом департамента по труду и социальной защите населения ... от dd/mm/yy № утвержден административный регламент предоставления департаментом по труду и социальной защите населения ... и областными государственными учреждениями службы занятости населения государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности (далее – административный регламент).
Согласно административному регламенту заявителями, в отношении которых предоставляется государственная услуга, являются граждане, признанные в установленном порядке безработными (п. 2).
В силу п. 3 административного регламента информация по вопросам предоставления государственной услуги, а также справочная информация, размещается на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги на официальном сайте департамента по труду и социальной защите населения ... (socdep.adm44.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", непосредственно в департаменте по труду и социальной защите населения ... и областных государственных учреждениях службы занятости населения, а также в региональной государственной информационной системе "Реестр государственных услуг (функций) ..." (далее - РГУ), на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (gosuslugi.ru) (далее - ЕПГУ) и в региональной государственной информационной системе "Единый портал ..." (44gosuslugi.ru) (далее - РПГУ).
Для получения информации по вопросам предоставления государственной услуги заявитель обращается в департамент по труду и социальной защите населения ... и областные государственные учреждения службы занятости населения лично, письменно, по телефону, по электронной почте, через ЕПГУ или через РПГУ.
Информирование (консультирование) по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется специалистами областных государственных учреждений службы занятости населения, в том числе специально выделенными для предоставления консультаций.
Консультации предоставляются по следующим вопросам: содержание и ход предоставления государственной услуги; перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, комплектность (достаточность) представленных документов; время приема и выдачи документов специалистами областных государственных учреждений службы занятости населения; срок принятия областным государственным учреждением службы занятости населения решения о предоставлении государственной услуги; порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых областными государственными учреждениями службы занятости населения в ходе предоставления государственной услуги.
Консультации общего характера (о местонахождении, графике работы, требуемых документах) могут предоставляться с использованием средств автоинформирования (при наличии технической возможности).
Информация по вопросам предоставления государственной услуги также размещается: на информационных стендах общественных организаций, органов территориального общественного самоуправления (по согласованию); в средствах массовой информации, в информационных материалах (брошюрах, буклетах и т.д.).
Размещаемая информация содержит справочную информацию, а также сведения о порядке получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления государственной услуги, установленном в настоящем пункте.
Пунктом 5 административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется департаментом по труду и социальной защите населения ... через областные государственные учреждения службы занятости населения на территории соответствующих муниципальных образований ....
Результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю заключения о предоставлении государственной услуги. Процедура предоставления государственной услуги завершается ознакомлением заявителя под роспись с заключением по форме согласно приложению № 17 к Приказу Минтруда России от 19 февраля 2019 года № 90н "Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения" (п. 6 административного регламента).
В п. 9 административного регламента содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:
1) заявление о предоставлении государственной услуги в области содействия занятости населения на бумажном носителе или в электронном виде, в 1 экземпляре либо письменное согласие заявителя с предложением о предоставлении государственной услуги, выданным центром занятости населения, на бумажном носителе, в 1 экземпляре, по формам согласно приложениям № 13 и 14 к Приказу Минтруда России от 19 февраля 2019 года № 90н "Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения";
2) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства, оригинал для обозрения.
В соответствии с п. 10 административного регламента запрещается требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в Перечень необходимых и обязательных услуг; представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением следующих случаев: изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной услуги; наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов; истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги; выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица центра занятости населения при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, о чем в письменном виде за подписью директора центра занятости населения при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.
Таким образом, процедура предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан нормативно урегулирована и начинается она с подачи заинтересованным лицом соответствующего заявления.
Из установленных по делу обстоятельств и представленных в материалы доказательств следует, что административный истец с заявлением о предоставлении государственной услуги в области содействия занятости населения dd/mm/yy в центр занятости в установленном порядке не обращался, в этот день Смирнову Ю.Ю. специалистом центра занятости <данные изъяты>. была дана консультация по вопросам предоставления данной государственной услуги, которая также предусмотрена указанным выше административным регламентом.
На обращение 15 марта 2021 г. в центр занятости именно за консультацией по предоставлению государственной услуги по профобучению и дополнительному профобразованию безработных граждан самим Смирновым Ю.Ю. указано и в административном иске. Факт того, что он в этот день не обращался в центр занятости с соответствующим заявлением о предоставлении государственной услуги истцом не оспаривался. Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается показаниями допрошенной судом в качестве свидетеля <данные изъяты>
Так, <данные изъяты>. суду показала, что в ее должностные обязанности входит предоставление консультации, разъяснение условий направления на обучение, помощь в поиске работодателей, если безработный в этом нуждается и изъявил желание об этом. dd/mm/yy Смирнов Ю.Ю. обратился к ней с целью его консультации по вопросу профобучения. Она объяснила ему, что необходимо для того, чтобы его направить на обучение, порекомендовала посмотреть имевшиеся на тот момент вакансии в открытом доступе на портале «Работа России», а также найти работодателя, который заключит договор о бронировании рабочего места с центром занятости в соответствии с приказом департамента по труду и социальной защите населения ... от dd/mm/yy №, для чего выдала истцу бланк данного договора. Никакие документы Смирнов Ю.Ю. ей dd/mm/yy не предоставлял, с заявлением о предоставлении государственной услуги не обращался. Если бы им было подано такое заявление, то она бы его приняла. Бланки заявлений о предоставлении государственной услуги размещены в центре занятости на стене, есть они и в Интернете, она также сама выдает такие заявления безработным.
Оснований не доверять указанным показаниям свидетеля у суда не имеется.
Тот факт, что 15 марта 2021 г. Смирнов Ю.Ю. не обращался к административному ответчику с заявлением о предоставлении госуслуги по профобучению подтверждается и подачей им 16 июня 2021 г. подобного заявления. При этом каких-либо препятствий, а также противодействия со стороны центра занятости относительно возможности истца ранее обратиться за предоставлением указанной госуслуги, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом установленных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения административного иска (несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав административного истца).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Смирнова Ю. Ю.ча к ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» о признании незаконными действий по истребованию договора о бронировании рабочего места отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья «подпись» Ю.П. Королева
Мотивированное решение суда изготовлено 9 июля 2021 года