Дело №12-30/2023
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 июня 2023 года г. Уяр Красноярского края
Судья Уярского районного суда Красноярского края Сержанова Е.Г.,
рассмотрев жалобу администрации Уярского района Красноярского края на постановление Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – администрация Уярского района Красноярского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Администрация Уярского района Красноярского края обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, мотивированной тем, что постановление незаконно и необоснованно. Указали, что администрация Уярского района не является собственником земельного участка с кадастровым номером №, в постановлении установлено, что информация о постановке на учет земельного участка с кадастровым номером № отсутствует. Также указали, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие сведения об очаге пожара, о путях его распространения; схема к акту натурального осмотра не информативна, нет географических координат, обозначений места расположения земельного участка, граничащего с лесным фондом, лесной участок (квартал, выдел) не указан, нет подтверждающих данных о направлении и скорости ветра в день возникновения пожара. Кроме того, указали, что при вынесении постановления нарушена процедура привлечения к ответственности. ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела вынесено ДД.ММ.ГГГГ, за пределами срока проведения расследования. О дате и времени составления протокола администрация уведомлена телеграммой от ДД.ММ.ГГГГ. В адрес администрации направлено 11 телеграмм, при этом из текста не представлялось возможным определить, какое нарушение вменялось, не указаны обстоятельства и действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, не указано конкретное дело. ДД.ММ.ГГГГ администрацией получен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. Телеграммой от ДД.ММ.ГГГГ администрация уведомлена о том, что ДД.ММ.ГГГГ состоится составление и подписание протокола по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. Отметили, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией получено 5 телеграмм одинакового содержания, отличающихся лишь назначенным временем. ДД.ММ.ГГГГ администрация получила протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. То есть после вынесения проведения административного расследования, назначенного определением от ДД.ММ.ГГГГ, составлено 2 протокола об административном правонарушении. Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на ДД.ММ.ГГГГ, при этом, в адрес администрации направлено 4 телеграммы о назначении, из текста которых не представилось возможным определить, какие конкретно дела об административных правонарушениях назначены к рассмотрению. Просят постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Копия постановления по делу об административном правонарушении получена заявителем ДД.ММ.ГГГГ, жалоба подана в установленный КоАП РФ срок.
В судебное заседание представители администрации Уярского района Красноярского края, КГКУ «Лесная охрана» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель администрации Уярского района Красноярского края заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением представителя на курсах повышения квалификации. Относительно заявленного ходатайства полагаю, что ходатайство не полежит удовлетворению, так как администрация Уярского района Красноярского края надлежащим образом извещена о дате и времени рассмотрения жалобы и не лишена возможности представить какие-либо доводы или доказательства в суд, которые бы свидетельствовали об отсутствии правонарушения, его устранении. Администрация Уярского района Красноярского края также не лишено возможности направления в судебное заседание иного представителя.
Исследовав доводы жалобы и административный материал, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, придя к выводу о том, что постановление вынесено законно и обоснованно, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 30.05.2023) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года №1614 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах».
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законном основании.
В соответствии с п.10 Правил пожарной безопасности со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В судебном заседании установлено, что в КГКУ «Лесная охрана» из краевого государственного бюджетного учреждения «Уярское лесничество» (далее — КГБУ «Уярское лесничество») поступило сообщение о лесном пожаре №, возникшем ДД.ММ.ГГГГ на территории государственного лесного фонда: Красноярский край, КГБУ «Уярское лесничество», Уярское сельское участковое лесничество совхоз «Александровский», квартал №, выделы №№, 2, 4.
По результатам рассмотрения материалов о лесном пожаре №, главным государственным инспектором КГКУ «Лесная охрана» М. вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования для установления причин пожара и виновных лиц по ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Согласно акту № о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Уярской ЛПС КГАУ «Лесопожарный центр» был обнаружен низовой, беглый, средней интенсивности лесной пожар на площади 3,5 га в квартале №, выделе № Уярского сельского участкового лесничеств совхоз «Александровский», КГБУ «Уярское лесничество». Удаление данного лесного пожара от <адрес> 3,0 км, азимут 290°.
Площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 14,0 га. Причиной лесного пожара согласно акту № о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ послужил переход огня с земель иных категорий.
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» М., при участии начальника Уярской ЛПС KГАУ «Лесопожарный центр» Б., осуществлен осмотр места лесного пожара и площади, пройденной огнем, произошедшего в квартале №, выделах №№, 2, 4 Уярского сельского участкового лесничества совхоз «Александровский», КГБУ «Уярское лесничество» и прилегающей к нему территории.
В ходе осмотра установлено, что местом лесного пожара является участок лесного фонда, расположенный в Уярском сельском участковом лесничестве совхоз «Александровский», КГБУ «Уярское лесничество», квартал №, выделы №№, 2, 4. На момент окончания осмотра лесной пожар полностью ликвидирован. Время ликвидации - 13 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ. Площадь, пройденная пожаром, составляет 14,0 га. На осматриваемой территории лесного массива преобладающей породой является береза. Рельеф местности относительно однородный равнинный. В зоне пожара наблюдается выгорание верхнего слоя сухой лесной подстилки, высота нагара на стволах деревьев породы береза составляет в среднем 0,5 м. Вышеуказанные признаки указывают, что произошедший лесной пожар относится к категории низового, беглого, средней интенсивности. Расположение нагара на стволах деревьев породы береза свидетельствует о западном направлении ветра и распространения огня на пожаре. Юго-западнее площади пройденной огнем расположены земли сельскохозяйственного назначения. Вышеуказанные земли не подвергнуты агротехнической обработке, вся площадь была покрыта прошлогодней травой. Минерализованная полоса по периметру данного участка отсутствует. На сельхозземлях имеются следы горения прошлогодней травы. Отсутствие минерализованной полосы по периметру поля способствовало переходу огня в лесной фонд. Координаты места возникновения пожара широта 55°50?45,12, долгота 94°13"36.03.
Людей, автомобилей, или каких-либо следов в период тушения лесного пожара не обнаружено. Объектов и сооружений на месте пожара нет.
Причина лесного пожара; переход огня с земель иных категорий.
По результатам осмотра составлен акт осмотра места возникновения лесного пожара и площади, пройденной огнем от ДД.ММ.ГГГГ №, сделана фототаблица, схема к акту осмотра, представлены объяснения ФИО5, Б. от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям Публичной кадастровой карты на сайте https://egrp365.ru земельный участок, примыкающий к выделам №№, 2, 4, квартала № Уярского сельского участкового лесничества совхоз «Александровский», КГБУ «Уярское лесничество», имеет номер кадастрового квартала №.
В уведомлении об оставлении запроса без рассмотрения от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2022-67006654 отсутствует информация о наличии постановки на кадастровый учет земельного участка с номером кадастрового квартала №.
Статьей 2 Устава Уярского района Красноярского, края, принятого решением Уярского районного Совета депутатов от 24.04.1997 № 4-3 (далее - Устав), установлено, что Уярский район Красноярского края (далее по тексту Устава, также — муниципальный район, pайон, муниципальное образование) является в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, действующими федеральными законами, Уставом и Законами Красноярского края и настоящим Уставом.
В состав Уярского района входят: городское поселение — город Уяр;
- сельские поселения: Авдинский сельсовет, Балайский сельсовет, Восточный сельсовет, Громадский сельсовет, Новопятницкий сельсовет, Рощинский сельсовет, Сухонойский сельсовет, Сушиновский сельсовет, Толстихинский сельсовет.
Согласно пункту 1 статьи 39 Устава, Администрация Уярского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
В пункте 2 статьи 39 Устава указано, что Администрация района наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
Статьей 61.3. Устава закреплено, что Администрация Уярского района от имени района владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в собственности района в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и краевыми законами, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами Совета депутатов.
Также, статьей 69.2. Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением поселения, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенным КГКУ «Лесная охрана», в вину администрации Уярского района Красноярского края вменяется нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а именно: нарушение п.10 Правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и другие обстоятельства.
Частью 1 ст.26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения администрацией Уярского района Красноярского края административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением ФГБУ «Среднесибирское УГМС» от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями ФИО5, Б., актом № от ДД.ММ.ГГГГ, схемой лесного пожара, докладной запиской от ДД.ММ.ГГГГ, актом натурного осмотра лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ со схемой, фототаблицей, <адрес>.
Таким образом, вывод о наличии в действиях администрации Уярского района Красноярского края состава административного правонарушения, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины администрации Уярского района Красноярского края в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Административное наказание назначено администрации Уярского района Красноярского края справедливое, в пределах санкции указанного закона.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемых постановления и решений, при производстве по делу допущено не было.
Доводы жалобы суд признает несостоятельными, опровергнутыми материалами административного дела.
Доводы настоящей жалобы о нарушении права на защиту в ходе производства по делу об административном правонарушении, незаконном рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, не уведомлении юридического лица о существе административного дела, являются необоснованными. Так, из содержания жалобы следует, что администрацией района получена телеграмма о рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,, что позволяло юридическому лицу получить у должностного лица всю необходимую информацию в случае какой-либо неясности, неопределенности, а также не лишало возможности юридическое лицо представить какие-либо доказательства в обоснование своей правовой позиции.
Довод о том, что по делу об административном правонарушении составлено два протокола опровергается определением от ДД.ММ.ГГГГ № которым протокол № от ДД.ММ.ГГГГ возвращен для устранения недостатков.
При этом доводы жалобы о том, что администрация не является субъектом вмененного административного правонарушения, являются несостоятельными, поскольку противоречат Правилам пожарной безопасности в лесах и фактическим обстоятельствам дела, основаны на неверном толковании норм права. Земельный участок, на котором были выявлены нарушения требований правил пожарной безопасности, находится в границах муниципального образования Уярский район Красноярского края.
При таких обстоятельствах, постановление Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, о признании юридического лица - администрации Уярского района Красноярского края виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ вынесены законно и обоснованно. Наказание назначено, как с учетом характера правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица. Оснований для отмены либо изменения постановления не имеется, в связи с чем, жалоба администрации Уярского района Красноярского края удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, о признании администрации Уярского района Красноярского края виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу администрации Уярского района Красноярского края – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Е.Г. Сержанова