ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИменемРоссийскойФедерации
<адрес> 24 июля 2018 года
Октябрьский районный суд <адрес> ЧР в составе:
председательствующей судьи Мусхаджиевой Ф.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Департамента строительства и архитектуры Мэрии <адрес> к ФИО1-Эминовне о признании строения самовольной постройкой и сносе,
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительства и архитектуры Мэрии <адрес> /далее – ДСА Мэрии <адрес>/ обратился в суд с иском к ФИО1-Э о признании строения самовольной постройкой и сносе самовольного строения.
В обоснование заявленного требования ДСА Мэрии <адрес> указал, что в результате проведенных ДСА Мэрии <адрес> мероприятий, направленных на выявление фактов незаконного строительства в <адрес> было установлено, что по адресу: <адрес>, участок 24 (6), самовольно возводится коммерческий объект в нарушении норм ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и ст.9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Строительство осуществлено без получения необходимой исходно-разрешительной документации, без соблюдения требований технических регламентов, санитарных и строительных норм и правил. Так как строительство осуществлено без соответствующих разрешений, на не отведенном для этих целей земельном участке, истец просит суд признать строение самовольной постройкой и обязать ответчика снести указанный объект в течение 30 дней за свой счет.
Ответчик – ФИО1-Э. дважды извещенная о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, возражений относительно предъявленных исковых требований не представила, об уважительности причин неявки в судебное заседание, суду не сообщила.
Выслушав пояснения представителя ДСА Мэрии <адрес>, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ДСА Мэрии <адрес> следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ /далее – ГрК РФ/, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
В соответствии со ст. ст. 51 и 55 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу п. 6 ст. 51 ГрК РФ обладают, в том числе органы местного самоуправления.
П. 1 ст. 222 ГК РФ установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившимеелицом, либозаегосчет.
Статьей 25 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» предусмотрено, что лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.
В водя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в п. 2 той же статьи последствия, то есть санкцию заданное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, указанных в пункте 1 ст. 222 Гражданского кодека РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, то есть обязанности по доказыванию распределяются между сторонами на основании общего правила.
Гражданско-процессуальный кодекс РФ предусматривает, что статья 56 рассматривается в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон.
Как установлено в судебном заседании, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, участок 24 (6) без разрешения соответствующих органов, ответчиком возведен коммерческий объект. Строительство осуществлено в отсутствие разрешения на строительство, о чем составлен соответствующий Акт № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» № от ДД.ММ.ГГГГ суду, необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела, ответчик за получением разрешения на строительство и согласования проекта, до подачи департаментом строительства и архитектуры Мэрии <адрес> иска, в суд не обращался.
Мэрия <адрес> также подтверждает, что разрешительная документация на строительство нежилого помещения отсутствует.
Суд считает, что в целях полного и всестороннего установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значения для разрешения дела необходимо дать оценку спору с учетом целевого назначения земли ст. 42 ЗК РФ.
В соответствии с п.п. 8 п.1 ст.1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п.2 п.1 ст.40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Однако, в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком на указанном земельном участке возведен коммерческий объект. Таким образом, коммерческий объект, созданответчиком без соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, что в силу ст. 222 ГК РФ, является основанием для признания спорного строения самовольной постройкой.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи по правилам ст.67 ГПК РФ, установив отсутствие у ответчика утвержденной проектной документации, разрешений на строительство и факт возведения объекта с нарушением градостроительных, санитарных, пожарных норм и правил, суд признает коммерческий объект по адресу: <адрес>, корпус 24 (6) самовольной постройкой.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лицами, имеющими право на обращение в суд с исками о сносе самовольной постройки являются лица, права и интересы которых могут быть нарушены ее сохранением.
Сохранение самовольных строений в пределах городов и иных поселений, независимо от того, в чьей собственности (РФ, субъекта РФ, муниципального образования, физических или юридических лиц) находится земельный участок, на котором возведено самовольное строение – нарушает права и законные интересы Мэрии <адрес>, к компетенции которой относится в том числе:
- градостроительная деятельность, под которой согласно ст. 1 ГрК РФ понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства;
- обеспечение устойчивого развития территорий, под которым согласно ст. 1 ГрК РФ понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколения.
Согласно ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования Поселений документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселения; принятие решений о развитии застроенных территорий.
В соответствии с п. 20 ч. I ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131- Ф3 «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселений для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
С учетом установленных ст.2 ГрК РФ основных принципов законодательства о градостроительной деятельности суд приходит к выводу, что сохранение самовольной постройки, о сносе которой заявлен иск, приведет к нарушению законных интересов территориальных органов исполнительной власти ( Мэрии <адрес>) в публично-правовой сфере.
В силу п. 3 ст. 76 ЗК РФ, приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при самовольном строительстве, осуществляется гражданами виновными в указанных земельных нарушениях или за их счет.
С учетом требований ст. 222 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что данная самовольная постройка подлежит сносу, в связи с чем, удовлетворяет требования истца об обязании ответчика в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда, снести за счет собственных средств самовольно возведенное строение по адресу: <адрес>, корпус 24 (6).
Учитывая особенность принятого по данному делу решения, которое не может быть исполнено в принудительном порядке, а его исполнение зависит от совершения определенных действий ответчиком по делу и его воли, суд соглашается с доводами представителя истца о применении при принятии решения ст. 20б ГПК РФ, в связи с чем, считает возможным в случае невыполнения ответчиком указанных требований в установленный срок, предоставить Мэрии <адрес> право сноса данной постройки с последующей компенсацией расходов за счет ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать строящийся объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, участок 24(6) - самовольной постройкой.
Обязать ответчика – ФИО1-Э. в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда, снести за счет собственных средств самовольно возведенное строение по адресу: <адрес>, участок 24(6).
В случае не выполнения ФИО1-Э. указанных требований в установленный срок, предоставить Департаменту строительства и архитектуры Мэрии <адрес> право сноса данной постройки с последующей компенсацией расходов за счет ответчика.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Федеральный судья Ф.А.Мусхаджиева
Копия верна: