УИД 57RS0027-01-2024-000187-82
производство №-2-1026/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2024 г. город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербакова А.В.,
при помощнике Шевяковой Е.Л.,
с участием ответчика Ящук И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «УК «Зеленая Роща» к Ящуку Александру Олеговичу и Ящук Ирине Юрьевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и пени,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «УК «Зеленая Роща» (далее – ООО «УК «Зеленая Роща») обратилось в суд с иском к ответчику Ящуку А.О., заявив требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и пени. В обоснование истцом было указано, что Ящук А.О. является собственником нежилого помещения гаража, расположенного по адресу: (адрес обезличен), в котором находится его автосервис и потребителем коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами» (далее – ТКО). Договор с региональным оператором ответчиком заключен не был, у Ящука А.О. имеется задолженность по оплате фактически оказываемой услуги, в связи с чем истец просил взыскать с ответчика: задолженность за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 84736,81 рубля; неустойку за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 9952,36 рубля; неустойку за период с (дата обезличена) до даты уплаты суммы основного долга исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки; государственную пошлину в размере 3041,49 рубля.
При рассмотрении дела судом, в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Ящук И.Ю., а также, в соответствии со статьей 43 ГПК РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
В судебное заседание представитель истца по доверенности не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Ящук И.Ю. в суде заявленные истцом требования не признала, пояснив, что нежилые помещения гаражей возле дома (номер обезличен) по (адрес обезличен) принадлежат ей. В указанных гаражах члены ее семьи хранят свои автомобили. Кроме того, в гараже ее сын периодически оказывает услуги по диагностике автомобилей. Услуги ООО «УК «Зеленая Роща» ею действительно не оплачиваются, поскольку она недовольна качеством услуги, контейнерная площадка не имеет достаточного объема, вывоз крайне несвоевременный, что влечет накопление мусора и антисанитарию. Кроме того, ответчик заявила о применении срока исковой давности к заявленным истцом требованиям.
Ответчик Ящук А.О. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о его времени и месте, об уважительности причин отсутствия не сообщил, об отложении заседания – не ходатайствовал. В связи с этим, суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав ответчика Ящук И.Ю., исследовав доказательства, представленные по делу, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.
Согласно статьям 307, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Отношения в сфере оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон от 24.06.1998 года №89-ФЗ), пунктом 1 статьи 24.7 которого закреплено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7. Закона N 89-ФЗ собственники твердых бытовых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее - Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
Пунктом 8(17) раздела 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641» (далее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно пункту 1 статьи 24.7. Закона N 89-ФЗ, определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются исполнительными органами субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется, в том числе, расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (подпункт «а»).
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил).
(дата обезличена) между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ООО «УК «Зеленая Роща» было заключено соглашение (номер обезличен)-Д, а самому истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области на срок десять лет. Деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО населению Орловской области региональным оператором начата с (дата обезличена).
При разрешении настоящего спора судом было установлено, что ответчику Ящук И.Ю. с (дата обезличена) принадлежат на праве собственности два нежилых помещения гаражей: гараж 1 общей площадью 93 кв.м., условный (номер обезличен) и гараж 2 общей площадью 83 кв.м., условный (номер обезличен), расположенные по адресу: (адрес обезличен).
Из пояснений ответчика Ящук И.Ю. следует, что помещениями гаражей пользуется она и ее сын Ящук А.О., который оказывает там услуги по диагностике автомобилей. У нее в собственности имеется несколько автомобилей, оформленных на иных лиц, которые она также хранит в указанных гаражах. При осмотре приложенных к материалам иска стороной истца фотографий ответчик Ящук И.Ю. подтвердила, что на них зафиксированы помещения гаража и размещенные объявления об оказании услуг компьютерной диагностики автомобилей. Ранее он проживал в (адрес обезличен), его доход фиксировался там.
Согласно представленным суду сведениям Ящук А.О. зарегистрирован по месту жительства по адресу: (адрес обезличен)(номер обезличен) с (дата обезличена) (информация УВМ УМВД России по Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена)), а кроме того являлся плательщиком налога на профессиональный доход с видом деятельности «автосервис» в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) (сведения УФНС по Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена)).
Пункт 29 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет понятие «машино-место» как предназначенную исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенную часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.07.2021 N П/0316 «Об установлении минимально допустимых размеров машино-места» установлено, что минимально допустимые размеры машино-места составляют 5,3 x 2,5 м.
Учитывая размеры помещения одного гаража меньшей площади в 83 кв.м., суд приходит к выводу о наличии в нем 6 машино-мест (83 кв.м. : (5,3 м. х 2,5 м.).
Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 N 221 (ред. от 29.12.2020) «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» для автомастерских, шиномонтажных мастерских и станций технического обслуживания установлен норматив накопления ТКО на территории Орловской области в размере 6,935 куб.м./год на 1 машино-место.
Соответственно, объем образуемых в гараже 2 общей площадью 83 кв.м. с условным номером (номер обезличен) по адресу: (адрес обезличен) отходов составляет 3,47 куб.м. в месяц (6,935 куб.м./г. х 6 машино-мест : 12 мес.).
Из ответа администрации (адрес обезличен) на запрос суда от (дата обезличена) (номер обезличен) следует, что реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории (адрес обезличен), утвержденному постановлением администрации (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена) для жителей домов индивидуальной жилой застройки (адрес обезличен) организованы контейнерные площадки в районе домов (номер обезличен) и (номер обезличен) по (адрес обезличен) (адрес обезличен).
Доказательств наличия у ответчиков собственного контейнера, а равно самостоятельного вывоза и утилизации коммунальных отходов, а равно наличия между ответчиком Ящуком А.О. и собственником нежилого помещения гаража ответчиком Ящук И.Ю. соглашения об оплате оказываемых истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами суду представлено не было.
Согласно представленному стороной истца расчету, ООО «УК «Зеленая роща» предъявила к взысканию с ответчиков задолженность за фактически оказанные услуги за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 84736,81 рубля, а кроме того истцом была исчислена неустойка на данную задолженность за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 9952,36 рубля.
В тоже время, как следует из материалов дела и объяснений ответчика Ящук И.Ю., ответчик Ящук А.О. приехал из (адрес обезличен), (дата обезличена) был зарегистрирован по месту жительства и стал осуществлять предпринимательскую деятельность в гараже по адресу: (адрес обезличен), начиная с (дата обезличена), когда был зарегистрирован в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с видом деятельности «автосервис».
Из представленных суду истцом фотографий следует, что на нежилом помещении гаража, расположенного по адресу: (адрес обезличен) оказываются услуги по диагностике автомобилей. Вместе с тем, согласно показаниям ответчика Ящук И.Ю., указанные фотографии относятся к периоду оказания ее сыном услуг автосервиса после (дата обезличена) и не относятся к заявленному ООО «УК «Зеленая роща» периоду начисления задолженности.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая установленные судом обстоятельства и представленные сторонами доказательства по делу, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств осуществления ответчиками в заявленный истцом период с (дата обезличена) по (дата обезличена) предпринимательской деятельность автосервиса в нежилом помещении гаража, по адресу: (адрес обезличен). В связи с этим у суда отсутствуют основания для взыскания с ответчиков Ящук И.Ю. и Ящука А.О. задолженности по оплате за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, за спорный период.
Совокупность изложенных выше обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных истцом требований. Такой отказ суда не лишает сторону истца прав требования платы за обращение с твердыми коммунальными отходами с ответчиков, как потребителей – физических лиц, в указанный период, а равно за иной период, когда последними осуществлялась предпринимательская деятельность.
Руководствуясь статьями 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью «УК «Зеленая Роща» (ИНН (номер обезличен)) к Ящуку Александру Олеговичу (паспорт (номер обезличен)) и Ящук Ирине Юрьевне (паспорт 54 (номер обезличен)) о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и пени, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено (дата обезличена).
Судья: