Дело № 5-142/2022 (№)
УИД: 33RS0002-01-2021-007135-56
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 января 2022 года г. Слободской Кировской области
Судья Слободского районного суда Кировской области Старкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Кононова Алексея Александровича, <данные изъяты>,
у с т а н о в и л :
согласно протоколу об административном правонарушении фактические обстоятельства деяния, инкриминированному Кононову А.А. выразились в том, что в 21:08 часов 04 ноября 2021 года он находился в зале касс дальнего следования железнодорожного вокзала ст. Владимир г. Владимира по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Вокзальная, д. 2, при этом не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маска, респиратор). Должностным лицом его действия квалифицированы по ч.2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с указанием на нарушение правила поведения, установленные п. 1 Постановления Главного санитарного врача РФ № 31 от 16.10.2020 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом».
В судебное заседание Кононов А.А. не явился. Судебная повестка, направленная по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении, возвратилась в суд в связи с истечением срока хранения, при этом Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утверждённый Приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п сотрудниками почтовой службы соблюден.
При таких обстоятельствах в соответствии с абзацем 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Кононов А.А. считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, <данные изъяты> ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Не признавая обязательной явку данных лиц в судебное заседание, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Основанием для привлечения Кононова А.А. к административной ответственности явилось выявление факта его нахождения в 21:08 часов 04 ноября 2021 года в зале касс дальнего следования железнодорожного вокзала станции Владимир и не выполнения им противоэпидемических мероприятий, в месте массового пребывания людей находился без гигиенической маски для защиты органов дыхания.
Изложенные фактические обстоятельства деяния и виновность в нем Кононова А.А. подтверждены: протоколом об административном правонарушении, составленным в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; рапортом <данные изъяты> ФИО2 по выявленному нарушению; фотографией Кононова А.А., в соответствии с которой при нахождении в здании вокзала маска на его лице отсутствует; его объяснениями о том, что забыл надеть маску.
Однако при обсуждении квалификации совершенного административного правонарушения суд приходит к следующему.
Часть 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях является специальной по отношению к ч. 1 ст. 20.6.1 данного Кодекса, которая предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 настоящего Кодекса.
При этом по смыслу правовых норм, закрепленных в ст. 6.3 Кодекса, по данной статьи лицо может быть привлечено к административной ответственности за нарушение санитарных правил и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые являлись обязательными не только после возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, но и до ее возникновения.
Пункт 1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31, на нарушение которого указано в протоколе об административном правонарушении, действительно предписывает лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, но именно в связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом. То есть данный нормативный акт содержит указание на временные рамки его применения, ограниченные наличием COVID-19.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 установлены Правила, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 41, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в ред. от 31.01.2020).
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» указано на то, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указом Губернатора Владимирской <адрес> от 17.03.2020 № 38 в связи с угрозой распространения во Владимирской области новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Владимирской области введен режим повышенной готовности.
В соответствии с пунктом 5.9 Указа Губернатора Владимирской области № 38 от 17.03.2020 «О введении режима повышенной готовности» (в редакции от 27.10.2021) гражданам, проживающим (находящимся) на территории Владимирской области, с 27.04.2020 запрещено посещение без средств индивидуальной защиты (масок, респираторов): объектов розничной торговли, предоставления услуг, деятельность которых не приостановлена; всех видов транспорта общего пользования, в том числе такси; аптек и аптечных пунктов; зданий, строений, сооружений вокзалов, железнодорожных вокзалов, станций и остановок всех видов транспорта общего пользования и др.
Поскольку использование масок стало обязательным лишь после возникновения угрозы распространения коронавирусной инфекции и является одним из временных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, действия Кононова подлежат квалификации по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях вне зависимости от того, вменяется ему нарушение санитарных правил или Указа Губернатора Владимирской области № 38 от 17.03.2020.
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021, в силу п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный Кодекс относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, она является общей нормой по отношению к ч. 2 ст. 6.3 данного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей. Санкция ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является менее строгой, чем санкция ч. 2 ст. 6.3 этого Кодекса.
В силу ч. 3 ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 и ст. 20.6.1 данного Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.
При таких обстоятельствах в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 данного Кодекса, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Принимая во внимание приведенные выше выводы, изложенные в Обзоре, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении прихожу к выводу о том, что о переквалификации совершенного Кононовым А.А. деяние, выразившегося в ненадлежащем выполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, с ч.2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях на ч.1 ст.20.6.1 данного Кодекса.
При назначении административного наказания Кононову А.А. учитываются характер совершенного административного правонарушения, сведения, характеризующие его личность, семейное и имущественное положение.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, являются: признание вины, что отражено в соответствующей графе протокола об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.
Срок давности привлечения Кононова А.А. к административной ответственности не истек.
При совершении Кононовым А.А. административного правонарушения впервые прихожу к выводу о назначении ему наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 20.6.1, ст.ст. 23.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л :
Кононова Алексея Александровича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Кировской областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья - подпись А.В. Старкова