УИД 11RS0001-01-2020-014662-81 Дело № 2а-1193/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Колокольниковой П.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
15 января 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Анохиной Ольги Леонидовны к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП по Республике Коми Зайцевой Ольге Саввовне, Отделу судебных приставов по г. Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми о признании незаконным и отмене постановления от 19.05.2016 о взыскании исполнительского сбора, уменьшении размера исполнительского сбора,
установил:
Анохина О.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП по Республике Коми Зайцевой Ольге Саввовне, просила восстановить срок для обжалования постановления от 19.05.2016 о взыскании исполнительского сбора, уменьшении размера исполнительского сбора на одну четверть.
Впоследствии Анохина О.Л. требования административного иска уточнила, просила суд признать незаконным и отменить постановление от 19.05.2016 о взыскании исполнительского сбора, уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть.
В обоснование иска административного искового заявления указано, что при проверке на официальном сайте службы судебных приставов административному истцу стало известно о том, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми от 19.05.2016 с нее взыскан исполнительский сбор в размере 26 736,50 руб. Данное постановление судебного пристава-исполнителя Анохина О.Л. не получала, не согласна с ним.
Определением суда от 09.12.2020 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Отдел судебных приставов по г. Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми.
Административный истец Анохина О.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми Зайцева О.С., ОСП по г. Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу статьи 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
На основании ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор в соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Согласно пункту 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Взыскание исполнительского сбора применительно к статье 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является исполнительным действием, а потому обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
Согласно части 1 статьи 24 "Об исполнительном производстве" лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.
Если повестка, иное извещение доставляются по почте или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить, то дата и время их доставления адресату фиксируются на документе, подлежащем возврату в подразделение судебных приставов (пункт 1 статьи 26 данного Закона).
Пунктом 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП N 682 от 10 декабря 2010 года предусмотрено, что постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 2.4.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации от 8 июля 2014 года N 0001/16.
Согласно пункту 2.4.1 указанных Методических рекомендаций уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Из вышеизложенного следует, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, при наличии сведений о вручении должнику постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как установлено судом, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми от 21.01.2016 в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство № 2744/16/11025-ИП о взыскании в пользу Островской Е.А. задолженности по договору займа в размере 381 950 руб.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа, постановлением судебного пристава-исполнителя от 19.05.2016, утвержденным врио начальника отделения – старшего судебного пристава Д.А. Ильина 05.08.2020, с Анохиной О.Л. взыскан исполнительский сбор в размере 26 736,50 руб.
В то же время, доказательств вручения административному истцу постановления о возбуждении исполнительного производства материалы исполнительного производства не содержат.
Также материалы исполнительного производства не содержат сведений и о направлении в адрес Анохиной О.Л. постановления от 19.05.2016 постановления о взыскании исполнительского сбора, в связи с чем, оснований полагать, что административным истцом пропущен срок для обжалования указанного постановления, не имеется.
При указанных обстоятельствах, постановление от 19.05.2016 о взыскании исполнительского сбора нельзя признать законным и обоснованным, в отсутствие достоверных сведений о получении административным истцом постановления о возбуждении исполнительного производства, следовательно отсутствовали основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
С учетом признания постановления от 19.05.2016 о взыскании с Анохиной О.Л. исполнительского сбора незаконным, требование административного иска об уменьшении его размера не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
административное исковое заявление Анохиной Ольги Леонидовны к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП по Республике Коми Зайцевой Ольге Саввовне, Отделу судебных приставов по г. Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми об оспаривании постановления от 19.05.2016 о взыскании исполнительского сбора, уменьшении размера исполнительского сбора – удовлетворить частично.
Постановление отдела судебных приставов по г. Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми от 19.05.2016 о взыскании с Анохиной Ольги Леонидовны исполнительского сбора в размере 26 736,50 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства № 2744/16/11025-ИП, признать незаконным и отменить.
В удовлетворении требований административного иска Анохиной Ольги Леонидовны о снижении размера исполнительского сбора отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Р.В. Куриленко
Мотивированное решение составлено 25 января 2021г.