Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-1038/2024 от 24.01.2024

№ 16-1038/2024

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Челябинск                                   03 апреля 2024 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу начальника Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 4 ГУФСИН России по Свердловской области подполковника внутренней службы Русина А.Ю. на постановление заместителя Главного Государственного инспектора по пожарному надзору Камышловского ГО, Камышловского МР и Пышминского ГО – заместителя начальника ОНДиПР Камышловского ГО, Камышловского МР и Пышминского ГО УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области Смирновой Н.Л. от 02 августа 2023 года, решение судьи Камышловского районного суда Свердловской области от 18 октября 2023 года, решение судьи Свердловского областного суда от 06 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 4 ГУФСИН России по Свердловской области,

установил:

постановлением заместителя Главного Государственного инспектора по пожарному надзору Камышловского ГО, Камышловского МР и Пышминского ГО – заместителя начальника ОНДиПР Камышловского ГО, Камышловского МР и Пышминского ГО УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области Смирновой Н.Л. от 02 августа 2023 года № 134 Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № 4 ГУФСИН России по Свердловской области (далее - ФКУ «СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 155 000 рублей.

Решением судьи Камышловского районного суда Свердловской области от 18 октября 2023 года (№ 12-73/2023), оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 06 декабря 2023 года (№ 72-922/2022), постановление должностного лица изменено, из описательно-мотивировочной части исключена ссылка на нарушение ФЗ-123 от 22 июля 2008 года ст. 88, СНиП 21-01-97* п. 7.4, ПУЭ-7 п. 7.1.28, СП 4.13130.2013 п. 5.2.6, отсутствие в электрощитовой сертифицированной противопожарной двери с требуемым пределом огнестойкости, как излишне вмененное. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, начальник ФКУ «СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области» подполковника внутренней службы Русин А.Ю. просит постановление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 06 марта 2024 года.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» установлены обязанности организаций по соблюдению требования пожарной безопасности и выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, по разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, содержанию в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

При этом статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» за нарушение требований противопожарной безопасности предусмотрено привлечение к установленной законом ответственности.

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, которые являются обязательными для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16 сентября 2020 года установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Как установлено при рассмотрении дела, в ходе проведения в период с 26 июня по 12 июля 2023 года Камышловской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами ОНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области проверки на объекте защиты, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Камышлов, ул. Урицкого, д.16Б, находящемся в оперативном управлении ФКУ «СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области», выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно:

- автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей находится в неисправном состоянии в режимном корпусе № 2 и помещении пищеблока, чем нарушен пункт 54 Правил № 1479;

- в режимном корпусе № 3 отсутствует установка автоматического обнаружения пожара и система оповещения людей о пожаре, чем нарушены п. 4 ст. 4 Технического регламента, п.п. 3, 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2021 года № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушении, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»;

- руководитель организации не обеспечивает соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей, заявленных в паспортах в режимных корпусах № 2, 3, помещении пищеблока, чем нарушен пункт 60 Правил № 1479;

- из второго этажа режимного корпуса № 2 отсутствует запасной эвакуационный выход, чем нарушены пункты 3, 11 статьи 89 Федерального закона № 123-ФЗ, пункт 6.9* пп «б», пункт 6.13, пункт 6.14 СНиП 21-01-97;

- руководитель организации не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств пожаротушения обеспечивающих исправное состояние указанных средств, не проведена проверка внутреннего противопожарного водоснабжения в режимном корпусе № 2, чем нарушен пункт 54 Правил № 1479;

- запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов второго этажа режимных корпусов № 2, 3 не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, а также не обеспечено автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану, чем нарушен п. 26 Правил № 1479.

По факту выявленных нарушений 12 июля 2023 года заместителем Камышловского межрайонного прокурора возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ «СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области» (л.д. 9-13 материала), а должностным лицом пожарного надзора вынесено постановление о назначении наказания (л.д. 41-48).

Факт совершения ФКУ «СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области» административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не доверять сведениям о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективных сведений, указывающих на то, что ФКУ «СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области» предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии состава и события административного правонарушения аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в решениях, с учетом положений Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима.

Доводы жалобы о том, что вины юридического лица в нарушении требований пожарной безопасности не имеется, поскольку предприняты все зависящие от учреждения меры для устранения нарушений требований пожарной безопасности, в том числе к материалам дела приобщены сопроводительные письма (заявки), направленные в ГУФСИН России по Свердловской области о выделении денежных средств на устранение требований пожарной безопасности, заявки на оборудование запасного эвакуационного выхода, на переосвидетельствование огнетушителей, не дооборудование двух камер специального блока режимного корпуса № 3 автоматической пожарной сигнализацией, на выделение денежных средств на проведение проверки внутреннего противопожарного водоснабжения, однако ответы в адрес учреждения не поступали, денежные средства в период с 2021 года по 2023 год не выделялись, собственных денежных средств учреждение не имеет, свидетельствуют о субъективном толковании заявителем правовых норм, направленном на прекращение производства по данному делу об административном правонарушении в отсутствие для этого правовых и фактических оснований при установлении и доказанности тех обстоятельств, что у учреждения имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 этого Кодекса).

При этом недостаточное финансирование не является основанием для невыполнения нормативно установленных требований. Допущенные учреждением нарушения норм пожарной безопасности могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей в зданиях и в помещениях учреждения, расположенных по перечисленным в постановлении должностного лица и обжалуемых актах адресу.

Доводы жалобы о незаконном вменении учреждению нарушения правил пожарной безопасности выраженного в том, что запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов режимных корпусов №№ 2, 3 не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, со ссылкой на Инструкцию ДСП, являлись предметом проверки судьей областного суда и обоснованно отклонены.

Как верно отмечено судьей областного суда, Приказом Минюста Российской Федерации № 204-дсп оборудование дверей замками специального (тюремного) типа не может быть отнесено к дверям эвакуационных выходов, поскольку возможность их открывания без ключей является гарантией обеспечения возможности защиты и спасения жизни и здоровья людей, а также сохранности имущества в случае возникновения пожарной опасности, а также выполнения требований Правил №1479, утвержденных Правительством Российской Федерации, из пункта 26 которых следует, что объекты защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений, не допускающий открывания дверей таких помещений изнутри, должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания, что также не выполнено.

Приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии ФКУ «СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Действия ФКУ «СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом и судьями районного и областного судов фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Выводы должностного лица и судей нижестоящих инстанций сомнений не вызывают.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.

Административное наказание назначено юридическому лицу в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением норм частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 этого Кодекса.

При пересмотре дела судьями районного и областного судов дело проверено в соответствии с требованиями статей 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление заместителя Главного Государственного инспектора по пожарному надзору Камышловского ГО, Камышловского МР и Пышминского ГО – заместителя начальника ОНДиПР Камышловского ГО, Камышловского МР и Пышминского ГО УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области Смирновой Н.Л. от 02 августа 2023 года, решение судьи Камышловского районного суда Свердловской области от 18 октября 2023 года, решение судьи Свердловского областного суда от 06 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 4 ГУФСИН России по Свердловской области, оставить без изменения, жалобу начальника Федерального казенного учреждения Следственный изолятор                     № 4 ГУФСИН России по Свердловской области подполковника внутренней службы Русина А.Ю. - без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции                         Э.Г. Абдрахманова

16-1038/2024

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Истцы
Камышловская межрайонная прокуратура
Ответчики
ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (Челябинская область)
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее