Решение по делу № 2-612/2020 от 10.02.2020

                 УИД: 76RS0022-01-2020-00031-47

Дело № 2-612/2020

Изг. 31.07.2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 03 июля 2020 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи     Ратехиной В.А.

при секретаре             Сизоненко Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Травникова Алексея Николаевича к территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля о признании незаконным и отмене распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № 395 от 26.11.2019 г., обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Травников А.Н. обратился в суд с иском к территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля, просил признать незаконным и отменить распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № 395 от 26.11.2019 г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязать ответчика принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В обоснование иска указано, что Травников А.Н. является инвалидом детства II группы по состоянию <данные изъяты>, код заболевания . Данное заболевание входит в перечень заболеваний, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Истец зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № 12294А от 30.07.2018 г., заключенного между территориальной администрацией Заволжского района мэрии г. Ярославля и Травниковой Н.Н. – матерью истца.

В указанном жилом помещении общей площадью 37,4 кв.м. зарегистрированы истец, его родители, брак между которыми расторгнут, и сестра истца, которая проживает по иному адресу вместе со своей семьей. Жилых помещений в собственности истец не имеет.

01.04.2019 г. указанное жилое помещение было уничтожено в результате пожара, в настоящее время квартира непригодна для проживания, а дом, в котором она находится, на основании заключения межведомственной комиссии № 7 от 21.05.2019 г. признан аварийным.

15.10.2019 г. Травников А.Н. обратился в территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № 395 от 26.11.2019 г. Травникову А.Н. в признании малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказано. В обоснование отказа указано, что Травниковым А.Н. не предоставлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, указанные в п. 2.9. (подп. 2.9.1) Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утв. Постановлением мэрии № 3112 от 17.11.2011 г., обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (не предоставлены документы на совместно зарегистрированных с истцом по адресу: <адрес> членов его семьи: Травникову Н.Н. - мать, Травникова Н.А. – отца, Травникову А.Н. – сестру).

Вместе с тем, указанные лица членами семьи Травникова А.Н. не являются: они проживают раздельно, общего хозяйства не ведут. Более того, Травников Н.А., Травникова А.Н. также обратились в территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля с аналогичными заявлениями о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, к которым приложили все необходимые документы.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены мэрия г. Ярославля, Травникова Н.Н., Травникова А.Н., Травников Н.А.

В судебном заседании истец Травников А.Н., представитель истца Лисина М.А., действующая по ордеру, исковые требования поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что по адресу <адрес> истец не проживает с 2015г. С матерью по адресу <адрес>, истец постоянно также не проживает. С 2015 г. постоянно проживает со своей сожительницей по адресу: <адрес>. Мать истца - Травникова Н.Н., отец истца - Травников Н.А., сестра истца - Травникова А.Н. членами семьи истца не являются, каждый проживает отдельно.

Представители ответчика Осипова О.А., Холявская И.Н., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 42).

Третье лицо Травникова Н.Н. исковые требования полагала подлежащими удовлетворению, пояснила, что ее сын Травников А.Н. с 2014 г. постоянно проживает по <адрес> со своей сожительницей. По адресу <адрес>, условий для постоянного проживания никогда не было и нет, Травников А.Н. по этому адресу постоянно никогда не проживал.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, третьего лица, допросив свидетеля ФИО6, ФИО7, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданских дел № 2-217/2019, 2-620/2020, 2-684/2020, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Травников А.Н. является инвалидом детства, согласно справке МСЭ-2011 ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно (л.д.6). Согласно справке ГБУЗ ЯОКПБ Травников А.Н. состоит на учете по состоянию <данные изъяты>, код заболевания , подходит под действие приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 987н от 29.11.2012 г. (л.д.63, дело № 2-217/2019).

Травников А.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Также по данному адресу зарегистрированы: мать Травникова Н.Н., являющаяся нанимателем жилого помещения, отец Травников Н.А., сестра Травникова А.Н. (л.д.53).

Травникова Н.Н. на основании договора найма жилого помещения № 12294А от 30.07.2018г. является нанимателем квартиры , расположенной по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в указанную квартиру в качестве членов семьи вселены: Травников Н.А. – бывший муж, Травников А.Н. – сын, Травникова А.Н. – дочь (л.д.66).

Постановлением мэрии г. Ярославля № 728 от 24.06.2019 г. жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу и расселению (л.д. 46).

15.10.2019 г. Травников А.Н. обратился в территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № 395 от 26.11.2019 г. Травникову А.Н. в признании малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказано. В обоснование отказа указано, что Травниковым А.Н. не предоставлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, указанные в п. 2.9. (подп. 2.9.1) Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утв. Постановлением мэрии № 3112 от 17.11.2011 г., обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (не предоставлены документы на совместно зарегистрированных с истцом по адресу: <адрес> членов его семьи: Травникову Н.Н. - мать, Травникова Н.А. – отца, Травникову А.Н. – сестру).

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или в муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27154) утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указана в том числе <данные изъяты> (код заболевания по МКБ-10: ).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно ст. 17 данного закона инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке Травникова А.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания заявителем нуждающимся и малоимущим.

В соответствии с частью 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из смысла данной нормы следует, что постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий должна осуществляться исходя из общего уровня обеспеченности жилыми помещениями как самого гражданина, так и членов его семьи.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как следует из показаний свидетеля ФИО6., Травников А.Н. приходится ей гражданским супругом. С 2015 г. и до настоящего времени ФИО6. и Травников А.Н. постоянно проживают в квартире, принадлежащей родителям ФИО6. по адресу: <адрес>. До 2015 г. Травников А.Н. проживал по адресу: <адрес>. Родители Травникова А.Н. после расторжения брака проживают раздельно, сестра Травникова А.Н. также проживает отдельно.

Из показаний свидетеля ФИО7 также следует, что после расторжения брака Травникова Н.Н. и Травников Н.А. проживают раздельно. Травников А.Н. постоянно по адресу <адрес> не проживает, приезжает к матери периодически для оказания помощи.

Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, их показания непротиворечивы, последовательны, подтверждаются имеющимися в деле документами и пояснениями сторон, свидетели предупреждены об уголовной ответственности по ст. ст. 307 и 308 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний.

Таким образом, Травникова Н.Н., Травников Н.А., Травникова А.Н. членами семьи Травникова А.Н. не являются. Суд приходит к выводу о том, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения законных оснований для принятия такого распоряжения не имелось, поскольку Травников А.Н., Травников Н.Н., Травников Н.А., Травникова А.Н. являлись членами разных семей: все указанные лица проживают отдельно, создали свои семьи, общего хозяйства не ведут. Данные обстоятельства также подтверждаются материалами гражданских дел № 2-620/2020, 2-684/2020.

Сторонами не оспаривается, что занимаемое Травниковым А.Н. по договору социального найма жилое помещение по <адрес> не существует, дом сгорел. Согласно справке АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Верхне-Волжский филиал Ярославское отделение от 29.07.2019 в собственности истца отсутствуют объекты недвижимого имущества. В ЕГРН его права на недвижимое имущество также не зарегистрированы.

Ссылки ответчика на то обстоятельство, что ранее распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 04.09.2018 г. № 417 Травникову А.Н. было отказано в признании нуждающимся в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы и отсутствием малоимущности, а также на то, что законность данного распоряжения была подтверждена решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 26.02.2019 г. и апелляционным определением Ярославского областного суда от 28.06.2019г., судом не принимаются.

В настоящем деле истец оспаривает иное распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля - № 395 от 26.11.2019 г., законность которого проверяется на момент вынесения, ссылается на иные фактические обстоятельства, существующие на дату принятия оспариваемого распоряжения.

Из расчета территориальной администрации, представленного в судебное заседание, усматривается, что Травников А.Н. является малоимущим, а в силу установленных судом обстоятельств, является нуждающемся в жилом помещении, что является основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма.

При таких обстоятельствах исковые требования Травникова А.Н. подлежат удовлетворению, а вынесенное в отношении него распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № 395 от 26.11.2019 г. – признанию незаконным.

В силу п. 5 и 6 ст. 4 Закона Ярославской области от 27.06.2007 г. № 50-з «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» орган учета рассматривает заявление гражданина о принятии на учет в течение тридцати рабочих дней со дня его регистрации, проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином и (или) полученных по межведомственным запросам. Очередность рассмотрения заявлений граждан определяется на основании порядковых номеров, присвоенных им в Книге регистрации. По результатам рассмотрения заявления гражданина о принятии на учет органом учета принимается решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, которое направляется (вручается) гражданину не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.

При этом граждане считаются принятыми на учет со дня принятия органом учета соответствующего решения.

С учетом вышеизложенных норм закона суд считает, что обязанность по принятию истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля с даты принятия оспариваемого распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля, то есть с 26.11.2019 г.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается с обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что истец предоставил суду доказательства законности и обоснованности своих требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Травникова Алексея Николаевича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № 395 от 26.11.2019 г. «Об отказе Травникову А.Н. в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Обязать территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля принять Травникова Алексея Николаевича на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 26.11.2019 г.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                  Ратехина В.А.

2-612/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Травников Алексей Николаевич
Ответчики
Территориальная администрация Заволжского района г. Ярославля
Другие
Травникова Анастасия Николаевна
Травников Николай Александрович
Мэрия г. Ярославля
Травникова Наталья Николаевна
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославль
Судья
Ратехина Виктория Алексеевна
Дело на сайте суда
zavolzhsky.jrs.sudrf.ru
08.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2020Передача материалов судье
08.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее