РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2022 года п. Чернь
Плавский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Духовской Е.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филоновой Е.Г.,
с участием
помощника прокурора Чернского района Тульской области Меркулова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-608/2022 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Чернского района Тульской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Тургеневское Чернского района Тульской области о признании незаконным бездействия администрации и обязании провести межевание земельного участка и поставить его на кадастровый учет,
установил:
и.о. прокурора Чернского района Тульской области обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст.39 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Тургеневское Чернского района Тульской области о признании незаконным бездействия администрации и обязании провести межевание земельного участка и поставить его на кадастровый учет на грунтовую дорогу общего пользования местного значения, протяженностью 1800 м., между с. Полтево и д. Семендяй в срок до 01.08.2023 г.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Чернского района Тульской области проведена проверка исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности. В ходе проведенной проверки установлено, что грунтовая дорога общего пользования местного значения, протяженностью 1800 м., между с. Полтево и д. Семендяй, находится в административных границах муниципального образования Тургеневское Чернского района Тульской области, однако на кадастровый учет данная автодорога не поставлена, право собственности на нее не зарегистрировано.
В судебном заседании помощник прокурора Чернского района Тульской области Меркулов Д.А. заявленные требования поддержал и просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Тургеневское Чернского района Тульской области.
Обязать администрацию муниципального образования Тургеневское Чернского района зарегистрировать право собственности на грунтовую дорогу общего пользования местного значения, протяженностью 1800 м., между с. Полтево и д. Семендяй в срок до 01.08.2023 года.
Представитель ответчика – администрации МО Тургеневское Чернского района Тульской области в судебное заседание не явился, в деле имеется заявление главы администрации о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 12, 132 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают вопросы местного значения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14, п.5 ч.1 ст.50, ч.1 ст.51 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, в границах населенных пунктов поселения, и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселений, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительном власти.
В силу ч.1 ст.8 ст.6 Федерального закона от 8 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.
К собственности поселения, района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, межмуниципального значения, за исключением дорог федерального, регионального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п.3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утв. Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 г. № 150 оценка технического состояния автомобильных дорог проводится - в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Согласно п.3 ч.1 ст. 15, ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьи 1,4,5 и 12 Федерального закона от 8 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и нормативных документов.
Пунктом 3 Приказ Министерства транспорта РФ от 7 августа 2020 г. № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог.
Из объяснений участвующих в деле лиц, письменных доказательств, а именно, письма администрации МО Тургеневское Чернского района Тульской области № 401 от 23.06.2022 г., выписки из реестра дорог муниципального значения, следует, что земельный участок под грунтовой автодорогой и грунтовая автодорога общего пользования местного значения по адресу: Тульская область, Чернский район, протяженностью 1800 м., между с. Полтево и д. Семендяй не поставлены на кадастровый учет, право собственности не зарегистрировано, межевание не проводилось.
Таким образом, в нарушение требований федерального законодательства органом местного самоуправления не предпринимаются меры по оформлению автодороги.
Исходя из требований вышеуказанных норм права, оценивая в совокупности объяснения участвующих в деле лиц, письменные доказательства, суд приходит к выводу, что представленные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и во взаимосвязи достаточными для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации и обязании провести межевание земельного участка под автодорогой и поставить его на кадастровый учет.
Руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление и.о. прокурора Чернского района Тульской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО Тургеневское Чернского района Тульской области в части непринятия мер по межеванию земельного участка незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Тургеневское Чернского района зарегистрировать право собственности на грунтовую дорогу общего пользования местного значения, протяженностью 1800 м, между с. Полтево и д. Семендяй в срок до 01 августа 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Плавский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Р. Духовская
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2022 года.