Дело № 33-3233 /17 Председательствующий в 1 инстанции
Категория 112г судья Блейз И.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 октября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи
судей
секретарь
с участием
истцов
представителя истца
Третьякова В.П.
представителя третьего лица
ФГКУ «КТУИО» МО РФ
- Жиляевой Л.В.,
- Володиной Л.В., Дубовцева А.С.,
- Беланова О.А.,
- Третьякова В.П., Третьяковой Г.В.,
- Корень А.Г.,
- Разумова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном в городе Севастополе по докладу судьи Володиной Л.В. гражданское дело по иску Третьякова Владимира Павловича, Третьяковой Галины Викторовны, Савельевой Натальи Владимировны к Федеральному государственному казенному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, 1 отдел (город Севастополь), Министерству обороны Российской Федерации, третье лицо Федеральное государственное казенное учреждение Крымское территориально управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности на квартиру, по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 18 апреля 2017 года,
установила:
истцы обратились в суд с иском о признании права собственности на <адрес> в порядке приватизации в равных долях по <данные изъяты> доли за каждым.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ согласно ордеру № Третьякову В.П. предоставлена указанная квартира. ДД.ММ.ГГГГ Третьяков В.П. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, выслуга лет составила <данные изъяты> лет. Квартира исключена из числа служебных приказом командующего Черноморским флотом № от ДД.ММ.ГГГГ. В квартире в настоящее время зарегистрированы и проживают истцы, которые имеют право на приватизацию квартиры в соответствии с действующим законодательством.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 18 апреля 2017 года исковые требования удовлетворены. За Третьяковым В.П., Третьяковой Г.В., Савельевой Н.В. признано право собственности в порядке приватизации на <адрес> <данные изъяты> по <данные изъяты> доли, право собственности Российской Федерации на указанную квартиру прекращено.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, с ними не мог быть заключен договор социального найма в ДД.ММ.ГГГГ году, поскольку спорное жилое помещение стало собственностью Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ году. Кроме того, спорное жилое помещение имеет статус служебного.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Третьяков В.П. указывает на необоснованность требований апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание не явились истец Савельева Н.В., представители Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении апелляционной жалобы.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из обоснованности и доказанности исковых требований.
С таким выводом не соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьёй 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу приватизации подлежат жилые помещения используемые гражданами на условиях социального найма, предоставленные с соблюдением жилищного законодательства.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», исходя из положений абзаца четырнадцатого пункта 1 статьи 15, абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы при решении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ истцу Третьякову В.П. на основании ордера № предоставлена для проживания служебная квартира <адрес> (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ Третьяков В.П. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в соответствии с приказом командующего ЧФ РФ №. Календарная продолжительность воинской службы составила <данные изъяты> лет (л.д. 14,15).
Приказом командующего ЧФ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес> исключена из числа служебных (л.д.20).
С Третьяковым В.П. заключен жилищный договор специализированного жилого помещения квартиры <адрес>, сроком до наступления предельного возрасты пребывания на военной службе. Дополнительным условием договора предусмотрено, что после увольнения в запас квартира <адрес> остается за семьей Третьяковых (л.д.162).
Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ ГУПС «Единый информационно-расчетный центр» Третьяков В.П., Третьякова Г.В. и Савельева Н.В. зарегистрированы в указанном жилом помещении (л.д.135).
Согласно представленным документам Третьяков В.П., Третьякова Г.В. и Савельева Н.В. собственниками объектов недвижимого имущества не значатся (л.д.138-143).
Как усматривается из материалов дела, квартира построена за счет средств города Москвы. На момент предоставления квартиры военнослужащему и издания приказа о ее исключении из числа служебных жилых помещений правообладателем спорной квартиры являлся г. Москва.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года № 643 «Об уполномоченном органе Правительства Российской Федерации по управлению жилищным фондом и объектами социально-бытового назначения в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота на территории Украины» управление Черноморского флота уполномочено на приобретение и осуществление от имени Российской Федерации имущественных прав и обязательств в отношении жилищного фонда и объектов социально - бытового назначения, расположенных в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины.
Из указанного следует, что командующий Черноморским флотом наделялся полномочиями по управлению от имени Российской Федерации жилищным фондом, относящимся к федеральной собственности, тогда как на момент вынесения приказа об исключении жилого помещения из числа служебных спорная квартира к федеральному имуществу не относилась.
Таким образом, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось.
Суд первой инстанции указанным обстоятельствам надлежащей правовой оценки не дал, в связи с чем, необоснованно пришел к выводу об отсутствии у спорного жилого помещения статуса служебного жилья.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания за истцами права собственности на спорное жилое помещение на основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Учитывая, что квартира не утратила статус служебного жилья, согласие Министерства обороны Российской Федерации на передачу в собственность данной квартиры в порядке статей 2, 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» отсутствует, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда на основании пунктов 3, 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328, 329, пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 18 апреля 2017 года отменить.
В иске Третьякову Владимиру Павловичу, Третьяковой Галине Викторовне, Савельевой Наталье Владимировне к Федеральному государственному казенному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, 1 отдел (город Севастополь), Министерству обороны Российской Федерации, третье лицо Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориально управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес> отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи
О.И. Жиляева
Л.В. Володина
А.С. Дубовцев