Дело № 2-1488/2017 15 мая 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Кариной Л. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Шведюк Т. Б. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения, возложении обязанности включить период отпуска по уходу за ребёнком в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,
установил:
Шведюк Т. Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения, возложении обязанности включить период отпуска по уходу за ребёнком в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В обоснование требований указывает, что ей назначена пенсия по старости с <Дата>. <Дата> она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте размера пенсии с учётом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера. Решением пенсионного органа от <Дата> в перерасчёте размера пенсии ей было отказано со ссылкой на недостаточность стажа работы с особыми условиями труда. При этом ответчиком не включён в стаж для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с <Дата> по <Дата>. С решением ответчика не согласна, поскольку пенсия ей назначена в 2010 году. Просит признать незаконным решение ответчика от <Дата> <№>, возложить на ответчика обязанность включить период отпуска по уходу за ребёнком с <Дата> по <Дата> в стаж с особыми условиями труда.
В судебном заседании на удовлетворении иска настаивала. Считала, что отпуск по уходу за ребёнком должен быть включён в стаж, дающий право повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, на основании норм ранее действующего законодательства. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Долгобородова А. А. иск не признала. Суду пояснила, что для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости истцу недостаточно стажа работы в районах Крайнего Севера. Полагала, что пенсионный орган правомерно не включил в стаж работы в районах Крайнего Севера для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком с <Дата> по <Дата>. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело Шведюк Т. Б. <№>, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от <Дата> <№> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от <Дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.
На основании части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 той же статьи закона лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Как усматривается из пенсионного дела Шведюк Т. Б. <№>, с <Дата> ей назначена пенсия по старости.
В период работы в Архангельском отделе Апрелевского отделения Всесоюзного научно-исследовательского геологоразведочного нефтяного института у истца родился ребёнок <Дата>, и ей был предоставлен отпуск по уходу за ребёнком с <Дата> по <Дата>.
При определении права истца на установление пенсии по старости период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком с <Дата> по <Дата> включён в подсчёт стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
<Дата> истец Шведюк Т. Б. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте размера пенсии по старости, поскольку полагала, что приобрела необходимую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ.
Однако решением пенсионного органа от <Дата> <№> в перерасчёте размера пенсии было отказано. При этом ответчик, учитывая правило о том, что каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера, для определения размера пенсии посчитал, что у истца имеется стаж работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 14 лет 01 месяц 03 дня (при требуемом 15-летнем стаже). Оспариваемый истцом период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с <Дата> по <Дата> в указанный вид стажа ответчиком не включён.
Не согласившись с исключением из стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, истец Шведюк Т. Б. обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> (далее – Правила <№>), которые подлежат применению и после вступления в силу Закона № 400-ФЗ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ определено, что периоды ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности, засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 настоящего Федерального закона.
Таким образом, ни Закон № 400-ФЗ, ни Правила <№> не предусматривают возможности включения периодов отпуска по уходу за ребёнком в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Поскольку без включения периодов отпуска по уходу за ребёнком в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, у истца недостаточно такого стажа работы, дающего право на установление в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ повышенной фиксированной выплата к страховой пенсии, ответчик правильно определил размер пенсии истца, и оснований полагать, что ответчик допустил нарушение пенсионных прав истца, у суда не имеется.
То обстоятельство, что при определении права на досрочное назначение страховой пенсии в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсионный орган включил периоды отпуска по уходу за ребёнком, поскольку они засчитывались в стаж для льготного пенсионного обеспечения при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период предоставления такого отпуска, судом во внимание не принимается.
При определении продолжительности стажа работы истца, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, ответчик верно руководствовался частью 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, согласно которой периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Однако из положений ранее действовавшей статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона от <Дата> <№>) следует, что период отпуска по уходу за ребёнком подлежал включению в специальный стаж работы только для случаев назначения пенсии на льготных условиях.
Необходимо также учитывать, что впервые повышенный размер пенсии был установлен для лиц, имеющих необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и необходимый страховой стаж, Федеральным законом от <Дата> <№>-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с <Дата>.
Следовательно, граждане, которые приобрели определённый стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до вступления в силу нового правового регулирования, не могли рассчитывать на то, что их размер пенсии будет определён в повышенном размере, так как на момент выполнения работы соответствующего закона ещё не существовало.
При таких обстоятельствах, оснований для применения по настоящему делу положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> <№>-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» не имеется.
На основании изложенного, исковые требования Шведюк Т. Б. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шведюк Т. Б. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения, возложении обязанности включить период отпуска по уходу за ребёнком в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. С. Сафонов