Судья Григорьева У.С. Дело № 2-55/2024
(первая инстанция)
№ 33-1980/2024
(вторая инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2024 г. г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Горбова Б.В.,
судей Савиной О.В., Просолова В.В.,
при секретаре Уласень Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Васильевой О. Н. на решение Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Департамента капитального строительства <адрес> к Чевычелову Н. Э., Васильевой О. Н., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней Васильевой А. И. о признании утратившими права пользования жилым помещением, выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,
по встречному иску Чевычелова Н. Э., Васильевой О. Н., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней Васильевой А. И. к Департаменту капитального строительства <адрес>, ООО «АльфаГруппИнвест» о признании жилого помещения, непригодным для проживания и предоставлении другого помещения,
заслушав доклад судьи Горбова Б.В.,
установила:
Департамент капитального строительства <адрес> обратился в суд с иском к Чевычелову Н.Э., Васильевой О.Н., действующей за себя и за несовершеннолетнюю Васильеву А.И., мотивируя тем, что многоквартирный <адрес> в <адрес>, где проживают Чевычелов и Васильевы, включен в перечень домов, расселяемых в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилья. Ответчикам для переселения из аварийного жилья приобретена <адрес>-А в корпусе 1 <адрес> в <адрес>. Однако в новую квартиру Чевычелов и Васильевы вселяться не хотят по причине несогласия с предложенным к переселению районом. В связи с изложенным, Департамент просил суд признать Чевычелова Н.Э., Васильеву О.Н., Васильеву А.И. утратившими право пользования квартирой № в <адрес> в <адрес>, выселить их из аварийного помещения с предоставлением по договору социального найма <адрес>-А в <адрес> (корпус 1) по <адрес> в <адрес> (т. 1 л.д. 4-8).
Ответчики Чевычелов Н.Э. и Васильевы заявили встречный иск, мотивируя тем, что предлагаемая им квартира на <адрес> не благоустроена. В связи с изложенным, Чевычелов и Васильевы просили суд признать предоставляемую им квартиру в доме на <адрес> непригодной для проживания, обязать Департамент предоставить другое благоустроенное жильё (т. 1 л.д. 117-121).
Решением Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск Департамента удовлетворен. В удовлетворении встречного иска отказано (т. 2 л. д. 198-208).
Ответчик Васильева О.Н. с решением не согласна, в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении иска Департамента отказать, встречный иск удовлетворить, ссылается на то, что решение незаконно и необоснованно, постановлено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что к участию в деле не привлечён орган опеки и попечительства (т. 2 л.д.223-225).
В судебном заседании ответчик (истец по встречному иску) Чевычелов Н.Э., представитель ответчика (истца по встречному иску) Васильевой О.Н. – А.ко А.Л. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель истца (ответчика по встречному иску) Департамента капитального строительства <адрес> – Райский Д.И. в судебном заседании против апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Ответчик Васильева О.Н., третье лицо ООО АльфаГруппИнвест в судебном заседании не присутствовали, уведомлены надлежащим образом.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Чевычелов Н.Э. на основании ордера является нанимателем <адрес> площадью 49.5 кв.м., расположенной в <адрес> в <адрес>, в квартире зарегистрированы и проживают члены его семьи, Васильева О.Н. (дочь), Васильева А.И. (внучка) (т. 1 л.д. 10, 13).
Согласно приложению к распоряжению Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РП, многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийный и подлежащим сносу.
Указанный дом включён в перечень домов, расселяемых в рамках Подпрограммы 4 «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>» государственной программы <адрес> «Жилище», утверждённой постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, со сроком реализации мероприятий 2022 – 2030 гг.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ с целью реализации подпрограммы 4 «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>» <адрес>-А в <адрес> (корпус 1) по <адрес> в <адрес> включена в реестр собственности <адрес> (т. 1 л.д. 19-21).
В соответствии со смотровым листом от ДД.ММ.ГГГГ, Чевычелов Н.Э. отказался от предложенной взамен аварийной квартиры (по <адрес>), двухкомнатной <адрес>-А площадью 58.8 кв.м. в <адрес> (корпус 1) по <адрес> в <адрес>. Причины отказа: квартира не благоустроена, отсутствует газоснабжение, лифт не доходит до 10 этажа, не оборудованы пути эвакуации, квартира переоборудована из технического этажа, отсутствует вентиляционная вытяжка (т. 1 л.д. 126).
Согласно техническому паспорту и выписке из Росреестра, вышеуказанная квартира находится в многоквартирном доме, 2020 года постройки, введённым в эксплуатацию на основании разрешения, выданного Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, квартира поставлена на кадастровый учёт в 2022 г. (т. 1 л.д. 41-42, 43-44, т. 2 л.д. 34-37).
Удовлетворяя исковые требования Департамента капитального строительства, суд первой инстанции исходил из того, что Чевычелов и Васильевы проживали в аварийном жилье, подлежащем сносу. Предоставляемая взамен аварийного жилья квартира является большей по площади, благоустроенной, отвечающей установленным требованиям, находится в том же районе, что и аварийное жильё. Отказывая Чевычелову и Васильевым в признании жилого помещения в доме на <адрес> не пригодным для проживания, суд первой инстанции исходил из отсутствия для этого законных оснований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии с п. 1 ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных помещений по договорам социального найма, в частности, если дом, в котором находит жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из приведённых норм закона следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В рассматриваемом случае Чевычелов и Васильевы проживали в аварийном жилом помещении площадью 49.5 кв.м., подлежащим сносу. Вновь предоставляемое им жилое помещение по <адрес> (корпус 1), 54-А является большим по площади (58.8 кв.м.), благоустроенным, отвечающим установленным требованиям и находится в границах того же городского района (Нахимовского), что и ранее занимаемое.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал Чевычелова и Васильевых утратившими право пользования на помещение, подлежащее сносу и удовлетворил требование о их выселении с предоставлением нового жилья.
Учитывая, что вновь предоставляемая квартира находится в многоквартирном доме, сданном в эксплуатацию, является благоустроенной, суд первой инстанции правомерно отказал Чевычелову и Васильевым в удовлетворении встречного иска о признании квартиры непригодной для проживания и обязании Департамента предоставить другое благоустроенное помещение.
Оценивая ссылку Васильевой О.Н. на выводы судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ о том, что вновь предоставляемое помещение не пригодно для проживания, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Согласно названной экспертизе, при исследовании <адрес>-А <адрес> (корпус 1) по <адрес> выявлено, что отсутствуют проектные решения, подтверждающие пожарную безопасность: принимаемые значения противопожарных характеристик стен при выполнении заполнения стен светопрозрачными конструкциями, не выполнено инженерно-техническое обеспечение по пожарной безопасности (система пожарной сигнализации, оповещения, домоудаления), габариты и способ организации путей эвакуации (выход выполнен непосредственно с дверными проемами), отсутствуют средства подъёма пожарных подразделений на кровлю, отсутствует информация о наличии на нормативном расстоянии противопожарного водоснабжения; не выполнено устройство по солнцезащите помещений, отсутствуют обоснования по созданию микроклимата помещений и регулирования влажности (отсутствуют характеристики оконных заполнений); необоснованна возможность отступления от требований по устройству ограждений светопрозрачных конструкций в помещении; 10 этаж выполнен без обеспечения доступа маломобильных Г. населения; отсутствуют счётчики на воду, электроснабжение, отсутствие газоснабжения только на 10 этаже приводит к нерациональному расходу энергетических ресурсов в процессе эксплуатации в исследуемом помещении (т. 1 л.д. 160-176).
Между тем, названная экспертиза выполнена общественной организацией, приведённые выводы экспертизы противоречат заключениям государственных органов, принимавших дом в эксплуатацию.
Так, согласно заключению Управления государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> (Севгосстройнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> соответствует требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов (т. 2 л.д. 81-82).
Что касается пожарной безопасности, то имеется положительное заключение нормативно-технического совета Управления по надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России и <адрес>, а также разработаны специальные условия на проектирование, строительство и эксплуатацию в части обеспечения пожарной безопасности (т 2 л.д. 84-100).
Принимая во внимание заключение Управления государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> (Севгосстройнадзор), положительное заключение нормативно-технического совета Управления по надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России и <адрес>, выводы экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ в части имеющихся несоответствий по пожарным и техническим нормам, не могут быть приняты.
Не влечёт отказ в удовлетворении требований Департамента, довод Васильевой О.Н. о том, что квартира находится на 10 этажа, а лифт обеспечивает движение только до 9 этажа.
Департаментом выполнены все требования жилищного законодательства и предложенный жильцам изымаемой квартиры вариант обмена по уровню благоустроенности квартиры и ее характеристикам не ухудшает жилищные условия Васильевой О.Н. В связи с чем, доводы жалобы в указанной части основаны на неправильном толковании норм материального права.
Проживая на первом этаже аварийного дома без лифта, Васильева О.Н. и её члены семьи поднимаются на первый этаж, тогда как при наличии в спорном жилом помещении лифта до 9 этажа, они будут преодолевать такой же лестничный проем с 9 на 10 этаж, что не свидетельствует об ухудшении жилищных условий.
Довод об отсутствии приборов учёта, не соответствует действительности, поскольку необходимые приборы учёта имеются, что подтверждается заключением Управления государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> (Севгосстройнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в самой экспертизе от ДД.ММ.ГГГГ, на которую ссылается Васильева О.Н., как на основание для признания новой квартиры, не пригодной для проживания, указано, что в квартире подключены все коммуникации и оборудование (электричество, водопровод, канализация, горячее водоснабжение обеспечивается автономно посредством электрического водонагревателя, отопление в квартире автономное – установлен электрический котёл, на кухне установлена электрическая плита, придомовая территория облагорожена, на первом этаже дома находятся продуктовые магазины, рядом с домом проходит транспортная развязка. Техническое состояние строительных конструкций и инженерных систем квартиры и элементов благоустройства (обеспеченность водопроводом, электрическим снабжением и другими видами коммунальных удобств) в наличии и по принятым материалам отвечают стандартам РФ (т. 1 л.д. 160-176).
Таким образом, предоставление Чевычелову и Васильевым квартиры по <адрес> (корпус 1), 54-А является улучшением их жилищных условий с точки зрения безопасности и гарантирует им условия проживания, которые не ухудшены по сравнению с прежними.
Довод Васильевой О.Н. о том, что суд не привлёк к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения, несостоятелен, поскольку действующее законодательство не предусматривает привлечение органов опеки и попечительства по данной категории дел. Права несовершеннолетней Васильевой А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в ходе рассмотрения гражданского дела обеспечены участием её матери Васильевой О.Н.
Иных доводов и доказательств, которые могли бы повлиять на законность вынесенного судом первой инстанции решения, не приведено. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения в соответствии с ч. 3 ст. 330 ГПК РФ, судом первой инстанции, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильевой О. Н., без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.
Апелляционное определение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Горбов Б.В.
Судьи Савина О.В.
Просолов В.В.