Дело № 2а-1614/2021
29RS0018-01-2021-000798-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Саблиной Е. А.,
при секретаре судебных заседаний Горулевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда дело по административному исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Магия цветов»
к главе городского округа «город Архангельск» Мореву Д. А., администрации муниципального образования «город Архангельск»
о признании недействующим постановления Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 05.07.2018 № 848 «О внесении изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Архангельск» в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Архангельска нестационарного торгового объекта под порядковым номером 1.1.27, расположенного у дома 37 по пр. Троицкий в г. Архангельске,
при участии в судебном заседании старшего помощника прокурора г. Архангельска Ивановой Н.В., представителя административного истца Постникова Д.Н., представителя административных ответчиков по доверенности Буткевич С.Ю.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Магия цветов» (далее также ООО «Магия цветов», Общество) обратилось в суд с административным иском к главе городского округа «город Архангельск» Мореву Д.А., администрации муниципального образования «город Архангельск».
С учетом уточнения требований просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 05.07.2018 № 848 «О внесении изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Архангельск» в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Архангельска нестационарного торгового объекта под порядковым номером 1.1.27, расположенного у дома 37 по пр. Троицкий в г. Архангельске. Взыскать с административного ответчика 4500 руб. госпошлины, уплаченной при подаче иска.
В обоснование иска указал, что на основании договора аренды от 31.10.2012 для реализации предпринимательской деятельности по розничной торговле цветами во временном торговом павильоне использует земельный участок в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска у дома 37 по пр. Троицкий площадью 40 кв.м. Ранее данный участок был предоставлен на основании договора аренды от 05.04.2005 №. Обязательства по внесению арендной платы Обществом исполняются. Постановлением Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 05.07.2018 № 848 «О внесении изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Архангельск» из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Архангельска был исключен нестационарный торговый объект под порядковым номером 1.1.27, расположенный у дома 37 по пр. Троицкий в г. Архангельске. 07.08.2020 в адрес Общества административный ответчик направил уведомление об отказе от договора аренды от 31.10.2012 № и предложил освободить земельный участок от торгового павильона. Данное постановление в оспариваемой части препятствует осуществлению законной, социально значимой предпринимательской деятельности в торговом павильоне. Противоречит действующему законодательству и п.п. 31 п. 1 ст. 6 Устава Муниципального образования «город Архангельск». Общество намерено продолжать осуществление предпринимательской деятельности в указанном павильоне, системное нарушение правил торговли им не допускается. Градостроительная необходимость освобождения места размещения торгового объекта не подтверждена, альтернативные равноценные компенсационные места осуществления торговли ответчиком не предложены.
Представитель административного истца по ордеру Постников Д.Н. в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования «город Архангельск», главы городского округа «город Архангельск» Морева Д.А. по доверенности Буткевич С.Ю. в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Морев Д.А., Администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, Министерство культуры Архангельской области, Инспекция по охране объектов культурного наследия Архангельской области, извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, не явились, представителей не направили.
Определением суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, специалиста, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Положениями п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ установлено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
На основании положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
ООО «Магия цветов» ОГРН № на основании договора аренды земельного участка № от 31.10.2012, заключенного с Министерством имущественных отношений Архангельской области, приняло во временное владение и пользование земельный участок площадью 40 кв. м. в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по пр. Троицкий (категория земель – земли населенных пунктов), государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером №, для установки и эксплуатации торгового павильона без права капитального строительства и создания объектов недвижимости.
Договор заключен на 5 лет с даты его подписания. Договор прекращает его действие по окончании его срока, а также в другой срок до окончания срока действия договора по соглашению сторон.
Если арендодатель продолжает пользоваться участком после истечения срока договора при отсутствии письменных возражений со стороны арендодателя, договор считается продленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц (п. 8.3 Договора).
Ранее данный земельный участок (площадью 30 кв. м.) использовался Обществом (право предшественником) с 26.09.2003 на основании договора аренды земельного участка для эксплуатации временного торгового павильона от 05.04.2005 №, заключенного с мэрией города Архангельска.
В собственности Общества имеется торговый павильон в легких металлических конструкциях (Паспорт ГОСТ №), расположенный на данном земельном участке.
Постановлением мэрии города Архангельска от 02.07.2012 № 178 утверждена «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Архангельск», в которую под номером 1.1.27 включен торговый павильон у дома 37 корп. 1 по пр. Троицкий в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска, назначение (специализация – цветы), срок размещения (установки) – на неопределенный срок.
Постановлением администрации муниципального образования «город Архангельск» от 05.07.2018 № 848 «О внесении изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Архангельск» в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Архангельск», утвержденную постановлением мэрии города от 02.07.2012 № 178 (с изменениями), внесены изменения, схема изложена в новой прилагаемой редакции.
В частности из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Архангельск» исключен объект под номером 1.1.27.
В связи с принятием областного закона Архангельской области от 26.10.2018 № 19-2-ОЗ «О признании утратившими силу отдельных областных законов и положений областных законов» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования «город Архангельск», с 01.01.2019 переданы муниципальному образованию «город Архангельск».
07.08.2020 администрация муниципального образования «город Архангельск» направила в адрес Общества письмо №, которым уведомило об отказе от договора аренды земельного участка от 31.10.2012 № и предлагает освободить земельный участок и передать его по акту приема – передачи в день прекращения договора.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 2 Постановления Пленума № 50 от 25.12.2018 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое постановление администрации муниципального образования «город Архангельск» распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, а именно на владельцев и пользователей нестационарных торговых объектов.
Оспариваемое постановление рассчитано на неоднократное применение. Содержит правовые нормы, обязательные для исполнения. Принято уполномоченным органом.
Таким образом, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом.
В силу указания ч. 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу указания ч. 1, 4, 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 131-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят среди прочего устав муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ).
Согласно п. 1, 3 ч. 2 ст. 33 Устава муниципального образования «город Архангельск» (в ред. решений Архангельской городской Думы от 23.12.2014 № 205, от 23.09.2015 № 252) (далее также – Устав) в систему муниципальных правовых актов муниципального образования «город Архангельск» входят в том числе правовые акты Главы МО «город Архангельск», Администрации города, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу Архангельской области, законам, иным нормативным правовым актам Архангельской области.
В силу указания ч. 1 ст. 38 Устава (в ред. решения Архангельской городской Думы от 23.09.2015 № 252) Глава МО «город Архангельск» в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, областными законами, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городской Думы, издает постановления Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО «город Архангельск» федеральными законами и областными законами, а также распоряжения Администрации города по вопросам организации работы Администрации города.
В силу указания п. 1, 2, 14 ч. 1 ст. 30 Устава к компетенции Администрации города относятся среди прочего исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, муниципальными правовыми актами городской Думы, Главы МО «город Архангельск», Администрации города; исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО «город Архангельск» федеральными законами и областными законами; разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Архангельской области.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 6 постановления Пленума № 8 от 31.10.1995 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
В силу указания ч. 1-2 ст. 40 Устава муниципального образования «город Архангельск» муниципальные правовые акты официально публикуются для всеобщего сведения. Неопубликованные муниципальные нормативные правовые акты применению не подлежат.
Официальным опубликованием муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в официальных периодических изданиях, определенных соответствующими органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 постановления мэрии город Архангельска от 14.12.2010 № 532 официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов Администрации муниципального образования «город Архангельск» является публикация их текстов в газете «Архангельск - город воинской славы» и на официальном информационном интернет-портале муниципального образования «город Архангельск» (в ред. постановления мэрии г. Архангельска от 30.03.2011 № 111, постановления Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 13.01.2016 № 18, постановления Главы муниципального образования «город Архангельск» от 04.08.2017 № 898, постановления Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 20.10.2017 № 1235).
Постановление Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 05.07.2018 № 848 опубликовано в газете «Архангельск – город Воинской славы» от 06.07.2018 № 50 (740), в связи с чем обеспечена возможность ознакомления с этим актом неопределенного круга лиц, что является целью опубликования нормативного правового акта.
Постановление Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 05.07.2018 № 848 включено в регистр муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области 05.07.2018 за номером государственной регистрации RU29025610201800200.
Оценивая доводы административного истца о том, что оспариваемый нормативный акт противоречит в указанной части нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.
В силу указания п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ 9в первоначальной редакции) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 399.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 381-ФЗ).
На основании положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (п. 2 ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 381-ФЗ).
На основании положений ч. 1, 3-6 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В силу указания п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона Архангельской области от 29.10.2010 № 212-16-ОЗ уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере регулирования торговой деятельности (далее - уполномоченный исполнительный орган) осуществляет следующие полномочия в сфере государственного регулирования торговой деятельности принимает порядок разработки и утверждения органом местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Архангельской области, схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Порядок разработки и утверждения органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Архангельской области, схемы размещения нестационарных торговых объектов утвержден постановлением министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области от 09.03.2011 № 1-п (далее также – Порядок).
В силу указания п. 3, 6-10 Порядка при разработке схемы органы местного самоуправления должны учитывать требования земельного, градостроительного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, в области образования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие установленные законодательством Российской Федерации требования.
Изменения (дополнения) в схему вносятся по инициативе органа местного самоуправления, определенного в соответствии с уставом муниципального образования Архангельской области, на основании предложений физических или юридических лиц, а также при изменении условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, в порядке, установленном для разработки и утверждения схем.
При разработке схемы следует руководствоваться в том числе следующими принципами:
не размещать нестационарные торговые объекты на тротуарах, газонах, цветниках и прочих объектах озеленения, детских и спортивных площадках;
места размещения нестационарных торговых объектов и их внешний вид не должны нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки;
нестационарные торговые объекты размещаются для восполнения недостатка стационарных торговых объектов при условии низкого показателя обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (п. 3.2.2).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (ст. 8, ч. 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Нормативы минимальной обеспеченности населения Архангельской области, населения городских округов и муниципальных районов Архангельской области площадью стационарных торговых объектов приведены в приложении № 1 к областному закону от 29.10.2010 № 212-16-ОЗ. В частности для города Архангельска суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов (кв. метров на 1 тыс. человек) составил 634, в том числе, в том числе норматив минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которых осуществляется продажа (кв. метров на 1 тыс. человек) непродовольственных товаров 395.
По информации административного ответчика население города Архангельск на 01.01.2021 составляет 354 103 чел., в том числе в Ломоносовском территориальном округе 71 180 чел.
Фактическая обеспеченность торговыми площадями Ломоносовского территориального округа г. Архангельска на 01.01.2021 составляет 2952 кв.м, или 465.7 % к установленному нормативу, в том числе: продовольственные: фактическая обеспеченность 467 кв.м.; непродовольственные: фактическая обеспеченность 2 486 кв.м.
Вместе с тем, утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в силу указания ч. 4 ст. 19 Федерального закона № 381-ФЗ не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Магия цветов» намерения прекратить торговую деятельность в указанном нестационарном торговом объекте не высказало, вносит плату за фактическое использование земельного участка, в частности за 4 квартал 2020 года уплачено 25366 руб. 56 коп. (выписка операций по лицевому счету за 21.12.2020), за 3 квартал 2020 году уплачено 28765 руб. 783 коп.
Свидетель Киселева М.И. в судебном заседании показала, что работает в данном объекте, который пользуется популярностью у жителей города Архангельска, работниками общества принимаются меры по содержанию помещения. свидетель предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложные показания, подписка отобрана, оснований не доверять ей суд не имеет.
Вместе с тем, постановлением Правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-ПП (Далее также – Постановление № 460-ПП) границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Ломоносовском, Октябрьском и Соломбальском территориальных округах) (приложение № 1); режимы использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Ломоносовском, Октябрьском и Соломбальском территориальных округах) (приложение № 2); основной чертеж проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Ломоносовском и Октябрьском территориальных округах) (приложение № 3).
Согласно Приложению № 3 к Постановлению № 460-ПП земельный участок, используемый административным истцом, расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия (далее - ЗРЗ) подзона ЗРЗ-1,а также в границах зоны археологического наблюдения А.
В силу указания п. 2.1 Постановления № 460-ПП в границах подзоны ЗРЗ-1 объектов культурного наследия разрешается:
реконструкция и нейтрализация существующих дисгармонирующих объектов с учетом ограничений, установленных настоящими режимами к объемно-пространственным характеристикам зданий, и требований по увязыванию архитектурных и цветовых решений с характером архитектуры близлежащих объектов исторической застройки;
проведение работ по благоустройству территории, сохранению и восстановлению историко-градостроительной среды;
сохранение и восстановление (регенерация) зеленых насаждений на территориях скверов, придомовых участков, разделительных полосах улиц; благоустройство этих территорий с устройством ограждений, лавок, других малых архитектурных форм;
принятие габаритов и форм объектов, обеспечивающих масштабное соответствие с окружающей исторической природной средой, исключающих создание фона, неблагоприятного для восприятия объекта культурного наследия;
В границах подзоны ЗРЗ-1 объектов культурного наследия запрещаются:
исключение закрытия коридоров и бассейнов видимости с точек наилучшего восприятия архитектурных (градостроительных) доминант, ансамблей и памятников.
Суд учитывает, что в районе перекрестка ул. Поморская и пр. Троицкий в г. Архангельске расположены следующие объекты культурного наследия: объект «Торговое здание (Октябрьский райисполком)», расположенный по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 1/72;
объект «Торговое здание (ныне ломбард)», расположенный по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 3;
объект «Кинотеатр «Север», бывший кинотеатр «Эдисон», ранее электростанция», расположенный по адресу: г. Архангельск, пер. Театральный, д. 4;
объект «Жилой корпус (здание касс кинотеатра «Север»)», расположенный по адресу: г. Архангельск, пер. Театральный, д. 5.
Также в непосредственно близости от данного перекрестка расположены следующие объекты культурного наследия:
объект «Соловецкое подворье», расположенный по адресу: г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 77/пер. Банковский, д. 1;
объект «Городская усадьба (Архангельская специальная научно-реставрационная производственная мастерская)», расположенный по адресу: г. Архангельск, пер. Банковский, д. 3; объект «Русский банк внешней торговли (библиотека им. А. Гайдара)», расположенный по адресу: г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 4/просп. Троицкий, д. 41, корп. 1; объект «Николо-Карельское подворье» в следующем составе:
«Торговый корпус (детская музыкальная школа № 1)», расположенный по адресу: г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 75/пер. Театральный, д. 5;
«Торговый корпус (детская музыкальная школа № 1)», расположенный по адресу: г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 75;
«Хозяйственный корпус (приемник-распределитель управления внутренних дел)», расположенный по адресу: г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 75, корп. 1;
«Церковь Николая Угодника (клуб войсковой части)», расположена по адресу: г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 74/пер. Театральный, д. 3;
«Жилой дом (городское производственное жилищное управление)», расположенный по адресу: г. Архангельск, пер. Театральный, д. 7;
«Хозяйственный корпус (КПП войсковой части)», расположенный по адресу: г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 76/пер. Банковский, д. 2, корп. 1;
«Хозяйственный корпус (войсковая часть)», расположенный по адресу: г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 76, корп. 1;
объект «Коммерческий банк (войсковая часть)», расположенный по адресу: г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 76/пер. Банковский, д. 2;
объект «Почтовая контора», расположенный по адресу: г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 78;
объект «Банковая контора (фонды музея изобразительных искусств)», расположенный по адресу: г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 79.
Представленными фототаблицами подтверждается, что вдоль пр. Троицкий в г. Архангельске по нечетной стороне расположена аллея, которая упирается непосредственно в рассматриваемый нестационарный торговый объект. Таким образом, место расположения нестационарного торгового объекта значительным образом ухудшает восприятие архитектурного облика пр. Троицкий в г. Архангельске. Данные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетеля Яскорского Д.С. Свидетель предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложные показания, подписка отобрана, оснований не доверять ему суд не имеет.
Нестационарный торговый объект изготовлен из легких металлических конструкций (профлист) в 2002 году (Паспорт).
По внешнему облику и цветовому решению объект диссонирует с внешним архитектурным обликом сложившейся застройки в центральной, исторической части города Архангельска, изготовлен из устаревших материалов, что подтверждается в том числе фототаблицами, а также пояснениями специалист Царик Н.Г. Данный специалист имеет высшее образование по специальности архитектура, стаж работы по специальности с 1981 году, предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, подписка отобрана, оснований не доверять ему суд не имеет.
Таким образом, в рассматриваемом случае оспариваемое место размещения НТО вблизи дома № 37 по проспекту Троицкий в г. Архангельска создает фон, неблагоприятный для восприятия объектов культурного наследия.
Размещенный в соответствии со схемой нестационарный торговый объект препятствует визуальному восприятию объектов культурного наследия, в том числе препятствует восприятию архитектурных (градостроительных) доминант, ансамблей и памятников (пп.2. Постановления № 460 -пп), в частности объекта «Кинотеатр «Север», бывший кинотеатр «Эдисон», ранее электростанция», расположенный по адресу: г. Архангельск, пер. Театральный, д. 4, объект «Торговое здание (ныне ломбард)», расположенный по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 3 со стороны проспекта Троицкий).
При этом суд учитывает, что распоряжением главы муниципального образования «город Архангельск» от 05.06.2019 № 1782р утвержден проект планировки территории в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска в границах пр. Троицкого, ул. Поморской, Северной Двины, ул. Карла Либкнехта, согласно которому в рассматриваемом месте предусмотрена асфальтовая площадка перед административно-торговым зданием.
Суд также учитывает, что в пешей доступности от дома 37 по пр. Троицкий в г. Архангельске расположены следующие торговые объекты: ТЦ «Центр», пр. Троицкий, 37; ТЦ «Светлана», пр. Троицкий. 38; ТЦ «Премьер», пр. Троицкий, 52. корп. 1; Центральный универмаг, ул. Поморская, 9; ТЦ «Гранд Плаза», пр. Троицкий. 20. А также магазины: «Л,Этуаль», ул. Поморская, 2; «Фактория», ул. Поморская, 2; «Дом Армении», ул. Поморская, 5; «Смешные цены», ул. Поморская, 14; «Gastronomica», пр. Троицкий, 23; «Бристоль», пр. Троицкий, 61. Данные обстоятельства являются общеизвестными и лицами, участвующим в деле не оспариваются.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 05.07.2018 № 848 «О внесении изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Архангельск» в оспариваемой части произвольным не является. Исключение нестационарного торгового объекта под порядковым номером 1.1.27, расположенного у дома 37 по пр. Троицкий в г. Архангельске из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Архангельск» обусловлено градостроительной необходимостью восстановления историко-градостроительной среды центральной исторической части города Архангельска.
По изложенным основаниям, заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме. Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения для дела не имеют и судом не принимаются.
На основании положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Архангельск - город воинской славы» и на официальном интернет-портале Муниципального образования «Город Архангельск» - www.arhcity.ru.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Магия цветов» к главе городского округа «город Архангельск» Мореву Д. А., администрации муниципального образования «город Архангельск» о признании недействующими постановления Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 05.07.2018 № 848 «О внесении изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Архангельск» в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Архангельска нестационарного торгового объекта под порядковым номером 1.1.27, расположенного у дома 37 по пр. Троицкий в г. Архангельске оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Архангельск - город воинской славы» и на официальном интернет-портале Муниципального образования «Город Архангельск» - www.arhcity.ru.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 28.05.2021.
Судья Е. А. Саблина