Дело № 2-1437/2020
УИД 14RS0019-01-2019-002794-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нерюнгри 16 ноября 2020 г.
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Подголова Е.В., при секретаре Веслополовой А.М., с участием представителя истца Артюховой Н.Е., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Куликова М.Н., действующего на основании доверенности, представителя ответчика Сахновой И.А., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Каминского В.Ю., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Миронов С.В. к Администрации Муниципального образования «Нерюнгринский район», Министерству экологии природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) о признании действия незаконными, обязании принять решение о согласовании схемы, обязании предоставить в собственность земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Миронов С.В. обратился в суд с иском к МО «<адрес>», Министерству экологии природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) мотивируя тем, что он является собственником дачи, назначение: нежилое здание, расположенное по адресу: РС(Я), <адрес>, №, общей площадью 31,2 кв.м. Указанное нежилое здание принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи дачи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом и зарегистрировано в БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №, инвентарное дело №. Право собственности также подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок под зданием был предоставлен предыдущему собственнику ФИО3 на основании решения об отводе земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается делом б\н №», технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанные здание и земельный участок используется Миронов С.В. по назначению. Для приведения документов в соответствие с действующим законодательством, истец обратился с заявлением об утверждении схемы земельного участка в Администрацию Муниципального образования «<адрес>». ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в связи с тем, что указанный земельный участок находится в границах земель лесного фонда Нерюнгринского лесничества, Нерюнгринского участкового лесничества №. Согласно уведомлению Департамента лесного хозяйства Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ, было отказано в согласовании предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Просит признать незаконным действия <адрес>ной администрации МО «<адрес>», Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) в части принятия решения об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: РС(Я), <адрес>, № на кадастровом плане территории; обязать <адрес>ную администрацию МО «<адрес>», Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я), Департамент лесного хозяйства принять решение о согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: РС(Я), <адрес>, №, на кадастровом плане территории; обязать <адрес>ную администрацию МО «<адрес>» предоставить в собственность Миронов С.В. земельный участок общей площадью 1 192 кв.м, расположенный под нежилым зданием, расположенным по адресу: РС(Я), <адрес>, №
В судебном заседании Миронов С.В. не участвовал, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца Артюхова Н.Е. в судебном заседании исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в иске, и просит удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась, просит в иске отказать.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» ФИО5 с исковыми требованиями не согласился, просит в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) ФИО6 затруднился выразить позицию по делу.
Свидетель ФИО7 суду показала, что по ее мнению проблемы с согласованием схем расположения земельных участков связаны с тем, что в Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) старые планшеты, границы земель лесного фонда не уточнялись. Какие-либо основания для отказа в предоставлении Миронов С.В. земельного участка по ее мнению отсутствуют.
Суд, заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах компетенции в соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником дачи, расположенной по адресу: РС(Я), <адрес>, № на основании договора купли-продажи дачи от ДД.ММ.ГГГГ и владельцем земельного участка площадью 1 192 кв.м, на котором расположено нежилое здание. Также истец является членом некоммерческого объединения СОТ «Энергетик». Паевой взнос на строительство дачного домика с хозяйственными постройками выплачен 100% (полностью) ДД.ММ.ГГГГ.
Муниципальная услуга по предоставлению в собственность граждан земельного участка осуществляется в соответствии с требованиями Земельного законодательства РФ, а также в соответствии с утвержденным постановлением <адрес>ной администрации от ДД.ММ.ГГГГ № административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков без торгов из земель, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена».
Пунктом 2.16. <адрес>ной администрации РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков без торгов из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 1.2.5 настоящего Регламента;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, на основании разрешения уполномоченного органа <адрес>ной администрации на использование земельного участка, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован за счет средств заинтересованного лица и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, Уполномоченным органом опубликовано и размещено на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с п.п. 10 п. 1.2.5 настоящего Регламента;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлений о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Миронов С.В. было подано заявление на имя главы Муниципального образования «<адрес>», в котором он просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенной под зданием, площадью 1 192 кв.м, находящегося по адресу: РС(Я), <адрес>, №, участок 19, цель использования «земли сельскохозяйственного назначения». К заявлению приложена схема расположения земельного участка.
На заявление истца, <адрес> администрация направила ему копию ответа Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», в связи с тем, что земельный участок истца, согласно представленным координатам, а также материалам лесоустройства, расположен в границах земель лесного фонда Нерюнгринского лесничества, Нерюнгринского участкового лесничества, в квартале №.
В соответствии с п. 6 ст. 3.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества.
Однако, в соответствии с п. 7 ст. 3.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в п. 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с ч. 20 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Как установлено в судебном заседании, договор купли-продажи дачи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между продавцом ФИО3 и покупателем Миронов С.В., удостоверил государственный нотариус Серебряноборской нотариальной конторы ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №. Право собственности зарегистрировано в БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за № и подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденных решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены зоны сельскохозяйственного назначения и предельные параметры разрешенного использования недвижимости: минимальный размер земельных участков для данной зоны – 0,03 га; максимальная высота зданий, строений на территории земельного участка – 10 м; максимальное количестве этажей зданий – 3.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дача, расположенная по адресу: РС(Я), <адрес>, № собственником которой является истец Миронов С.В., имеет площадь 31,2 кв.м, количество этажей – 1. Из межевого плана следует, что площадь земельного участка, расположенного по адресу: РС(Я), <адрес>, НО № №
Таким образом, площадь образуемого земельного участка не превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с ч. 20 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Право на объект недвижимого имущества – дачу, расположенную по адресу: РС(Я), <адрес>, №, расположенную на спорном земельном участке у истца возникло до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в п. 6 ст. 3.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», не допускается, в связи с чем, исковые требования Миронов С.В. в части признания незаконным отказ Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) в согласовании схемы и обязании Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) принять решение о согласовании схемы подлежит удовлетворению.
Истец Миронов С.В. также просит признать незаконным действия Администрации МО «<адрес>», обязании принять решение о согласовании схемы, обязании предоставить в собственность земельный участок.
Однако суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в данной части иска, поскольку исходя из буквального прочтения текста письма от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка», направленного в адрес истца на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в нем не содержится фраз и выражений в которых бы содержалось то или иное решение по вышеуказанному заявлению Миронов С.В. По сути данное письмо, это не решение Администрации МО «<адрес>», а сопроводительное письмо, которым Миронов С.В. направлена копия ответа Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) «Об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Таким образом, по данным требования отсутствует решение Администрации МО «<адрес>», которое подлежит обжалованию.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 3.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.
ДД.ММ.ГГГГ во исполнение требований закона, отделом архитектуры и градостроительства <адрес>ной администрации в адрес Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) было направлено обращение № о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РС(Я), <адрес>, №
ДД.ММ.ГГГГ Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) направило уведомление о принятом решении об отказе в согласовании предоставленной схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что согласно представленным координатам, а также материалам лесоустройства, образуемый земельный участок расположен в границах земель лесного фонда Нерюнгринского лесничества, Нерюнгринского участкового лесничества, в квартале №.
ДД.ММ.ГГГГ отделом архитектуры и градостроительства <адрес>ной администрации в адрес Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) было направлено повторное обращение, на которое был также получено уведомление о принятом решении об отказе в согласовании предоставленной схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории по тем же основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я), в рамках повторно поступившего заявления от Миронов С.В., было направлено очередное обращение «Об утверждении схемы земельного участка» №, которое было получено уведомление о принятом решении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании предоставленной схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории по тем же основаниям.
Таким образом, со стороны ответчика – Администрации МО «<адрес>» порядок, установленный ст. 3.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», порядок рассмотрения заявления об утверждении схемы земельного участка соблюден. При этом, согласно п. 11 ст. 3.5, основанием для отказа в утверждении схемы, наряду с основаниями, предусмотренными п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, является получение органом, рассматривающим заявление об утверждении схемы, уведомления органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании такой схемы, в ее утверждении.
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что заявляя исковые требования к Администрации МО «<адрес>», истец, в данном случае, выбрал неверный способ защиты своего права.
Статья 2 ГПК РФ предусматривает, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 3 ГПК РФ закрепляет, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции РФ, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Пунктом 1 ст. 39.14 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, учитывая, что истец с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка к ответчику не обращался, земельный участок не прошел кадастровый учет, истцом, при подачи данного иска не учтено, что право собственности на спорный земельный участок у него может возникнуть на основании решения, принятого ответчиком по результатам административной процедуры, установленной ст. 39.14 ЗК РФ, суд приходит к выводу о том, что сам факт того, что <адрес>ной администрацией не утверждена схема расположения земельного участка, прав Миронов С.В. не нарушает. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является одним из документов, которые ему необходимо будет приложить к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность.
В связи с чем, истец не лишен возможности подать заявление в указанном выше порядке, приложив все необходимые документы, в том числе и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а в случае отказа Администрации, обжаловать такой отказ в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поэтому, с Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) в пользу истца должны быть взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Миронов С.В. к Администрации Муниципального образования «Нерюнгринский район», Министерству экологии природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) о признании действия незаконными, обязании принять решение о согласовании схемы, обязании предоставить в собственность земельный участок удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства <адрес> (Якутия) в согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес>, №», сектор № участок №, площадью 1 192 кв.м., оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) принять решение о согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес>, №, площадью 1 192 кв.м.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства <адрес> (Якутия) в пользу Миронов С.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья Е.В.Подголов