Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 10 июня 2021 года
Гурьевский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Метелица Е.В.,
при секретаре Лимановой Т.В.,
с извещением участников процесса,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального округа к Территориальному управлению Росимущества по <адрес> о признании права муниципальной собственности на признанные невостребованными земельные доли земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
КУМИ Гурьевского муниципального округа обратилось в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества по <адрес> о признании права муниципальной собственности на земельную долю, предоставленную С.В.П., входящую в состав земельного участка, с кадастровым № общей площадью 9,4 га, в том числе 7,0 га – пашни и 2,4 га – пастбищ, расположенного на территории <адрес>».
Требования мотивированы тем, что на основании архивной выписки из постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче земель в совместную коллективную собственность коллективу хозяйства Салаирский» С.В.П. был выделен земельный пай на землях <адрес> общей площадью 9,4 га, в том числе 7,0 га – пашни и 2,4 га – пастбищ. Земельная доля не использовалась по назначению С.В.П.. Администрацией Сосновского сельского поселения были составлены списки лиц, доли которых могли быть признаны невостребованными для начала процедуры признания невостребованных долей. Список лиц был опубликован в газете «Знаменка» от ДД.ММ.ГГГГ №, за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. По истечению четырех месяцев собственники земельных долей или их наследники в администрацию Сосновского сельского поселения не обратись. Список лиц, имеющих право на невостребованные доли, был утвержден постановлением администрации. Наследники С.В.П. не установлены, поэтому истец обратился с иском в суд.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен С.Н.В..
Представитель истца КУМИ Гурьевского муниципального округа в судебное заседание не явился, в ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Территориального управления Росимущества по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представил.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу заявленных требований не представил.
Соответчик С.Н.В., извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, письменного отзыва не представил.
С учетом ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно части 3 статьи 218 ГК РФ, в случаях и в порядке предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям предусмотренным законом.
Как следует из материалов дела, на основании архивной выписки из постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче земель в совместную коллективную собственность коллективу хозяйства Салаирский» С.В.П. был выделен земельный пай на землях <адрес> общей площадью 9,4 га, в том числе 7,0 га – пашни и 2,4 га – пастбищ (л.д. 31).
Согласно записи акта о смерти, С.В.П. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47).
После его смерти заводилось наследственное дело на основании заявления сына С.Н.В., которому выдано <данные изъяты> на наследство по закону на денежные вклады (л.д. 48).
<данные изъяты> на наследство на земельную долю, предоставленную С.В.П., не выдавалось, и обратного суду не предоставлено.
В силу пункта 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу пункта 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432).
При этом п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, устанавливает, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
По смыслу действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов.
Таким образом, согласно положениям гражданского законодательства, невостребованные земельные доли в праве долевой собственности на земельный участок при отсутствии иных наследников считаются выморочным имуществом и переходят в порядке наследования по закону в собственность государства (Российской Федерации) без акта принятия наследства и независимо от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Вместе с тем, положениями специального закона, а именно - главой III Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статьей 12.1 указанного Закона определен порядок признания земельных долей невостребованными и процедура признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.
В пункте 8 ст. 12.1 данного закона указано, что органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, предоставлено право обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, в том числе, которые по аналогии со статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации можно назвать выморочными.
Данный закон не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельные доли, перешедшие по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшиеся невостребованными государством.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 12.1 указанного Федерального закона, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения, о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер, и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 12.1 указанного Закона, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п. 7 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что при условии соблюдения истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Росимущество реализовало правомочия собственника на данные земельные доли.
Из материалов дела усматривается, что администрацией Сосновского сельского поселения была начата процедуру признания невостребованных долей (паев) на территории муниципального образования Сосновского сельского поселения, составлены списки лиц, земельные доли (паи) которых могут быть признаны невостребованными и переданными в муниципальную собственность администрации сельского поселения, который обнародован не менее чем через три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности в средствах массовой информации, сети Интернет, на информационном стенде администрации поселения.
По истечении указанного срока утвержден список лиц, земельные доли (паи) которых будут признаны невостребованными.
С момента опубликования списка невостребованных земельных долей до настоящего времени возможные наследники земельной доли С.В.П. или иные лица, претендующие на получение в собственность данного имущества, не обращались, свои возражения не представляли.
Право на спорную земельную долю (пай) в установленном законом порядке за Д.Е.В. зарегистрировано не было, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 18-30), согласно которой земельный участок с кадастровыми №, площадью 52932590 кв.м., расположен по адресу: <адрес>».
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что в отношении земельной доли кто-либо выражал намерение распорядиться ею, а также об использовании земельной доли по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о том, что названная земельная доля не была востребована никем, в том числе и самим С.В.П.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства с учетом положений Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», суд приходит к выводу, что земельная доля, принадлежащая С.В.П., является невостребованной, что в соответствии с п. 8 ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
Закон не предусматривает обязательного образования земельного участка в счет невостребованных долей, для обращения органа местного самоуправления поселения с иском в суд, поскольку по смыслу закона признание права муниципальной собственности происходит на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального округа к Территориальному управлению Росимущества по <адрес> о признании права муниципальной собственности на признанные невостребованными земельные доли земельных участков удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Гурьевский муниципальный округ» право муниципальной собственности на земельную долю, предоставленную С.В.П., входящую в состав земельного участка, с кадастровым №, общей площадью 9,4 га, в том числе 7,0 га – пашни и 2,4 га – пастбищ, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Метелица
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.