Судья Чалзап Н.К. Дело №2а-131/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 24 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
судей Железняковой С.А., Кочергиной Е.Ю.,
при секретаре Чимит Е.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Дзун-Хемчикский» к Куулару К.Б. об установлении административного надзора и административных ограничений по апелляционной жалобе административного ответчика Куулара К.Б. на решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 20 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., заключение прокурора Хертек С.Ч.,
УСТАНОВИЛА:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел РФ «Дзун-Хемчикский» (далее – МО МВД РФ «Дзун-Хемчикский») обратился в суд с административным исковым заявлением к Куулару К.Б. об установлении административного надзора, указав в обоснование административного иска, что Куулар К.Б. имеет непогашенную и неснятую судимость, осужден 29 июня 2017 года приговором Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва по части 1 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Освободился 12 ноября 2018 года по отбытию наказания. По месту жительства характеризуется отрицательно, меры по трудоустройству не принимает, на меры профилактического характера не реагирует, склонен к злоупотреблению спиртными напитками, к совершению административных правонарушений и преступлений. Поскольку Куулар К.Б. в течение года дважды совершил административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, он нуждается в установлении административного надзора сроком на 3 года и возложении административных ограничений в виде явки 3 раза в месяц для регистрации и запрещения пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время суток с 22 часов до 06 часов.
Решением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 20 апреля 2021 года административное исковое заявление МО МВД РФ «Дзун-Хемчикский» удовлетворено.
В апелляционной жалобе административный ответчик Куулар К.Б. просит изменить решение суда. Указывает, что одно административное правонарушение он совершил в 2019 году, другое – в 2020 году. Просит уменьшить периодичность явки в полицию, также сократить срок административного надзора, явка 3 раза в месяц в течение 3 лет может воспрепятствовать подработке, так как ему необходимо содержать 3 детей.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора района Донгак Ч.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.
Представитель административного истца - МО МВД РФ «Дзун-Хемчикский», административный ответчик Куулар К.Б. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав заключение прокурора Хертек С.Ч., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подаётся в суд органом внутренних дел в отношении лица, освобождённого из мест лишения свободы.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, приговором Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 29 июня 2017 года Куулар К.Б. осужден по части 1 статьи 111 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Освободился 12 ноября 2018 года по отбытию наказания.
Преступление, за которое Куулар К.Б. был осужден, направлено против жизни и здоровья человека, относится к категории тяжких преступлений.
В силу статьи 2 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ)
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 2 части 3 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ).
29 ноября 2019 года Куулар К.Б. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 6.8 КоАП РФ, а 12 ноября 2020 года совершил административное правонарушение, предусмотренное статьёй 20.21 КоАП РФ, что подтверждается постановлениями, имеющимися в материалах дела.
Таким образом, Куулар К.Б. имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, совершил в течение одного года два административных правонарушениях, одно из которых посягает на здоровье населения и общественную нравственность, а второе - на общественный порядок и общественную безопасность, поэтому он подпадает под категорию лиц, в отношении которых в целях предупреждения совершения новых преступлений и других правонарушений, а также оказания индивидуального профилактического воздействия в защиту государственных и общественных интересов устанавливается административный надзор.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора (пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ).
На основании части 3 статьи 274 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Согласно статье 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (пункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ).
Определяя срок административного надзора в отношении Куулара К.Б., а также виды ограничений, подлежащих применению в данном случае, районный суд учёл характер и степень общественной опасности совершённого им преступления, данные о личности осужденного, который отрицательно характеризуется по месту жительства как лицо, склонное к злоупотреблению спиртными напитками и к совершению административных правонарушений и преступлений.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права.
Исходя из необходимости достижения целей и задач установления административного надзора, с учётом установленных судом первой инстанции обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного, судебная коллегия считает, что определённые судом административные ограничения в отношении Куулара К.Б. являются необходимыми и обоснованными для предупреждения совершения им преступлений и правонарушений.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия Куулара К.Б. с периодичностью административного надзора, судебная коллегия отклоняет, так как наличие трёх несовершеннолетних детей на иждивении не может являться препятствием для явки в орган внутренних дел для регистрации, проживает Куулар К.Б. в районном центре, где и находится пункт полиции, в котором он должен отмечаться. Хотя после освобождения из колонии прошло более двух лет, Куулар К.Б. до сих пор не работает, привлечён к административной ответственности за незаконное хранение наркотических средств и нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, поэтому суд первой инстанции правомерно установил срок административного надзора в 3 года.
Судебная коллегия отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
В случае добросовестного соблюдения установленных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства поднадзорное лицо не лишено возможности ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по правилам части 2 статьи 9 Федерального закона № 64-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
В то же время судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части указания срока обжалования решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об административном надзоре могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
В резолютивной части решения судьи районного суда указано о подаче апелляционной жалобы на решение в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, что не соответствует требованию Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 20 апреля 2021 года изменить, изложив шестой абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
«Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия судом решения».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи