дело № 2-36/2018 | |
25 января 2018 года | г. Саки |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сакский районный суд Республики Крым в составе председательствующего – судьи Власенко А.П. при секретаре Барэта А.А., с участием представителя истца – заместителя Сакского межрайонного прокурора Республики Крым – старшего помощника Сакского межрайонного прокурора Республики Крым – ФИО2, представителя ответчика – Администрации города Саки Республики Крым – ФИО3, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора – заместителя Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в защиту интересов Российской Федерации, интересов муниципального образования городского округа Саки к Администрации города Саки Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО4, о признании недействительным акта органа местного самоуправления в части, об обязательстве расторгнуть трудовой договор,
У С Т А Н О В И Л :
В июле 2017 года Сакский межрайонный прокурор Республики Крым обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, интересов муниципального образования городского округа Саки к Администрации города Саки Республики Крым, главе Администрации города Саки Республики Крым – ФИО9 о признании бездействия незаконным, обязательстве совершить определённые действия.
Изменив предмет иска и отказавшись от части требований, прокурор просил суд обязать Администрацию города Саки Республики Крым расторгнуть заключённый с муниципальным служащим – ФИО4 трудовой договор в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Иск прокурора мотивирован тем, что по результатам проведённой в Администрации г. Саки проверки было установлено, что ФИО4, являясь муниципальным служащим, занимая должность начальника отдела капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Саки, в нарушение требований статьи 8 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 15 Закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 17 Закона № 76-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Крым», Указа Президента РФ 18 мая 2009 года № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», Положения, утверждённого решением Сакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, не предоставил в срок до ДД.ММ.ГГГГ в отдел правового обеспечения, муниципальной службы и наград Администрации г. Саки сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетнего ребёнка 2016 год.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации г. Саки было вынесено представление № «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе» (далее – представление №), в том числе относительно допущенных начальником отдела капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Саки ФИО4 нарушений, путём принятия в отношении ФИО4 конкретных мер, предусмотренных частью 9 статьи 8 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 27.1 Закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 31 Закона № 76-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Крым», Положением, утверждённым решением Сакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, влекущих увольнение в связи с утратой доверия. Администрацией г. Саки решение об увольнении в связи с утратой доверия в отношении муниципального служащего ФИО4, не предоставившего в срок до ДД.ММ.ГГГГ сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, принято не было.
Представитель истца – Сакского межрайонного прокурора Республики Крым – старший помощника Сакского межрайонного прокурора Республики Крым – ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснив, что законодательством предусмотрен только один вид дисциплинарной ответственности за допущенное ФИО4 нарушение обязательства о предоставлении работодателю сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – увольнение.
Представитель ответчика – Администрации г. Саки – ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что представление № относительно устранения нарушений законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе в Администрации г. Саки, в том числе допущенных ФИО4, было исполнено Администрацией г. Саки в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства; часть муниципальных служащих администрации города (относительно которых подтвердился факт непредоставления без уважительных причин сведений о доходах, имуществе и обязательствах) были уволены в связи у утратой доверия, часть муниципальных служащих (относительно которых не подтвердился факт непредоставления без уважительных причин сведений о доходах, имуществе и обязательствах, но были установлены нарушения при подаче этих сведений) была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора, часть муниципальных служащих (относительно которых нарушений не было установлено) к ответственности привлечена не была; решение об увольнении ФИО4 в связи с утратой доверия не было принято, поскольку факт непредставления данным муниципальным служащим в срок до ДД.ММ.ГГГГ сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год не был установлен решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Саки Республики Крым и урегулированию конфликта интересов.
Третье лицо – ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал и пояснил, что в установленный законом срок предоставил в отдел правового обеспечения, муниципальной службы и наград администрации сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год; они были приняты лично заместителем начальника отдела правового обеспечения, муниципальной службы и наград администрации – ФИО7 в установленный законом срок; журнал же учёта данных документов в Администрации г. Саки отсутствовал, и не по вине ФИО4; причина, по которой сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, предоставленные ФИО4, не были обнаружены в ходе проведения проверки Сакской межрайонной прокуратурой, явилось то, что после подачи сведений в установленный срок, они были возвращены ФИО7 для внесения в них исправлений, после чего работник, ответственный за приём сведений о доходах, на рабочем месте отсутствовал в связи со временной нетрудоспособностью; после выхода ФИО7 на работу ДД.ММ.ГГГГ сведения были поданы повторно; поскольку факт непредставления ФИО4 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год установлен не был, у Администрации г. Саки отсутствовали основания для увольнения ФИО4 в связи с утратой доверия.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства, проверив основания иска, возражений против него, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрации г. Саки была проведена прокурорская проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе. Предметом проведения проверки являлось исполнение муниципальными служащими и лицами, замещающими должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций, требований статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно: своевременность предоставления в отдел правового обеспечения, муниципальной службы и наград Администрации города Саки сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2016 год.
Как следует из Акта проверки исполнения требований законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе в администрации муниципального образования городской округ Саки от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в материалы дела, в ходе проведения проверки было установлено, что по состоянию на 10 часов 00 минут в отдел правового обеспечения, муниципальной службы и наград Администрации города Саки в нарушение требований статьи 8 Закона № 273-ФЗ, статьи 15 Закона № 25-ФЗ, статьи 17 Закона № 76-ЗРК, Указа № 559, Положений № 1-19/6 и №1-17/11 не представлены сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2016 год муниципальными служащими и лицами, замещающими должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций, в числе которых – ФИО4, начальник отдела капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Саки.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Сакского межрайонного прокурора ФИО8 на имя главы Администрации г. Саки ФИО9 было внесено представление №. В этом представлении прокурором в числе других были выдвинуты требования: рассмотреть на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Саки Республики Крым и урегулированию конфликта интересов вопросы нарушения статьи 8 Закона № 273-ФЗ и принять в отношении начальника отдела капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Саки ФИО4 конкретные меры, предусмотренные частью 9 статьи 8 Закона № 273-ФЗ, статьёй 27.1 Закона № 25-ФЗ, статьёй 31 Закона № 76-ЗРК, Положением № 1-19/6, пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Сакскую межрайонную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок со дня внесения представления с приложением копий подтверждающих документов.
В соответствии с частями 1, 9 статьи 8 Федерального Закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): 1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы; 1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации; 1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; 3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений; 3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.
Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.
На основании части 5 статьи 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно частей 1, 2 статьи 27.1 за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
В силу частей 1, 3 статьи 27 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей – представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
В случае, если работник является муниципальным служащим, на него распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными названным Федеральным законом.
В силу пункта 2 части 3, частей 3, 4 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию. При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона Республики Крым №76-ЗРК от 16 сентября 2014 года «О муниципальной службе в Республике Крым» при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Процедура рассмотрения указанных вопросов и принятия решений комиссии регламентирована Положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Саки Республики Крым и урегулированию конфликта интересов, утвержденном постановлением Администрации города Саки Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из материалов дела, во исполнение указанных в Представлении требований ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Администрации было проведено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Саки Республики Крым и урегулированию конфликта интересов.
Как установлено комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации города Саки Республики Крым и урегулированию конфликта интересов и зафиксировано протоколом заседаний от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в ходе заседания были оглашены пояснения ФИО7 и служебная записка ФИО4
Решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Саки Республики Крым и урегулированию конфликта интересов, оформленному протоколом заседаний комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что ФИО4 соблюдал требования к служебному поведению муниципальных служащих, а именно: своевременно предоставил сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2016 год.
Работодатель – Администрация г. Саки – согласился с решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Саки Республики Крым и урегулированию конфликта интересов, оформленному указанным протоколом заседания комиссии, которым был установлен факт отсутствия в действиях ФИО4 нарушения статьи 8 Федерального Закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 31 Закона Республики Крым №76-ЗРК от 16 сентября 2014 года «О муниципальной службе в Республике Крым».
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО4 были соблюдены требования статьи 8 Федерального Закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 31 Закона Республики Крым №76-ЗРК от 16 сентября 2014 года «О муниципальной службе в Республике Крым» о предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2016 год.
Кроме того, требования иска основаны на неверном толковании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Суд исходит из того, что законодательством (часть 1 статьи 27.1, части 1, 3 статьи 27 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», части 1, 3 статьи 192 Трудового кодекса РФ) установлены три вида дисциплинарных взыскания для муниципальных служащих: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение (с муниципальной службы по соответствующим основаниям). При этом порядок применения дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (часть 3 статьи 27 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), а обязательным юридическим фактом, являющемся основанием для наложения дисциплинарного взыскания по основаниям, предусмотренным 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, относятся виновные действия, дающие основания для утраты доверия (часть 3 статьи 192 Трудового кодекса РФ).
Согласно части 5 статьи 15 и части 2 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
При этом из системного анализа законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе приведённых положений Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», усматривается, что при совершении правонарушений, установленных статьями 14.1 (урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе) и 15 (представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) настоящего Федерального закона при наличии оснований для применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения с муниципальной службы (при доказанности объективной стороны нарушения, наличия виновных действий работника, вывода работодателя о том, что указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя), оно должно быть произведено по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, которым установлено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Из содержания приведенных норм следует, что в случае установления факта непредставления муниципальным служащим, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, такой работник подлежит увольнению работодателем, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Возможность увольнения муниципальных служащих за утрату доверия обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя.
При этом императивной нормы о том что совершение правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 данного Федерального закона, влечёт исключительно увольнение с муниципальной службы, в том числе в связи с утратой доверия, данный закон, как и иные законы, регулирующие спорные правоотношения, не содержит.
Напротив, на законодательном уровне закреплены несколько видов аналогичных нарушений в данной сфере – непредставление, несвоевременное предоставление или предоставления неполных или недостоверных (в том числе заведомо неполных или недостоверных) сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Так, законом – пункт 3.1 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» – установлена дифференциация нарушений относительно предоставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по темпоральному принципу – непредставление или несвоевременное представление указанных сведений (что в обеих случаях является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий).
Относительно муниципальных служащих ответственности за несвоевременное предоставление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера законодательно не установлено.
При этом фактическое наличие в Администрации г. Саки поданных ФИО4 указанных сведений за 2016 год (при бесспорности факта их необнаружения их сотрудниками прокуратуры в ходе прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ) бесспорно установлено судом и не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.
Кроме того, спорные правоотношения урегулированы локальным нормативным актом, принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации и на основании части 3 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», которым установлено, что взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.
Так, согласно пункта 15 Положения «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом же 3 данного Указа рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Принятое во исполнения Указа Президента на основании трудового кодекса РФ Положение «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей муниципальной службы городского округа Саки Республики Крым, лицами, замещающими муниципальные должности, и муниципальными служащими городского округа Саки Республики Крым, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей», утверждённое решением Сакского городского совета Республики Крым от 3 марта 2015 года № 1-19/6 содержит норму о том, что в случае непредоставления и предоставления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на муниципальную должность, а также на должность муниципальной службы, а лицо, замещающее муниципальную должность, а также муниципальный служащий освобождаются от должности или подвергаются иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 14 данного Положения).
Таким образом, ни федеральное законодательство, ни локальные нормативные акты не содержат императивного требования об увольнении муниципального служащего или лица, замещающего муниципальную должность, в случае непредоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Нормативное регулирование данного вопроса позволяет работодателю выбирать вид дисциплинарной ответственности в случае доказанности факта нарушения, установления вины работника в допущенном нарушении, если указанные действия дают ему основание для утраты доверия к работнику.
Необходимость наличия такого обстоятельства, как утрата доверия к работнику в качестве необходимого основания для его увольнения при указанных выше обстоятельствах прямо указана Трудовом кодексе РФ, на который ссылается прокурор в представлении № – в части конкретного основания для увольнения начальника отдела капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Саки ФИО4: пункт 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, которым, кроме объективной стороны нарушения («непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации»), установлено в качестве обязательного необходимого обстоятельства для увольнения субъективное отношение работодателя – «если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя».
При этом формирование данного обстоятельства не произвольно, законодательство строго регламентирует процесс его формирования в качестве обязательного элемента основания для увольнения работника.
Так, частями 3, 4 статьи 27.1 «Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов. 4. При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Указанная процедура на основании представления № была проведена в Администрации г. Саки, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. На основании выводов Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Саки Республики Крым и урегулированию конфликта интересов работодателем было принято решение об отсутствии оснований для увольнения ФИО4 в связи с утратой доверия. Таких оснований не было установлено и в ходе судебного разбирательства, поэтому в удовлетворении иска Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в защиту интересов Российской Федерации, интересов муниципального образования городского округа Саки следует отказать полностью.
При этом положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления, однако характер принимаемых мер должны определить сами должностные лица.
В силу положений статьи 26 указанного Закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Вопрос в части привлечения работников к дисциплинарной ответственности определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное означает вмешательство в полномочия руководителя применять меры дисциплинарного взыскания по своему усмотрению.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. В связи с чем императивное требование прокурора обязать Администрацию г. Саки расторгнуть заключенный с муниципальным служащим трудовой договор в связи с утратой доверия, противоречит приведённым нормам Трудового кодекса РФ.
При этом отсутствие законодательно установленной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за несвоевременную подачу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при отсутствии виновных действий работника и при отсутствии оснований для утраты доверия к работнику со стороны работодателя – это не единственное основание для отказа в иске.
Несмотря на вынесение на обсуждение в ходе рассмотрения дела судом, лишённым полномочий на привлечение по собственной инициативе соответчиков в случаях, прямо не предусмотренных законом, вопроса относительно привлечения стороны спорного трудового договора – ФИО4 (принимавшего участие в деле в качестве третьего лица) – в качестве соответчика, соответствующих процессуальных действий истцом (его представителем) предпринято не было; между тем, суд полагает, что иск не был заявлен к надлежащему в данном случае кругу ответчиков (работник-работодатель), что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска прокурора – заместителя Сакского межрайонного прокурора Республики Крым к Администрации города Саки Республики Крым о признании недействительным акта органа местного самоуправления в части, об обязательстве расторгнуть трудовой договор – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья | А.П. Власенко |