12-740-2018
Р Е Ш Е Н И Е
25 декабря 2018 года <адрес>, пер. Вахрушева, 8
Судья Всеволожского городского суда <адрес> ФИО3, с участием защитника ФИО1,
рассмотрев жалобу СПб ГУП «Горэлектротранс» ИНН/ОГРН 7830001927/1027809259730, 196105, СПб, <адрес>, адрес фактического осуществления деятельности: ЛО, <адрес>, на постановление комитета государственного экологического надзора по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ №Д и на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением комитета государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ №Д СПб ГУП «Горэлектротранс» признано виновным по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, юридическому лицу назначен административный штраф в размере 80 000 рублей.
С данным решением СПб ГУП «Горэлектротранс» не согласилось, просит постановление отменить, производство по делу прекратить либо заменить штраф на предупреждение соответствии с ч.1 ст. 4.1.1, либо применить ст. 2.9 КоАП РФ. Просит учесть, что предприятие впервые привлекается к административной ответственности. Считает, что имеют место неустранимые сомнения в виновности юридического лица. Просит учесть, что вмененное правонарушение носит формальный характер, угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира не влечет.
Также принесена жалоба на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Защитник лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО2, в судебном заседании поддержал жалобу.
Законный представитель юридического лица, извещенный о времени месте судебного разбирательства, не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела суду не заявил.
Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении №/Д в отношении СПб ГУП «Горэлектротранс» на 235 листах, а также материалы жалобы приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление и представление подлежат оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Виновность СПб ГУП «Горэлектротранс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении, актом осмотра территории №/ВВ от ДД.ММ.ГГГГ, материалами дела об административном правонарушении №/Д.
Оценка исследованным доказательствам дана верная. Действия юридического лица квалифицированы правильно по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, как правильно установлено должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, по делу установлено:
СПБ ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» по адресу: <адрес>, Детский оздоровительный лагерь «ЗАРНИЦА» осуществляет водопользование.
В ходе проверки произведен осмотр, по итогам которого составлен Акт осмотра территории №/ВВ-1 от ДД.ММ.ГГГГ в котором также зафиксировано, что юридическое лицо осуществляет сброс сточных вод в реку Авлога.
Установлено наличие следующих нарушений в области использования и охраны водных объектов, допущенных СПБ ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» по адресу: <адрес>, Детский оздоровительный лагерь «ЗАРНИЦА»:
1. На момент проверки СПБ ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» по месту фактического осуществления деятельности: <адрес>: отсутствует Схема систем водопотребления и водоотведения (предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод, количестве и качестве сбрасываемых сточных вод), согласованная территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.
Нарушены следующие положения нормативных правовых актов:
П. 5 ст. 2 ст. 39 Федерального закона № 74-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Водный кодекс Российской Федерации» установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества утвержден приказом Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Правилами, обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям. Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.
Схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых и сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям, не составлена, с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов не согласована.
2. В Акте осмотра территории №/ВВ-1 от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано следующее: «Осмотрены источники сбросов загрязняющих веществ в водный объект река Авлога. Выпуск № - хозяйственно-бытовые стоки душевой, прачечной и медицинского корпуса. Стоки стекают в подземные резервуары. В резервуары из хлораторной подается дезинфицирующий раствор (со слов директора - 2 раза в неделю). И далее из резервуаров самотеком сбрасываются в водный объект. На момент осмотра через выпуск № осуществлялся сброс сточных вод в водный объект река Авлога. Стоки стекали по уклону берега. В месте сброса (стекания) сточных вод наблюдается серый осадок и ощущается резкий запах, характерный для хозяйственно-бытовых сточных вод. Вода в реке вблизи выпуска № без течения, заросла растительность.»
Таким образом, при осуществлении деятельности СПб ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» на территории ДОЛ «Зарница» сточные воды сбрасываются в водный объект река Авлога через выпуск № без достаточной очистки.
При осуществлении деятельности СПб ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» на территории ДОЛ «Зарница» не ведется в установленном порядке учет объема сброса сточных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также в установленные сроки не представляются результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченные органы исполнительной власти.
Нарушены следующие положения нормативных правовых актов:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ, за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 23 Федерального закона Ж7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников
воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из
нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологичексих нормативов.
В соответствии со ст. 23 ч.4 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 35 Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ, нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ. при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Пп. 5 ст. 2 ст. 39 Федерального закона № 74-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Водный кодекс Российской Федерации» установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества утвержден приказом Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Правилами, обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
В связи с тем, что в результате хозяйственной деятельности СПБ ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» по адресу: <адрес>, Детский оздоровительный лагерь «ЗАРНИЦА», осуществляет пользование водным объектом река Авлога с целью сброса сточных вод, следовательно, оно является участником отношений, связанных с использованием и охраной водных объектов, регулируемых требованиями Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ, Федерального закона № 74-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Водный кодекс Российской Федерации», а следовательно, как правильно сделан вывод должностным лицом, чье постановление обжалуется, допущение указанных выше нарушений, выявленных в ходе проверки, образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Объективной стороной данного правонарушения является несоблюдение требований в области использования и охраны водных объектов, нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Требования, предусмотренные ч. 1ст. 8.14 КоАП РФ, устанавливаются, в частности, Федеральным законом №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральным законом № 74-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Водный кодекс Российской Федерации».
Указанные законы определяют правовые основы правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В ходе проверки СПБ ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» не представило доказательств, свидетельствующих об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства.
Таким образом, как правильно сделан вывод должностным лицом надзорного органа, имеют место противоправные, виновные действия (бездействия) со стороны СПБ ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» в области использования и охраны водных объектов, допущенные в результате осуществления хозяйственной деятельности предприятия, которые образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ (Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты).
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к обязательным мерам, принимаемым должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки относятся: выдача предписания юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений; принятие мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Обстоятельства дела зафиксированы протоколом об административном правонарушении №/Д от 30.08.2018г., материалами дела, а также материалами проверки №/ВВ.
В протоколе об административном правонарушении №/Д от 30.08.2018г. указано о согласии с проколом, а также о том, что принимаются меры по устранению нарушений.
При подготовке к рассмотрению дела №/Д от СПБ ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» поступило письмо исх. №.19-250 от ДД.ММ.ГГГГ (с подтверждающими приложениями), в котором указано, что в Невско-Ладожское бассейновое водное управление направлена заявка на согласование Схемы водопотребления и водоотведения в ДОЛ «Зарница», а также составлена и утверждена Программа комплекса мероприятий по улучшению качества сточных вод, отводимых через выпуск № сточных вод в реку Авлога, расчет объема сброса сточных вод в реку Авлога предоставлен в проекте нормативов допустимых сбросов.
Таким образом должностным лицом обоснованно установлена вина СПБ ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» в совершении административного правонарушения, так как у предприятия имелась возможность для соблюдения требований, за несоблюдение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным предприятием не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В ходе проверки СПБ ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» не представило доказательств, свидетельствующих об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от него мер по соблюдению природоохранного законодательства.
Действия юридического лица квалифицированы правильно.
При назначении административного обоснованно учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, согласие с протоколом об административном правонарушении и факт принятия мер по устранению нарушений.
Достаточных законных оснований для признания правонарушения малозначительным, либо для замены юридическому лицу административного штрафа на предупреждение не имеется, с учетом характера совершенного правонарушения, объекта противоправного посягательства.
Нарушений процессуального либо материального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.
Поскольку является законным постановление об административном правонарушении, следовательно нет никаких оснований для отмены представления устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
С учётом изложенного, на основании ст. 30.6 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление комитета государственного экологического надзора по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ №Д в отношении СПб ГУП «Горэлектротранс» и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № ДД.ММ.ГГГГ №Д оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вынесения или получения или вручения его копии.
Судья: