38RS0017-01-2022-000519-85
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2022 г. г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Рычковой Н.С., при секретаре судебного заседания Людвиг О.В., с участием представителя истца по ордеру адвоката Кузьминой Е.Б., представителя ответчика по доверенности Качанова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-422/2022 по иску Кузнецова Александра Николаевича к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на социальную выплату, возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
в обоснование заявленных требований истец сослался на следующие обстоятельства. Кузнецов А.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>. Указанный жилой дом был подтоплен в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период 2019 года на территории <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен>, так как находился в зоне затопления. Межведомственная комиссия по заявлению истца неоднократно проводила обследование жилого дома: в августе 2019 года и в феврале 2019 года, однако заключения комиссии и постановления администрации о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту решениями Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена и дата обезличена признаны незаконными, после чего, межведомственная комиссия во исполнение решения суда дата обезличена вновь провела обследование жилого дома с целью определения его технического состояния после паводка, произошедшего в июне 2019 года. Согласно заключению межведомственной комиссии номер обезличен от дата обезличена межведомственная комиссия, проведя визуальное обследование и принимая во внимание заключение строительно-технической экспертизы от дата обезличена признала жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, непригодным для проживания. Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен (п.1.1) указанный жилой дом признан непригодным для проживания. С целью реализации своего права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией, в рамках постановления Правительства Иркутской <адрес обезличен> номер обезличен-пп от дата обезличена истец в ноябре 2021 года обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, предоставив необходимые документы. Ответом от дата обезличена истцу сообщено, что учреждением принято решение об отказе в выдаче свидетельства в связи с отсутствием права на предоставление социальной выплаты. Отказ мотивирован тем, что согласно акту обследования помещения жилой дом признан непригодным для проживания, при этом по информации Нижнеудинского муниципального образования на межведомственный запрос межведомственная комиссия не установила причинно-следственную связь между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 года и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания. Других оснований отказа в ответе не указано. Данный отказ ответчика истец считает необоснованным и незаконным в связи с тем, что акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии от дата обезличена основаны на представленной истцом строительно-технической экспертизе номер обезличен от дата обезличена, согласно выводов которой, строительные конструкции обследуемого объекта, учитывая объем и характер повреждений, возникших в результате паводка в июне 2019 года не соответствуют требованиям эксплуатационной безопасности. В результате затопления и частичного смещения всей конструкции дома с фундамента, и как следствие полной потери несущей способности и эксплуатационных характеристик, а также учитывая длительный срок эксплуатации, обследуемый объект не подлежит восстановлению, находится в аварийном состоянии, кроме того в дефектной ведомости определено экспертами, что причинами дефектов конструктивных элементов жилого дома – фундамента, отмостки, полов, дверных и оконных блоков является затопление дома по причине паводка в июне 2019 года. Указанное заключение признано достоверным и объективным доказательством состояния жилого дома и причин, повлекших непригодное для проживания состояние решением Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена.
Истец Кузнецов А.Н. просит суд признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» от дата обезличена номер обезличен об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; признать за Кузнецовым А.Н., дата обезличена года рождения, уроженцем <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен> право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения;
обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» принять решение о выдаче Кузнецову А.Н. свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
обязать министерство социального развития, опеки и попечительство Иркутской <адрес обезличен> выдать свидетельство, удостоверяющие право Кузнецова А.Н. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Определением суда от дата обезличена к участию в деле в качестве третьего лица привлечено министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В судебное заседание истец Кузнецов А.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Кузьмина Е.Б., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии от дата обезличена основаны на представленной истцом строительно-технической экспертизе номер обезличен от дата обезличена, согласно выводов которой, строительные конструкции обследуемого объекта, учитывая объем и характер повреждений, возникших в результате паводка в июне 2019 года не соответствуют требованиям эксплуатационной безопасности. В результате затопления и частичного смещения всей конструкции дома с фундамента, и как следствие полной потери несущей способности и эксплуатационных характеристик, а также учитывая длительный срок эксплуатации, обследуемый объект не подлежит восстановлению, находится в аварийном состоянии, кроме того в дефектной ведомости определено экспертами, что причинами дефектов конструктивных элементов жилого дома - фундамента, отмостки, полов, дверных и оконных блоков является затопление дома по причине паводка в июне 2019 года.
В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» Качанов С.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что решение ОГКУ является законным и обоснованным, поскольку установлено, что ухудшение технического состояния и конструктивных элементов объекта произошло в период его жизнедеятельности, о чем также указано и в заключении судебной экспертизы, межведомственная комиссия также не установила причинно-следственную связь между наводнением и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания.
В судебное заседание ответчик министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> в лице представителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ранее представляли возражения на исковое заявление, дополнительные возражения на исковое заявление, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать по причине законности отказа ОГКУ, поскольку жилое помещение Кузнецова А.Н. признано непригодным для проживания вследствие физического износа и он может реализовать свои права на внеочередное получение жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 49.51 и 57 ЖК РФ, обратившись в соответствующие органы местного самоуправления по месту жительства.
В судебное заседание третье лицо администрация Нижнеудинского муниципального образования в лице своего представителя и межведомственная комиссия Нижнеудинского муниципального образования не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ранее представляли в материалы дела заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседание третье лицо министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в лице своего представителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, сведений о причинах неявки не представили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 18 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от дата обезличена № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ).
Указом Губернатора Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской <адрес обезличен>» на территории Иркутской <адрес обезличен> с 13-00 час. дата обезличена введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен> (далее- Положение), которое устанавливает порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен>, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее соответственно - граждане, чрезвычайная ситуация, утраченное жилое помещение, социальная выплата). Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской <адрес обезличен> на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен>. Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.
Пунктом 1 упомянутого постановления Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп, установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен> (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской <адрес обезличен> (далее - предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской <адрес обезличен> на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> (далее - министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Согласно п. 6 Положения предоставление социальной выплаты осуществляется, в том числе, гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с и. 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен был введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, решением Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена, вступившим в законную силу дата обезличена признаны незаконными заключение межведомственной комиссии от дата обезличена номер обезличен и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен о признании помещения непригодным для проживания, на администрацию Нижнеудинского муниципального образования возложена обязанность проведения обследования жилого дома с целью оценки указанного жилого помещения требованиям, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен и принятия по нему решения.
По результатам повторного обследования спорного жилого дома, межведомственной комиссией Нижнеудинского муниципального образования дата обезличена составлен акт обследования помещения за номер обезличен, согласно которому выявлены основания для признании жилого помещения непригодным для проживания.
В графе акта «краткое описание состояние жилого помещения, инженерных систем здания, оборудования и механизмов и прилегающей к зданию территории» указано, что в результате визуального осмотра наблюдается разрушение наружной обшивки здания (поражение досок обшивки гнилью). Наружные стены из бруса, наблюдается искривление горизонтальных линий фасада, перекос дома и крены. Оконные и дверные блоки – деревянные, имеют многочисленные повреждения, перекос рам, повреждения гнилью, многочисленные трещины, щели в притворах. Наблюдается прогиб полов с уклоном в сторону несущих стен. Стены и потолки отделаны ДВП, наблюдается коробление и деформации листов ДВП. Выявлены загрязнения и обрывы обоев. Окрасочный слой потолка имеет многочисленные повреждения, загрязнения. Выявлены трещины кирпичной печи, частичное отпадение штукатурного слоя, сколы. На момент осмотра жилой дом не отапливаемый. Здание имеет сильный физический износ, работы по капитальному ремонту здания длительное время собственником не производились.
Далее, в графе акта «сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия» указано, что согласно представленному собственником заключению строительно-технической экспертизы номер обезличен от дата обезличена, выполненному ООО «Ленсудэксперт» по обследованию жилого дома, жилой дом находится в аварийном состоянии, требуется произвести работы по полному демонтажу здания. Экспертами выявлено: частичное разрушение фундамента и конструкций подполья; повреждения наружных и внутренних стен – разломы, деформации, крены, снижающих несущую способность наружных и внутренних стен. Повсеместное наличие разрушений и отслоение отделочного слоя. Дефекты отделки стен, деформации покрытия пола первого этажа и перекрытия; деформации и крен оконных и дверных блоков. Предполагаемые причины дефектов и повреждений: температурно-влажностное воздействие окружающей среды, физический износ и старение материалов, затопление по причине паводка в июне 2019 года.
Заключением межведомственной комиссии от дата обезличена, по результатам рассмотренных документов: правоустанавливающие документы на жилой дом; технический паспорт от дата обезличена; решение Нижнеудинского городского суда от дата обезличена; инженерно-техническое заключение номер обезличен от дата обезличена, выполненное ООО «Ленсудэксперт»; и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, непригодным для проживания.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен жилой дом по адресу: <адрес обезличен> (п. 1.1.) признан непригодным для проживания.
Согласно материалам дела, хранящегося в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» по заявлению Кузнецова А.Н. о предоставлении соответствующей социальной выплаты, дата обезличена истец с вышеуказанными ненормативными правовыми актами обратился в учреждение с заявлением о принятии решения о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома.
После обращения истца Учреждение в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен, а также подп. 1, 2, 7 п. 16 положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп, дата обезличена обратилось в орган местного самоуправления с запросом о предоставлении сведений о нахождении жилого помещения в границах зоны чрезвычайной ситуации, о признании жилого помещения утраченным в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в июне-июле 2019 года.
По сообщению и.о. главы Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена на межведомственный запрос жилое помещение находится в зоне чрезвычайной ситуации, определенной на основании постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен, однако определить причинно-следственную связь между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 г. и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания межведомственной комиссии не представляется возможным.
На основании полученной информации и ввиду отсутствия у Кузнецова А.Н. иных доказательств, достоверно подтверждающих наличие прямой причинно-следственной связи между непригодностью дома для проживания и воздействием паводка, дата обезличена Учреждением издан приказ об отказе Кузнецову А.Н. в принятии решения о выдаче соответствующего свидетельства в соответствии с подп. 1 п. 18 положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением), утвержденного постановлением Правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-пп.
Правовая природа меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретения жилья, взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской <адрес обезличен> летом 2019 года направлена на оказания помощи лицам, лишившимся пригодных для постоянно проживания жилых помещений в виду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно.
В силу вышеизложенных правовых норм единственным основанием для получения социальной выплаты является наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле 2019 года в Иркутской <адрес обезличен>.
По ходатайству стороны истца на основании определения Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена по делу назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы, производство которой было поручено экспертам Союза Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, на руководителя учреждения возложена обязанность предупредить экспертов об уголовной ответственности за дачу ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с положениями статьи 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Суд может отвергнуть заключение экспертизы в том случае, если это заключение явно находится в противоречии с остальными доказательствами по делу, которые бы, каждое в отдельности и все они в своей совокупности, бесспорно подтверждали бы наличие обстоятельств, не установленных экспертным заключением, противоречащих ему. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Из заключения проведенной по делу судебной экспертизы (заключение экспертов номер обезличен от дата обезличена) следует, что в ходе проведения дата обезличена визуального и инструментального исследования были выявлены следующие дефекты и повреждения конструкций жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, полученные в результате паводка на территории Иркутской <адрес обезличен>: вследствие нахождения воды в подполье и под домом в результате паводка произошло намокание и глубокая пропитка водой конструктивных элементов, в частности балок пола, маточного бревна, досок пола, конструкций ограждения подполья, что в последствие привело к образованию грибка и плесени.
В ходе проведения дата обезличена визуального и инструментального обследования дефектов и повреждений, были выявлены следующие дефекты и повреждения исследуемого объекта, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>:
дефекты и повреждения, полученные в результате паводка: вследствие нахождения воды в подполье и под домом в результате паводка произошло намокание и глубокая пропитка водой конструктивных элементов, в частности балок пола, маточного бревна, досок пола, конструкций ограждения подполья, что в последствие привело к образованию грибка и плесени;
дефекты и повреждения, полученные в результате жизнедеятельности исследуемого объекта:
отклонение от горизонтали и вертикали ограждающих конструкций: стен, полов и потолков, поскольку произошел крен объекта экспертизы вправо от входа. Эксперты пришли к такому выводу в ходе выполнения измерений вертикали и горизонтали стен, полов и потолков, в результате чего были определены величины отклонений, возникших в результате длительных воздействий неблагоприятных факторов в период жизнедеятельности исследуемого объекта. То есть, в случае появления повреждений вследствие паводка, а именно гниения и разрушения нижних венцов, которые являются фактическим фундаментом (в связи с отсутствием «классического» фундамента), размеры этих отклонений были бы значительно меньше, чем те, которые были установлены при исследовании. Кроме этого, в случае воздействия крена из-за паводка его «картина» была бы другая, то есть осадка ограждающих конструкций происходила бы неравномерно и в местах сопряжения и примыкания конструкций неизбежно возникли бы трещины, стекла окон треснули, произошел бы перекос дверных проемов. Вполне возможно, что паводок оказал влияние на перечисленные выше процессы, но, эти воздействия были незначительные, так как еще до паводка крен имелся;
водосток организован частично, отмостки отсутствуют, что не позволяет отвести воду от дома.
Исходя из характера и объема выявленных повреждений, эксперты пришли к выводу о том, что ухудшение технического состояния исследуемого объекта произошло в результате жизнедеятельности исследуемого объекта, так как основные дефекты и повреждения, выявленные в ходе проведения обследования, а именно: отклонение от горизонтали и вертикали ограждающих конструкций: стен, полов и потолков, поскольку произошел крен объекта экспертизы вправо от входа. Вполне возможно, что паводок оказал влияние на перечисленные выше процессы, но, эти воздействия были незначительные, так как еще до паводка крен имелся.
Суд принимает заключение судебной строительно-технической экспертизы номер обезличен от дата обезличена в качестве допустимого и достоверного доказательства, поскольку оно отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, составлено экспертами, имеющими соответствующее образование, необходимое для данного рода исследований, предупрежденными об ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержит ссылки на нормативную и техническую документацию, нормативные правовые акты, используемые при проведении экспертизы. Исследовательская часть заключения содержит подробное описание рассуждений экспертов, выводы экспертов являются мотивированными.
Кроме того, опрошенные в судебном заседании эксперты Константинов С.Г. и Викторенко А.В. подтвердили изложенные в заключении выводы, приведя доводы в их обоснование, также указали, что поскольку год постройки исследуемого объекта в паспорте домовладения, составленного по состоянию на дата обезличена не указан, то эта информация была уточнена у собственника Кузнецова А.Н. во время проведения визуального и инструментального обследования объекта экспертизы дата обезличена, в результате чего он дал пояснения, что дом был построен в 1918-1919 году его бабушкой, в связи с чем, экспертами год постройки был принят 1918. Год проведения обследования при составлении паспорта домовладения, составленного по состоянию на дата обезличена – 1985, нормативный срок службы деревянных зданий (жилых домов) – 50 лет. Физический износ на момент обследования при составлении паспорта домовладения, составленного по состоянию на дата обезличена, уже составлял 42 %.
Таким образом, без проведения капитальных ремонтов и реконструкции, объект не мог не прийти в аварийное состояние вне зависимости от паводка. При этом доказательств того, что при таких характеристиках здание по-прежнему находилось в надлежащем состоянии на момент чрезвычайной ситуации, суду не представлено.
При обследовании межведомственной комиссией дома истца в феврале 2021 года в акте обследования также было отражено, что здание имеет сильный физический износ, работы по капитальному ремонту здания на протяжении длительного времени собственником не производились. Ухудшение технического состояния жилого дома вызвано, в том числе бездействием собственника и не выполнением своевременно требуемых работ по капитальному ремонту здания.
Дефектная ведомость, представленная в заключении ООО «Ленсудэксперт» от дата обезличена, содержащая описание выявленных дефектов: фундамента (частичное разрушение фундамента и конструкций подполья); наружных и внутренних стен здания (выявлены разломы, деформации, крены, снижающие несущую способность наружных и внутренних работ, повсеместное наличие разрушений и отслоение отделочного слоя, дефекты отделки стен); полы 1-го этажа и перекрытие (выявлены деформации покрытия пола 1-го этажа и перекрытия); дверные и оконные блоки 1-го этажа (выявлены деформации и крен оконных и дверных блоков) в качестве предполагаемых причин описанных дефектов также называет температурно-влажностное воздействие окружающей среды, затопление по причине паводка в июне 2019 года, физический износ и старение материалов.
Иных допустимых и достоверных доказательств того, что жилое помещение, принадлежащее истцу, стало непригодным для проживания в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской <адрес обезличен> в июне 2019 года, суду не представлено. Сам факт нахождения объекта в зоне паводка, указание в заключении ООО «Ленсудэксперт» данного факта (среди прочих) в качестве причины, сказавшейся на состоянии объекта, не означает, что утрата жилья вызвана именно чрезвычайной ситуацией.
Кроме того, следует также отметить, что установление факта утраты жилого дома в результате чрезвычайной ситуации является исключительной компетенцией межведомственной комиссии, вместе с тем такое заключение межведомственная комиссия не сделала. Признавая жилой дом истца непригодным для проживания, межведомственная комиссия в заключении от дата обезличена указала на техническое состояние конструктивных элементов здания, физический износ и старение материалов, воздействие окружающей среды, однако выводов о том, что жилой дом стал непригодным для проживания именно вследствие затопления, ни в акте обследования жилого дома, ни в самом заключении межведомственной комиссии, не содержится.
Заключение межведомственной комиссии истцом не оспорено, напротив, в судебном заседании представитель истца пояснил, что с заключением межведомственной комиссии истец согласен.
Суд при рассмотрении дела оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая вышеизложенные правовые нормы, принимая во внимание, что приведенными в настоящем решении нормативно-правовыми актами социальная выплата предусмотрена только гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен>, а факт утраты рассматриваемого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место летом 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен> не нашел своего подтверждения, суд приходит к выводу, что у истца отсутствует право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской <адрес обезличен>, в связи с утратой принадлежащего ему жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, жилищные права истца и право на меры социальной поддержки ответчиками не нарушены.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая вышеизложенные правовые нормы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кузнецова А.Н. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на социальную выплату, возложении обязанностей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Кузнецова А.Н. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на социальную выплату, возложении обязанностей отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской <адрес обезличен> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Рычкова
В окончательной форме решение изготовлено дата обезличена.