Дело № 2-1236/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
12 сентября 2019 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Калиновской В.М., при секретаре Рушальщиковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Переславского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к МОУ Смоленская ОШ, Управлению образования администрации г.о. г. Переславль-Залесский, администрации г.о. г. Переславль-Залесский о понуждении осуществить действия,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Переславский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних обратился в Переславский районный суд с иском к ответчикам, просит:
обязать Управление образования администрации г.о. г. Переславль-Залесского, администрацию г.о. г. Переславль-Залесский, МОУ Смоленская ОШ провести комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на устранение нарушений антитеррористической защищенности и санитарно-эпидемиологического законодательства: установить полноценное замкнутое ограждение по периметру территории МОУ Смоленская ОШ, обеспечивающее защищенность от несанкционированного проникновения на территорию школы посторонних лиц и животных;
обязать Управление образования администрации г.о. округа г. Переславль-Залесский, администрацию г.о. г. Переславль-Залесский, МОУ Смоленская ОШ установить в здании МОУ Смоленская ОШ отдельную систему оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории);
обязать Управление образования администрации г.о. округа г. Переславль-Залесский, администрацию г.о. г. Переславль-Залесский, МОУ Смоленская ОШ обеспечить архивирование и хранение данных системой видеонаблюдения в течение одного месяца;
Требования мотивирует тем, что по результатам проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности образовательных организаций, установлено, что в МОУ Смоленская ОШ, расположенной по адресу: Ярославская область, Переславский район, с.Смоленское, ул. Парковая, д. 1, отсутствует ограждение по периметру объекта; объект не оборудован отдельной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), отсутствует оснащение объекта (территории) инженерно- техническими средствами и системами охраны; на момент проверки система видеонаблюдения не обеспечивала архивирование и хранение данных в течение одного месяца. Обязанности учредителя МОУ Смоленская ОШ переданы администрации городского округа г. Переславль-Залесский в лице Управления образования администрации городского округа г. Переславль-Залесский. Данный объект относится к 3 категории опасности. Согласно п.2 ч.6. ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Уровень защищенности МОУ Смоленская ОШ не отвечает целям безопасности учащихся, педагогов и иных лиц, способствует беспрепятственному проникновению на территорию посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательной организации создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
В судебном заседании процессуальный истец в лице старшего помощника прокурора Гришан Е.Н. требования поддержала по обстоятельствам, изложенных в исковом заявлении. Дополнительно указала, что Управление образования является распорядителем бюджетных средств, без которых невозможно исполнить решение суда, являются надлежащим ответчиком. Сроки исполнения решения суда прокурором заявляться не будут. В настоящий момент объект имеет 3 категорию, которая не изменена, исходят из имеющихся обстоятельств.
Представитель ответчика МОУ Смоленская ОШ в судебном заседании директор Питерцев В.В. в удовлетворении требований не возражал. Пояснил, что при наличии денежных средств, работы будут выполнены. Соглашается, что ограждение необходимо. Школа располагается в здании, которое является частью объекта культурного наследия «Ансамбль усадьбы Свиньиных- Козловских. Главный дом». Пояснил, что для проведения работ по ограждению необходимо разрешение Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области. В Департамент направлено письмо о разрешении этого вопроса. Ранее охрана проводилась ответственными сотрудниками школы, денег на оборудование не выделялось. Ограждение разобьет весь приусадебный комплекс объекта культурного наследия, нарушит целостность ансамбля. В здании содержится ФАБ с отдельным входом, сотрудники которого могут пройти на территорию школы. Аварийный выход из школы один. Понимает, что ограждение необходимо, но забор нарушит всю структуру парка, кроме того это очень дорого. Видеонаблюдение есть, работает 10 камер, но нужно установить иную программу, пригласить лицензированную организацию. Получение денежных средств, изготовление проекта, получение заключения экспертизы все это требует длительного периода времени.
Представитель ответчика Управление образования администрации городского округа г. Переславль-Залесский в судебном заседании по доверенности Степанова А.А. в удовлетворения иска к Управлению возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.20-21). Полагала, что Управление образования надлежащим ответчиком не является. Принято новое Постановление Правительства в части антитеррористической защищенности, появилась четвертая категория, школа будет отнесена в четвертой категории.
Представитель ответчика администрации городского округа г. Переславля-Залесского в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил отзыв, в котором читает себя ненадлежащим ответчиком в части требований по исправной работе системы видеонаблюдения, архивированию и хранению данных (л.д.17-18).
Представитель третьего лица Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил отзыв, в котором следует, что в случае удовлетворения исковых требований целесообразным указать на необходимость проведения работ в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия в части обеспечения сохранности объектов культурного наследия (отзыв).
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
РР· материалов дела установлено, что Переславской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства РѕР± обеспечении антитеррористической защищенности Рё безопасности образовательных организаций, РІ С…РѕРґРµ которой установлено, что РІ РњРћРЈ Смоленская РћРЁ, расположенной РїРѕ адресу: Ярославская область, Переславский район, СЃ.Смоленское, СѓР». Парковая, Рґ. 1, отсутствует оборудование объекта (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся Рё иных лиц, находящихся РЅР° объекте (территории) Рѕ потенциальной СѓРіСЂРѕР·Рµ возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; РЅР° момент проверки система видеонаблюдения СЃ учетом количества устанавливаемых камер Рё мест РёС… размещения РЅРµ обеспечивала архивирование Рё хранение данных РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца, отсутствует ограждение территории школы (Р».Рґ. 9).
В соответствии с Законом Ярославской области «Об объединении Нагорьевского, Пригородного и Рязанцевского сельских поселений, входящих в состав Переславского муниципального района, с городским округом город Переславль-Залесский и внесении изменений в Закон Ярославской области «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области» №22-з от 13.06.2018 года (далее Закон №22-з) объединены Нагорьевское, Пригородное и Рязанцевское сельские поселения, входящие в состав Переславского муниципального района (далее - сельские поселения), с городским округом город Переславль-Залесский.
Согласно ст.5 Закона №22-з органы местного самоуправления городского округа Переславль-Залесский являются правопреемниками органов местного самоуправления сельских поселений и Переславского муниципального района.
Таким образом, обязательства учредителя МОУ Смоленская общеобразовательная школа переданы администрации городского округа Переславль-Залесский.
Пунктом 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Российская Федерация, являясь участником Конвенции, приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с п. п.1, 7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу пп.3, 4 ст.5.2 Федерального закона № 35-Ф3 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. п. 5, 6 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утвержденных Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 г. №1006 (далее – Требования) В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании количественных показателей государственных статистических данных о совершенных и предотвращенных за последние 12 месяцев террористических актах на территории субъекта Российской Федерации, а также на основании сведений о возможных угрозах совершения террористического акта в районе расположения объекта (территории).
Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью (далее - пострадавшие), о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде.
В судебном заседании установлено, что МОУ Смоленская общеобразовательная школа располагается по адресу: Ярославская область, Переславский район, с.Смоленское, ул. Парковая, д. 1 и относится к 3 категории опасности.
Суд соглашается с доводами процессуального истца, что изменение категории МОУ Смоленская общеобразовательная школа в последствии, не свидетельствует о том, что в настоящее время категория образовательного учреждения изменена, либо отсутствует. Кроме того, заявленные процессуальных истцом нарушения, должны быть выполнены и для четвертой категории объектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006.
Согласно с п.п. 12, 13 Требований, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения к объектам (территориям) третьей категории опасности относятся:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 5 млн. рублей.
Всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 требований.
В соответствии с п.п. 22, 23 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
П. 24 В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
25. В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Согласно п.30 Требований, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Согласно п.31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена.
Установлено, что в МОУ Смоленская общеобразовательная школа отсутствует ограждение по периметру объекта (л.д.9). Директор МОУ Смоленской общеобразовательной школы Питерцев В.В. данное обстоятельство подтвердил.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Основной целью деятельности МОУ Смоленская общеобразовательная школа является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. В силу чего МОУ Смоленская общеобразовательная школа как образовательная организация обязана выполнять Требования к антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В судебном заседании установлено, что уровень защищенности МОУ Смоленская общеобразовательная школа не отвечает целям безопасности учащихся, педагогов и иных лиц.
Факт отсутствия системы оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), хранение данных видеонаблюдения менее одного месяца, отсутствия ограждения, никем из ответчиков в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Указанные нарушения, непринятие мер, направленных на их устранение, создают условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества. Тем самым, МОУ Смоленская общеобразовательная школа не может считаться обеспеченной в силу действующего законодательства защитой от возможных террористических посягательств и чрезвычайных ситуаций.
Управление образования, Администрация городского округа г. Переславля-Залесского являются надлежащими ответчиками по делу, соответствующие доводы, изложенные в письменных отзывах на иск, суд признает несостоятельными в силу следующего.
РР· материалов дела следует, что учредителем РњРћРЈ Смоленская общеобразовательная школа является муниципальное образование РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ РѕРєСЂСѓРі РіРѕСЂРѕРґ Переславль-Залесский. Функции Рё полномочия учредителя осуществляет Администрация РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рі. Переславля-Залесского РІ лице Управления образования администрации Рі. Переславля-Залесского (выписка РёР· ЕГРЮЛ Р».Рґ.11).
Администрации городского округа, являясь органом местного самоуправления, в силу ст. 52 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» осуществляет противодействие терроризму в пределах своих полномочий, в том числе обеспечивает выполнение требований в антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.
В целях решения вопросов местного значения городского округа (ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления») администрация обладает полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно ч. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджета, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Подведомственность получателя бюджетных средств возникает в силу закона, нормативных правовых актов.
Управление образования является структурным подразделением администрации городского округа, выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств по отношению к подведомственным ему образовательным учреждениям. Администрация городского округа осуществляет финансирование из местного бюджета образовательных учреждений через Управление образования.
Работы, требуемые истцом, затрагивают имущество (здание школы); должны быть реализованы правомочия по владению и распоряжению этим имуществом, что является непосредственной и совместной обязанностью ответчиков. Оборудование здания школы системой оповещения работников, включает в себя как финансирование работ и материалов, так и сами работы.
Поскольку при отсутствии финансирования в рамках муниципального задания устранение выявленных нарушений невозможно, а бездействие образовательного учреждения, администрации городского округа города Переславля-Залесского, Управления образования, уполномоченных на осуществление указанных выше функций, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия нахождения в образовательном учреждении, восстановление нарушенного права подлежит защите путем возложения на всех ответчиков обязанности устранить допущенное нарушение.
Вновь принятые Требования предусматривают проведение категорирования объекта (территории), для чего предусматривается создание комиссии – в отношении функционирующих объектов в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований, работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии.
РР· приведенных положений следует, что ранее установленные категории опасности сохраняют СЃРІРѕРµ действие РґРѕ утверждения новых.
Представитель Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области в своем отзыве не указал на невозможность осуществления ограждения территории Смоленской ОШ. Представитель указывает на необходимость соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия при проведении работ, что необходимо отразить в решении суда.
Обстоятельство, что здание, где расположена Смоленская ОШ, является объектом культурного наследия, сторонами не оспаривалось, подтверждено Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области (отзыв с приложенными документами).
Указание в решении суда на соблюдение законодательства об охране объектов культурного наследия, при проведении работ, не требуется, поскольку соблюдение действующего законодательства, является обязанностью граждан и юридических лиц, не требующей подтверждения в решении суда. Спор между сторонами о необходимости проведения работ, с соблюдением требований законодательства об охране объектов культурного наследия, отсутствует.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что срок исполнения решения суда подлежит установлению в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу в части требований: установить в здании автономную систему (средство) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечить архивирование и хранение данных системы видеонаблюдения в течение одного месяца; в части требования: установить полноценное замкнутое ограждение по периметру территории МОУ Смоленская ОШ, обеспечивающее защищенность от несанкционированного проникновения на территорию школы посторонних лиц и животных - срок до 01 июня 2020 года. Указанные сроки исполнения возложенной на ответчиков обязанности являются достаточными, обоснованными установленными судом при разрешении спора обстоятельствами. Возможность организовать проведение работ в течение заявленного периода у ответчиков имеется. При этом суд учитывает, что выполнение возложенной обязанности находится в области антитеррористической защищенности объекта, являющегося образовательным учреждением – школой. Отсутствие денежных средств, ввиду утвержденного бюджета, не является уважительной причиной для установления более длительного срока и не освобождает ответчиков от выполнения требований антитеррористической защищенности, возложенной на них действующим законодательством. При наличии иных объективных обстоятельств, связанных со сроками подготовки проекта, проведения экспертизы и иными обстоятельствами, обусловленными отнесением здания Смоленской ОШ к объекту культурного наследия, ответчики не лишены права на обращение в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования удовлетворить.
Обязать МОУ Смоленская ОШ, Управление образования администрации г.о. г. Переславль-Залесский, администрацию г.о. г. Переславль-Залесский провести комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства: установить полноценное замкнутое ограждение по периметру территории МОУ Смоленская ОШ, обеспечивающее защищенность от несанкционированного проникновения на территорию школы посторонних лиц и животных в срок до 01 июня 2020 года, обеспечить архивирование и хранение данных системы видеонаблюдения в течение одного месяца; установить в здании МОУ Смоленская ОШ автономную систему (средство) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Калиновская В.М.
Мотивированное решение изготовлено 23.09.2019 года.