Дело № 2-974/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Малковой И.С.
при секретаре Чильчиновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Горно-Алтайска в интересах Поползиной ФИО1 к Администрации г. Горно-Алтайска о возложении обязанности выполнить работы по строительству водозаборной колонки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Горно-Алтайска в интересах Поползиной Т.О. обратился в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по организации надлежащего водоснабжения по ул. Байат в г. Горно-Алтайске, возложении обязанности выполнить работы по строительству централизованного водопровода по ул.Байат в г. Горно-Алтайске, организовать холодное водоснабжение по ул.Байат в г. Горно-Алтайске, обеспечить на постоянной основе ежедневный подвоз питьевой воды надлежащего качества жителям частного домовладения по <адрес> в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, в соответствии с Правилами холодного водоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644, до момента постройки централизованного водопровода.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Горно-Алтайска по обращению Поползиной Т.О., установлено необеспечение холодным водоснабжением домовладений по <адрес> от <адрес> до <адрес>. На представление прокурора об устранении выявленных нарушений ответчиком дан ответ о том, что во исполнение полномочий по организации водоснабжения населения организован подвоз питьевой воды автомобильным транспортом. Поползина Т.О. с супругом, которому установлена инвалидность 1 группы, не в состоянии пользоваться водонапорной колонкой, установленной на расстоянии более 200 метров от места жительства. Подвоз воды 2 раза в неделю недостаточен, поскольку во время проведения хозяйственных работ, а также в летнее время расход воды увеличивается. Кроме того, приобретение привозной воды является для нее дорогостоящим, поскольку кроме пенсии доходов не имеет. Отсутствие водозаборной колонки в радиусе не более 100 м от домовладения истца нарушает ее право на обеспечение жизненно-важной потребности в питьевой воде и на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Определением суда от 20.04.2018 г. производство по делу прекращено в части в связи с отказом прокурора, Поползиной Т.О. от исковых требований к Администрации г. Горно-Алтайска о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по организации надлежащего водоснабжения по <адрес> в г. Горно-Алтайске Республики Алтай, возложении обязанности в срок до 01.09.2018 г. выполнить работы по строительству централизованного водопровода по <адрес> в г. Горно-Алтайске Республики Алтай.
В оставшейся части прокурор исковые требования уточнил, в окончательном виде просил возложить на Администрацию г. Горно-Алтайска обязанность в срок до 01.09.2018 г. выполнить работы по строительству водозаборной колонки по <адрес> в г. Горно-Алтайске Республики Алтай с радиусом действия водозаборной колонки не более 100 м от границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Республики Алтай.
В судебном заседании прокурор Охрин А.М., истец Поползина Т.О. поддержали уточненные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации г. Горно-Алтайска Маркина М.Ю. заявленные требования не признала.
Представители третьих лиц МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города ГорноАлтайска» Тыдыкова Н.Б., АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» Сотникова Е.В. просили оставить иск без удовлетворения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 9 ст. 7 вышеназванного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. N644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. п. 71, 74 указанных Правил в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению №3 к указанным Правилам.
Согласно материалам дела прокуратурой г. Горно-Алтайска по обращению Поползиной Т.О. проведена проверка, в ходе которой установлено, что в г. Горно-Алтайске по <адрес> <адрес> до <адрес>, в котором проживает Поползина Т.О., централизованной системы холодного водоснабжения не имеется. По улице осуществляется подвоз воды автомобильным транспортом АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» в соответствии с графиком, утвержденным распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 14.06.2017 г. № 699-р, с учетом изменений, внесенных распоряжением от 11.12.2017 г. № 1465-р: в среду и субботу.
Таким образом, Администрацией г. Горно-Алтайска во исполнение полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области организации в границах городского округа водоснабжения населения, определена гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение по <адрес> – АО «Водопроводно-канализационное хозяйство».
В судебном заседании установлено, что в настоящее время по <адрес>, в том числе к дому истца Поползиной Т.О., организован подвоз питьевой воды на платной основе автоцистернами 2 раза в неделю, на основании договора на подвоз воды от ДД.ММ.ГГГГ.
Стоимость подвоза 1 куб. м воды для населения в соответствии с приказом Комитета по тарифам Республики Алтай № 43/23 от 15.11.2017 г. «Об утверждении тарифов на подвоз воды в сфере холодного водоснабжения, осуществляемый АО «Водоканал» г. Горно-Алтайск на 2018 год» составляет 991,81 рубль.
По информации АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» от 15.05.2018 г. питьевая вода отпускается по адресу истца в объеме 400 литров в неделю, в случае необходимости по заявлению (звонку) абонента, гарантирующая организация готова дополнительно доставить необходимое количество питьевой воды.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено, а из пояснений Поползиной Т.О., данных в судебном заседании, следует, что приобретение воды в указанном количестве обусловлено стоимостью ее подвоза и не связано с ограничением объемов отпуска.
Конституция РФ, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Положение пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющее обязанность органов местного самоуправления по организации в границах городского округа водоснабжения населения, носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения.
Таким образом, указанное положение закона не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.
Принимая во внимание конституционный принцип самостоятельного решения вопросов местного значения органом местного самоуправления, Администрация г. Горно-Алтайска вправе самостоятельно избрать наиболее доступный для нее способ обеспечения жителей холодной питьевой водой надлежащего качества, как-то путем строительства водопровода, установки водоразборной колонки, либо путем подвоза питьевой воды.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, Администрация г. Горно-Алтайска исполняет обязанность по организации водоснабжения жителей <адрес> в г. Горно-Алтайске путем подвоза питьевой воды.
Избрание одного из приведенных способов водоснабжения является прерогативой органа местного самоуправления и не допускает судебного вмешательства в данную деятельность.
В связи с чем доводы истца о необходимости строительства водозаборной колонки по причине высокой стоимости подвозимой воды несостоятельны и не могут быть приняты во внимание, поскольку соответствующий тариф утвержден приказом Комитета по тарифам Республики Алтай, а законность его установления не имеет отношения к предмету спора.
При таких обстоятельствах, когда закон не предусматривает конкретный способ исполнения обязанности по водоснабжению со стороны органа местного самоуправления, требование о возложении на Администрацию г. Горно-Алтайска обязанности выполнить работы по строительству водозаборной колонки по <адрес> в г. Горно-Алтайске с радиусом действия водозаборной колонки не более 100 м от границ земельного участка по <адрес>, безосновательно и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Горно-Алтайска в интересах Поползиной ФИО1 к Администрации <адрес> о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по строительству водозаборной колонки по <адрес> в г. Горно-Алтайске Республики Алтай с радиусом действия водозаборной колонки не более 100 м от границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Республики Алтай, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.05.2018 г.
Судья И.С. Малкова