Решение по делу № 2-1099/2024 от 24.09.2024

Дело № 2-1099/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2024 года                                                                           г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н., при секретаре Комковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд в интересах в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, просил признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, из состава земель лесного фонда.

Требования мотивированы тем, решением Арбитражного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ по делу признано право муниципальной собственности муниципального образования «Северо-Байкальский район» на земельные участки площадью <данные изъяты> га. Перечисленные в решении суда земельные участки ранее принадлежали сельскохозяйственным организациям и расположены в границах Северобайкальского сельского участкового лесничества.

На основании решения арбитражного суда ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве муниципальной собственности на лесной участок площадью <данные изъяты> га, которому присвоен условный номер <данные изъяты>.

Указанные земли включали земельные участки, ранее переданные совхозам «Тыйский», «Ангарский», «Эстония», «Северный», «Победа».

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером , имеющий местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, присвоена категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования – под объекты незавершенного строительством базы отдыха.

Между тем, установлено, что земельный участок с кадастровым номером расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на землях государственного лесного фонда, находящихся исключительно в федеральной собственности, в связи с чем, его образование и постановка на государственный кадастровый учет органом местного самоуправления, является неправомерными.

Согласно выписке из ЕГРН участок находится в собственности ООО «Фонд Прямых Инвестиций «Северный Байкал» (ИНН: ).

Однако, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ данное юридическое лицо ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, собственник земельного участка в настоящее время отсутствует.

В ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что спорный земельный участок относится к колхозным лесам, входил в состав земель лесного фонда, ввиду чего не мог и не может находиться в муниципальной собственности с присвоением иной категории земель.

Согласно описанию лесного участка, переданного в собственность муниципального образования «Северо-Байкальский район» в состав участка включены земли, ранее находившиеся во владении совхозов «Тыйский», «Эстония», «Ангарский», «Северный», «Ойхал», колхоза «Победа».

Согласно архивной справке администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» колхоз «Победа», был создан осенью ДД.ММ.ГГГГ года в районе села Байкальское (ранее – Горемыкин). Колхоз занимался добычей рыбы и нерпы, сельским хозяйством, эксплуатировал пилораму. Определением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу колхоз ликвидирован.

В соответствии с планом лесонасаждений и таксационным описанием 1970 года в отношении лесов колхоза «Победа» проведено лесоустройство, в связи с чем, определены лесные кварталы, характеристики лесных насаждений. Леса отнесены к I группе с категорией «запретные леса оз. Байкал». По целевому назначению леса отнесены к защитным.

Кроме того, расположение спорных земельных участков определяется путем указания в решении Арбитражного суда и приложении к свидетельству о праве собственности кварталов лесных участков, что свидетельствует о проведении лесоустройства на данной территории, следовательно – об отнесении территории к землям лесного фонда.

Указанный факт проведения лесоустройства в отношении всех лесов совхозов и колхоза подтверждается объяснениями ведущего инженера отдела федерального государственного лесного контроля Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО2

Согласно объяснениям представителей администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» границы переданных земель определяются на основании документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, Управления Росреестра по Республике Бурятия.

На планах земель совхозов, имеющихся в государственном фонде данных на земельных участках отражены символы, свидетельствующие о расположении лесов на участках.

Одновременно в государственном фонде данных имеется дело по вычислению площадей контуров угодий колхоза «Победа», в соответствии с которым в границах землепользования располагались леса.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда, переданным совхозу во временное пользование.

В связи с ликвидацией сельскохозяйственных организаций временное пользование лесными участками прекратилось, ввиду чего участки возвращены в состав земель лесного фонда.

Указанные факты также подтверждаются приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 02.07.2007 № 318 «Об определении количества лесничеств на территории Республики Бурятия и установлении их границ», свидетельством о государственной регистрации права федеральной собственности от 15.09.2008, согласно которым лесной участок с колхозными лесами площадью 37 191 га включен в состав земель лесного фонда.

Кроме того, указанными земельными участками уполномоченные органы управляли и распоряжались как землями лесного фонда.

Так, в соответствии с распоряжением Правительства Республики Бурятия от 19.10.1999 № 1009-р между Министерством лесного хозяйства Республики Бурятия и ЭСПК «Байкальское» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного пользования лесным участком, ранее находившимся во владении колхоза «Победа».

Таким образом, земельные участки, ранее находившиеся в распоряжении совхозов, в силу действовавших ранее и действующих в настоящее время норм лесного и земельного законодательства относятся к землям лесного фонда, в связи с чем, могут находиться исключительно в федеральной собственности.

При указанных обстоятельствах с целью защиты прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц просит признать право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

В судебном заседании Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что в настоящее время спорный земельный участок не освоен.

Представитель ответчика администрации МО «Северо-Байкальский район» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, направил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, согласно которому против удовлетворения иска не возражал.

Представитель третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил письменный отзыв на иск, в котором поддерживает требования прокурора, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители третьих лиц Межрегионального территориального управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, Республиканского агентства лесного хозяйства в судебное заседание в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

С учетом надлежащего извещения участников процесса, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, изучив материалы дела, выслушав истца, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9), закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

Приобретение и предоставление земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности и относящихся к лесному фонду и водному фонду, нарушает публичные интересы и права неопределенного круга лиц, создает угрозу ограничения свободного доступа к водным объектам общего пользования в будущем. Посягательство на публичные интересы в области охраны окружающей среды и природопользования свидетельствуют о ничтожности заключенных договоров аренды земельных участков.

Более того, приобретение права муниципальной собственности на лесные участки из состава защитных лесов, обеспечивающих сохранение уникальной экологической системы озера Байкал и всемирного наследия ЮНЕСКО, посягает на интересы граждан, круг которых определить невозможно.

В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного постановлением Президиума ВЦИК от 25.07.1923, все леса составляли единый государственный лесной фонд.

В силу ст. 41 Лесного кодекса РСФСР 1923 года выделялись защитные леса, в том числе расположенные вдоль берегов водных объектов, выполняющие особые функции, подлежащие сохранению в естественном состоянии.

Обращение (перевод) лесных площадей в иной вид угодий допускался в отношении лесов, не относящихся к защитным (ст. 59 Лесного кодекса РСФСР 1923 года).

В соответствие со статьями 3 и 4 Основ лесного законодательства Союза ССР, утвержденных законом СССР от 17.06.1977 г., леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме, нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются (ст. 3 Основ).

В силу ст. 4 Основ 1977 года все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд, который состоит из:

1)    лесов государственного значения, т.е. лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;

2)    колхозных лесов, т.е. лесов, находящихся на землях, предоставленных в бессрочное пользование (статья 4 Основ).

В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.

В соответствии с п. 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 04.03.1968 г. № 144, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР.

Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.

Лесоустройство колхозных лесов осуществляется лесоустроительными предприятиями и организациями системы Государственного комитета СССР по лесному хозяйству по договорам с колхозами, межхозяйственными предприятиями (организациями) по ведению лесного хозяйства.

В соответствии с п. 23 Положения перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы допускался лишь в исключительных случаях.

Перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы разрешается Советами Министров союзных республик, а в колхозных лесах второй группы – облисполкомами, крайисполкомами, Советами Министров автономных республик или Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления.

В соответствии с положениями Земельного Кодекса РСФСР 1970 года вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который подразделялся в соответствие с основным целевым назначением земель на: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли государственного лесного фонда и др. (ст. 4, ст. 5 Земельного кодекса РСФСР).

Согласно ст. 113 Земельного кодекса РСФСР землями государственного лесного фонда признавались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Порядок пользования землями государственного лесного фонда определяется законодательством Союза ССР и РСФСР.

Земли государственного лесного фонда используются предприятиями, организациями и учреждениями для нужд лесного хозяйства и лесозаготовок. Для иных нужд земли государственного лесного фонда могут использоваться, если такое использование совместимо с интересами лесного хозяйства.

Исходя из системного толкования указанных выше норм, действовавших до переходного периода, лесные земли, предоставленные в фактическое пользование колхозам, являлись частью лесного фонда, находящегося в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения закреплены в новом и действующем законодательстве.

В соответствие со ст. 19 Лесного кодекса РФ 1997 года лесной фонд находится в федеральной собственности. Статьей 23 Лесного кодекса РФ 1997 года определены виды прав, на основании которых предоставляются участки лесного фонда.

В соответствие со ст. 130 Лесного кодекса РФ 1997 года участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Одновременно ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» установлен запрет на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли иных категорий.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Судом установлено, что на основании решения арбитражного суда ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве муниципальной собственности на лесной участок площадью <данные изъяты> га, которому присвоен условный номер .

Согласно описанию лесного участка, переданного в собственность муниципального образования «Северо-Байкальский район» в состав участка включены земли, ранее находившиеся во владении совхозов «Тыйский», «Эстония», «Ангарский», «Северный», «Ойхал», колхоза «Победа».

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером имеющий местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, присвоена категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования – под объекты незавершенного строительством базы отдыха.

Земельный участок с кадастровым номером расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на землях государственного лесного фонда, находящихся исключительно в федеральной собственности, в связи с чем, его образование и постановка на государственный кадастровый учет органом местного самоуправления, является неправомерными.

Указанный земельный участок включал земельные участки, ранее переданные совхозам «Тыйский», «Ангарский», «Эстония», «Северный», «Победа», что подтверждается исторической справкой к описям дел по личному составу рыболовецкого колхоза «Победа» за ДД.ММ.ГГГГ г.г., поквартальной ведомостью лесов ЭСХПК «Байкальский», распоряжением Правительства Республики Бурятия о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование в границах землепользования сельхозформированиям, в том числе Северобайкальского района, сроком на <данные изъяты> лет.

Так, согласно архивной справке администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» колхоз «Победа», был создан осенью 1931 года в районе села Байкальское (ранее – Горемыкин). Колхоз занимался добычей рыбы и нерпы, сельским хозяйством, эксплуатировал пилораму. Определением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу колхоз ликвидирован.

В соответствии с планом лесонасаждений и таксационным описанием ДД.ММ.ГГГГ года в отношении лесов колхоза «Победа» проведено лесоустройство, в связи с чем, определены лесные кварталы, характеристики лесных насаждений. Леса отнесены к I группе с категорией «запретные леса оз. Байкал». По целевому назначению леса отнесены к защитным.

Кроме того, расположение спорных земельных участков определяется путем указания в решении Арбитражного суда и приложении к свидетельству о праве собственности кварталов лесных участков, что свидетельствует о проведении лесоустройства на данной территории, следовательно – об отнесении территории к землям лесного фонда.

На планах земель совхозов, имеющихся в государственном фонде данных на земельных участках отражены символы, свидетельствующие о расположении лесов на участках.

Одновременно в государственном фонде данных имеется дело по вычислению площадей контуров угодий колхоза «Победа», в соответствии с которым в границах землепользования располагались леса.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда, переданным совхозу во временное пользование.

В связи с ликвидацией сельскохозяйственных организаций временное пользование лесными участками прекратилось, ввиду чего участки возвращены в состав земель лесного фонда.

Указанные факты также подтверждаются приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 02.07.2007 № 318 «Об определении количества лесничеств на территории Республики Бурятия и установлении их границ», свидетельством о государственной регистрации права федеральной собственности от 15.09.2008, согласно которым лесной участок с колхозными лесами площадью 37 191 га включен в состав земель лесного фонда.

Кроме того, указанными земельными участками уполномоченные органы управляли и распоряжались как землями лесного фонда.

Так, в соответствии с распоряжением Правительства Республики Бурятия от 19.10.1999 № 1009-р между Министерством лесного хозяйства Республики Бурятия и ЭСПК «Байкальское» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного пользования лесным участком, ранее находившимся во владении колхоза «Победа».

Таким образом, земельные участки, ранее находившиеся в распоряжении совхозов, в силу действовавших ранее и действующих в настоящее время норм лесного и земельного законодательства относятся к землям лесного фонда, в связи с чем, могут находиться исключительно в федеральной собственности.

Согласно заключению о пересечении ( наложении ) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда, выполненного Бурятским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг», земельный участок с кадастровым номером , имеющий месторасположение: <адрес> имеет пересечение с иной категорией земель. Графическое совмещение границ исследуемых объектов производилось в соответствии с материалами лесоустройства ( лесоустроительные планшеты) Технического участка ( Леса, ранее находившиеся во владении колхоза «Победа».

Согласно выписке из ЕГРН участок находится в собственности ООО «Фонд Прямых Инвестиций «Северный Байкал» (ИНН: ).

Однако, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ данное юридическое лицо ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, собственник земельного участка в настоящее время отсутствует.

Таким образом, установлено, что спорный земельный участок относится к колхозным лесам, входил в состав земель лесного фонда, ввиду чего не мог и не может находиться в муниципальной собственности с присвоением иной категории земель.

Согласно акту осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, сообщению Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ., земельный участок с кадастровым номером находится в Северо-Байкальском лесничестве, Северо-Байкальском сельском лесничестве, данный участок представляет собой поляну, без признаков строений.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании за Российской федерацией права собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. из состава земель лесного фонда.

В соответствии со ст. ст. 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в т. ч. посредством обращения с заявлением в суды.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц и муниципальных образований.

Суд считает, что прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации обратиться в суд с настоящим иском, поскольку образование спорного земельного участка в отсутствие предоставленного права повлекло нарушение прав собственника – Российской Федерации, препятствует внесению в ЕГРН достоверных сведений о границах Северо-Байкальского лесничества; со стороны ответчика имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц, имеющих право на пользование лесами.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером удовлетворить.

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, из состава земель лесного фонда.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в мотивированной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья    подпись        Е.Н. Казакова

2-1099/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
администрация МО "Северо-Байкальский район"
Другие
Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республики Бурятия
Республиканское агентство лесного хозяйства
Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Казакова Евгения Николаевна
Дело на странице суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
24.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.09.2024Передача материалов судье
25.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2024Подготовка дела (собеседование)
03.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2024Судебное заседание
17.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее