Решение по делу № 8а-17372/2021 [88а-17612/2021] от 23.08.2021

Дело № 88а-17612/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 октября 2021 года                                                             г. Санкт-Петербург

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего:           Городкова А.В.,

судей:                                    Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Арсенал» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 03 июня 2021 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арсенал» о признании недействующим в части пункта 5.1.10 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе», утверждённого решением Думы Великого Новгорода от 29 декабря 2016 года № 1064, в редакции решения Думы Великого Новгорода от 31 августа 2020 года № 458.

    По первой инстанции решение вынесено Новгородским областным судом 22 января 2021 года номер дела № 3а-14/2021

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения общества с ограниченной ответственностью «Арсенал» - Сушко С.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Бердинских С.В. об оставлении без изменения определения суда апелляционной инстанции, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    28 декабря 2016 года Думой Великого Новгорода принято и 29 декабря 2016 года подписано Мэром Великого Новгорода и Председателем Думы Великого Новгорода решение № 1064 «Об утверждении Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе», которым утверждено прилагаемое Положение о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе» (далее также -                        Положение № 1064).

Указанное решение и Положение опубликованы в периодическом печатном издании городского округа - Великий Новгород газете «Новгород», спецвыпуск «Новгород официальный», № 1, (2), (1489), от 13 января 2017 года.

Положение № 1064 действует в редакции решений Думы Великого Новгорода от 1 февраля 2019 года № 103, 29 августа 2019 года № 264, 30 апреля 2020 года № 418, 31 августа 2020 года № 458, опубликованных в периодическом печатном издании городского округа - Великий Новгород газете «Новгород», спецвыпуск «Новгород официальный», № 6 (12) (1713) от 15 февраля 2019 года, № 34 (69) (1770) от 6 сентября 2019 года, № 12 (32) (1831) от 29 мая 2020 года, № 20 (55) (1854) от 11 сентября 2020 года.

Подпунктом 5.1.10 Положения № 1064 (в действующей редакции решения Думы Великого Новгорода от 31 августа 2020 года № 458) предусмотрено, что рекламные конструкции на многоквартирных домах размещаются не выше уровня перекрытий над нежилыми помещениями. При размещении рекламных конструкций в пределах этажа нахождения нежилых помещений должно быть предусмотрено расстояние не менее 0,8 м до окон жилых помещений.

Общество с ограниченной ответственностью «Арсенал» (далее также - административный истец, Общество), которому было отказано в выдаче разрешения    на установку    и эксплуатацию рекламной конструкции (брандмауэрного панно) на фасаде здания № 27а по улице Большой Санкт-Петербургской в Великом Новгороде, в том числе, по тем основаниям, что указанным выше Положением не предусмотрено размещение рекламной конструкции на многоквартирных домах выше уровня перекрытий над нежилыми помещениями, обратилось в Новгородский областной суд с административным исковым заявлением о признании подпункта 5.1.10 Положения № 1064 недействующим в той части, в которой он не допускает размещение рекламных конструкций на многоквартирных домах выше уровня перекрытий над нежилыми помещениями.

В обоснование заявленных требований Общество указало на несоответствие оспариваемой нормы положениям статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее также – Закон                      № 38-ФЗ, Закон о рекламе), имеющим большую юридическую силу, и нарушение в результате ее применения прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности, незаконное лишение возможности осуществлять размещение рекламных конструкций на многоквартирных домах выше уровня перекрытий над нежилыми помещениями.

Решением Новгородского областного суда от 22 января 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.

    Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 03 июня 2021 года решение Новгородского областного суда от 22 января 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Арсенал» отказано.

На вступившее в законную силу судебное постановление                       административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

    Из материалов административного дела следует и судом первой инстанции установлено, что на территории Великого Новгорода действует Положение о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе», главой 5 «Общие требования к рекламным конструкциям, размещаемым на территории Великого Новгорода (дизайн-код)» которого в целях сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки Великого Новгорода к рекламным конструкциям предъявляются установленные требования.

Из содержания главы 5 названного Положения следует, что рекламные конструкции и их территориальное размещение должны соответствовать техническому регламенту. Рекламные конструкции не должны нарушать архитектурно-градостроительный облик зданий, строений, сооружений, прилегающих улиц, площадей, должны гармонично вписываться в элементы архитектуры, внешнего благоустройства территории, а также в элементы озеленения (пункты 5.1.1, 5.1.2).

Рекламные конструкции на многоквартирных домах размещаются не выше уровня перекрытий над нежилыми помещениями. При размещении рекламных конструкций в пределах этажа нахождения нежилых помещений должно быть предусмотрено расстояние не менее 0,8 метров до окон жилых помещений (пункт 5.1.10).

Статьей 19 Закона о рекламе установлено, что органы городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы (часть 5.8).

Органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа может быть отказано в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по основаниям нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов (пункт 4 части 15).

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Анализ приведенных положений федерального законодательства свидетельствует о том, что по общему правилу федеральный законодатель, устанавливая требования к распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, одновременно предоставляет право органам местного самоуправления муниципальных районов или органам местного самоуправления городских округов определять схемы, типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.

По смыслу Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта (форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство крыши, козырьков, навесов и непосредственно архитектурного объекта, а также пространство и вид, которые будут украшать этот объект). Решение вопроса о наличии нарушения качественных характеристик городской среды и ее комфортности в результате установки рекламной конструкции относится к компетенции уполномоченного государственного органа по градостроительству и архитектуре.

    Внешний архитектурный облик формируется из совокупности объемных, пространственных, колористических и иных решений внешних поверхностей зданий, строений, сооружений. Рекламные конструкции, присоединенные к фасаду здания, строения, сооружения, существенно влияют на его восприятие, поскольку изменяют первоначальный образ и композиционное решение фасада. Основным функциональным назначением жилых домов является проживание граждан. Архитектура фасадов многоквартирных домов имеет свои особенности, характерные композиционные приемы построения элементов фасадов, узнаваемые черты, отличающие их от нежилых зданий. Наличие нежилых помещений в многоквартирном доме расширяет функционал такого здания, изменяет композицию его фасада, а потому Положение допускает размещение рекламных конструкций в пределах нежилых помещений (не выше уровня перекрытий над ними).

    Требование размещать рекламные конструкции только в границах этажа, на котором расположены нежилые помещения в многоквартирном доме, соответствует дизайн-коду, разработанному для Великого Новгорода Институтом медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" в рамках реализации стандартов комплексного развития территорий, предусмотренных Федеральным проектом "Формирование комфортной городской среды".

При таких данных обращает на себя внимание и то обстоятельство, что федеральный законодатель, указывая нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского в качестве основания отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также в качестве основания признания недействительным разрешения, вместе с тем, не устанавливает объективные критерии и признаки, характеризующие внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения.

Таким образом, поскольку из содержания оспариваемого положения видно, что представительный орган муниципального образования Великий Новгород, реализуя полномочия, предоставленные федеральным законодателем по определению схемы, типов и видов рекламных конструкций, размещаемых на территории Великого Новгорода, а также требований, предъявляемых к ним, установил требования к их размещению с учетом сложившегося архитектурно-градостроительного облика города (дизайн-кода), который не вводит полный (без учета оснований, предусмотренных для отказа в выдаче разрешения на размещение рекламных конструкций на многоквартирных домах на территории Великого Новгорода) запрет на размещение рекламных конструкций на многоквартирных домах, то оснований для признания его противоречащим положениям статьи 19 Закона № 38-ФЗ, а также нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности не имеется.

Оспариваемые положения не препятствуют осуществлению рекламной деятельности Обществу и иным хозяйствующим субъектам на рынке наружной рекламы, поскольку не предполагают полного запрета на размещение рекламы на многоквартирных домах.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, как постановленное с неправильным применение норм материального права, вследствие чего оно было отменено с принятием по делу нового судебного решения об отказе административному истцу в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанций дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу. Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суд апелляционной инстанции правильно применил закон, подлежащий применению, и постановил судебный акт, отвечающий нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.

    Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 03 июня 2021 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арсенал» о признании недействующим в части пункта 5.1.10 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе», утверждённого решением Думы Великого Новгорода от 29 декабря 2016 года № 1064, в редакции решения Думы Великого Новгорода от 31 августа 2020 года № 458, оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Арсенал» - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 03 июня 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

    Мотивированное определение изготовлено 25 октября 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

8а-17372/2021 [88а-17612/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
ООО "Арсенал"
Ответчики
Администрация Великого Новгорода
Мэр Великого Новгорода
Дума Великого Новгорода
Другие
Прокуратура Великого Новгорода
Председатель Думы Великого Новгорода Митюнов А.Г.
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зеленский Андрей Маркович
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
13.10.2021Судебное заседание
13.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее