Решение по делу № 2-1783/2024 от 24.06.2024

УИД: 38RS0030-01-2024-002146-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 августа 2024 г.      г. Усть-Илимск, Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Бурцевой А.С.,

с участием:

истца Пьянниковой Н.А., представителя истца помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Смирновой Е.С.,

представителя ответчика Комитета городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска Николаевой И.В.,

    в отсутствие:

третьего лица Никитина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1783/2024 по исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав Пьянниковой Надежды Александровны к Комитету городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Илимский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав Пьянниковой Н.А., обратился в суд с иском к Комитету городского благоустройства Администрации г. Усть-Илимска, согласно которому указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Пьянниковой Н.А. Постановлением Администрации города Усть-Илимска от 23.03.2023 № 134 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. 01.02.2024 Пьянникова Н.А. обратилась в Администрацию города Усть-Илимска с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда на состав семьи из трех человек. 19.02.2024 Комитет предложил Пьянниковой Н.А. рассмотреть возможность предоставления жилого помещения специализированного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 39,1 кв.м, жилой площадью 24,4 кв.м, от которого заявительница отказалась ввиду его нахождения на первом этаже жилого дома. Иных жилых помещений маневренного фонда в Администрации города Усть-Илимска на данный момент нет в связи с проведением в них текущего ремонта. Вместе с тем вопрос с расселением семьи Пьянниковой Н.А. в жилое помещение маневренного фонда, соответствующее санитарным и техническим нормам, остаётся нерешённым, несмотря на критическое состояние многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Таким образом, Комитетом до настоящего времени не предоставлено жилое помещение маневренного фонда семье Пьянниковой Н.А., что нарушает её конституционное право на жилище.

Просит суд обязать Комитет городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда предоставить жилое помещение маневренного фонда Пьянниковой Н.А. на состав семьи из трех человек, соответствующие санитарным и техническим нормам.

В судебном заседании истец Пьянникова Н.А., представитель истца помощник Усть-Илимского межрайонного прокурора Смирнова Е.С. требования поддержали по доводам иска, просили исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Комитета городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска Николаева И.В. в судебном заседании требования истца не признала по доводам письменных возражений от 07.08.2024, просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что 01.02.2024 Пьянникова Н.А. обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении жилого помещения из маневренного фонда. Соответствующее жилое помещение ей было предложено по адресу <адрес> общей площадью 39,1 кв.м, жилой 24,4 кв.м, от которого истец отказалась, о чем был составлен акт от 22.02.2024. Иных жилых помещений маневренного фонда, которые бы соответствовали жилой площадью составу семьи истца, у ответчика не имеется.

Третье лицо на стороне истца Никитин А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив с учетом положений статьи 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19 части 1 и 2).

Конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

В силу положений части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г., обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся обеспечение граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Предоставление жилых помещений в муниципальном образовании город Усть-Илимск отнесено к компетенции Комитета городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска.

В судебном заседании установлено, что Пьянниковой Надежде Александровне на основании договора купли-продажи квартиры от 14.09.2017 на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно справке ООО «УИ ЖКХ-2008» от 15.02.2024, копиям паспортов стороны истца в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Пьянникова Надежда Александровна, Никитина Юлия Андреевна, Никитин Андрей Николаевич.

В соответствии с решением Усть-Илимского городского суда от 07.03.2020, распоряжениями МУ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 от 25.06.2020, справкой МСЭ-2018 № 1168183 Никитина Ю.А. приходится дочерью Пьянниковой Н.А., Никитина Ю.А. признана недееспособной, над ней установлена опека, опекуном назначена Пьянникова Н.А.

В соответствии с постановлением Администрации города Усть-Илимска от 23.03.2023 № 134 многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу; многоквартирный дом подлежит включению в Реестр аварийных жилых домов города Усть-Илимска муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье», утвержденную постановлением Администрации города Усть-Илимска от 20.11.2015 № 894; установлена необходимость отселения жильцов многоквартирного дома в сроки реализации программы и сноса многоквартирного дома.

01.02.2024 Пьянникова Н.А. обратилась с заявлением в Комитет городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска о предоставлении жилого помещения маневренного фонда на состав семьи три человека в связи с признанием многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Согласно ответу Комитета городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска от 19.02.2024 Пьянниковой Н.А. было предложено жилое помещение специализированного жилищного фонда по адресу <адрес> общей площадью 39,1 кв.м, жилой 24,4 кв.м.

В силу пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ к специализированному фонду относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.

Согласно статье 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; З) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии со статьей 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В силу части 1 статьи 106 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

В соответствии с части 2 статьи 106 ЖК РФ договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: 1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункта 1 статьи 95 настоящего Кодекса); 2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункта 2 статьи 95 настоящего Кодекса); 3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса); 3.1) до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункта 3.1 статьи 95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года; 4) установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса).

Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора (часть 3 статья 106 ЖК РФ).

Таким образом, площадь предложенного истцу жилого помещения маневренного фонда соответствовала требованиям статьи 106 ЖК РФ.

Согласно акту обследования жилого помещения по адресу <адрес> Пьянникова Н.А. отказалась от предложенного жилого помещения, мотивировав отказ тем, что предлагаемое жилое помещение находится на 1-ом этаже многоквартирного дома.

На день рассмотрения дела в суде иного жилого помещения маневренного фонда истцу представлено не было.

Как установлено судом, на территории города Усть-Илимска жилые помещения маневренного фонда предоставляются в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденного Решением Городской Думы города Усть-Илимска 31.03.2021 № 23/148 (далее – Порядок).

В соответствии с разделом I ч. 2 Порядка специализированный жилищный фонд представляет собой совокупность специализированных жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования город Усть-Илимск, и включает в себя следующие виды жилых помещений: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения маневренного фонда.

Согласно разделу III Порядка части 28 п. 4 жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно разделу III части 29, 30, 31 Порядка для предоставления жилого помещения маневренного фонда заявитель должен представить пакет документов, которые рассматриваются в порядке очередности согласно дате их поступления в течение 30 календарных дней.

Согласно разделу I части 5, 6 Порядка специализированные жилые помещения предоставляются на основании соответствующего решения председателя Комитета, принимаемого в течение 30 календарных дней со дня представления гражданами документов, указанных в пунктах 19, 29 настоящего Порядка, в случае отсутствия оснований для отказа, предусмотренных пунктом 13 настоящего Порядка. Решение о предоставлении жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений является основанием для заключения соответствующего договора найма специализированных жилых помещений в срок, установленный данным решением.

Разделом III Порядка регламентировано предоставление жилых помещений маневренного фонда из расчета не менее 6 квадратных метров жилой площади на 1 человека.

В соответствии с частью 32 Порядка по результатам рассмотрения представленных документов заявителю направляется уведомление о предоставлении жилого помещения маневренного фонда на основании приказа председателя Комитета.

Указанное решение является основанием для заключения соответствующего договора найма специализированного жилого помещения в срок, установленный данным решением (ч. 6 Порядка).

Либо заявителю направляется уведомление об отказе в предоставлении жилого помещения с обоснованием причин отказа.

Согласно разделу 1 п. 3 части 13 Порядка одним из оснований для отказа в предоставлении специализированного жилого помещения является отсутствие свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Как установлено из пояснений ответчика, Пьянниковой Н.А. был представлен пакет документов к заявлению о предоставлении жилого помещения маневренного фонда. Замечаний к представленным заявителем документам предъявлено не было, заявление Пьянниковой Н.А. было рассмотрено, жилое помещение маневренного фонда было предложено истцу, от которого истец отказалась, в связи с чем заявление истца было снято с рассмотрения. При этом ответчик полагает, что истец не лишена права повторного подачи соответствующего заявления с приложение документов, установленных Порядком.

При этом, как установлено судом, уведомление об отказе в предоставлении жилого помещения маневренного фонда Пьянниковой Н.А. согласно утвержденному Порядку не направлялось, решение об отказе в предоставлении такого жилого помещения в отношении Пьянниковой Н.А. не принималось.

Учитывая аварийное состояние многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, проживание в котором представляет угрозу для жизни и здоровья истца и членов его семьи, суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан предоставить истцу и членам его семьи по договору найма специализированного жилищного фонда жилое помещение маневренного фонда, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте населенного пункта г. Усть-Илимска Иркутской области на состав семьи три человека жилой площадью не менее 18 кв.м.

В силу п. 4 части 34 Порядка договор найма заключается на один календарный год с пролонгацией на тот же срок на каждый новый календарный год до получения гражданами жилых помещений.

Доводы ответчика об отсутствии соответствующего жилого помещения маневренного фонда для предоставления истцу на состав семьи три человека суд находит не состоятельными, поскольку опровергаются сведениями, предоставленными ответчиком Усть-Илимскому межрайонному прокурору от 05.06.2024, подтверждающими наличие таких жилых помещений.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения судебного решения в указанной части в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав Пьянниковой Надежды Александровны к Комитету городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Комитет городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска предоставить Пьянниковой Надежде Александровне на состав семьи три человека, в том числе Никитину Юлию Андреевну, Никитина Андрея Николаевича по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение маневренного фонда, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте населенного пункта г. Усть-Илимск Иркутской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:                Банщикова Н.С.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1783/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Усть-Илимский межрайонный прокурор
Пьянникова Надежда Александровна
Ответчики
Комитет городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска
Другие
Никитин Андрей Николаевич
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Банщикова Н.С.
Дело на сайте суда
ust-ilimsky.irk.sudrf.ru
24.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.07.2024Предварительное судебное заседание
23.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2024Судебное заседание
12.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее