Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 января 2015 года с. Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего Толстых М.М.
С участием помощника прокурора Богучанского района Селезневой Е.А.
При секретаре Рубе А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах А., Т. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Богучанская районная больница» о взыскании недополученной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Богучанского района обратился с иском в суд в интересах А., Т. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Богучанская районная больница» (КГБУЗ «БРБ») о взыскании недополученной заработной платы, мотивируя тем, что заработная плата, выплачиваемая работникам, ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с п.10 Закона Красноярского края «Об оплате труда работников краевых государственных учреждений от 24.12.2004 года № 13-2823 (в редакции от 10.11.2011 года) работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата.
Для целей расчета региональной выплаты размер заработной платы в Богучанском районе составляет - 6827руб
Заработная плата А.. Т.. с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера увеличивалась до уровня минимального размера оплаты труда, установленного ФЗ-«О минимальном размере оплаты труда», а затем к указанной заработной плате начислялась региональная выплата, в связи с чем, заработная плата окончательно начислялась в сумме 6827руб.
Согласно действующему законодательству заработная плата работников в 2014 году должна быть определена не ниже минимального размера оплаты труда с 1.01.2014г - 5554руб а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С учетом начисленных сумм, и подлежащих начислению в соответствии с действующим законодательством, заработная плата работников подлежит доначислению
Представитель прокуратуры в судебном заседании Селезнёва Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме,
Истцы А., Т. в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В направленном заявлении просили суд о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают.
Представитель ответчика – КГБУЗ «БРБ» - в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В направленном заявлении просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленном возражении в исковых требованиях просил отказать, так как региональная выплата для работников рассчитывается как разница между размером заработной платы, и месячной заработной платой работника при полностью отработанной норме рабочего времени. Размеры заработной платы для расчета региональной выплаты включают в себя все начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу.
Представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учетом мнения участников судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Оценив представленные суду письменные доказательства, выслушав мнения представителя прокуратуры, суд находит, что требования, заявленные прокурором в интересах
подлежат удовлетворению по следующим основаниям..
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращении к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 131.1 Трудового Кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размер; оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норм труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации находятся в Особенной части Кодекса и устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 – Богучанский район Красноярского края отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Установлен районный коэффициент 1,3 к заработной плате. Процентная надбавка к заработной плате в Богучанском районе за работу в районе, приравненном к Крайнему Северу – 50%.
В судебном заседании установлено, что прокурор Богучанского района обратился в суд с иском в интересах А.. Т.,. о защите нарушенного права – получение не доначисленной заработной платы, согласно их заявлению.
Следовательно, данное исковое заявление подано надлежащим лицом.
Также, в судебном заседании установлено, что А., Т. работают в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Богучанская районная больница»
Согласно представленной справке о начисленной и выплаченной заработной плате заработная плата Т. составляла:
в октябре 2014г
оклад-1066,96руб, стим.выплаты- 604,67руб, медстаж.-213,39руб, ночные часы- 266,74руб, северный коэффициент- 773,55руб, районный коэффициент- 464,13руб, перс.выплаты-412,15руб,
в ноябре 2014 года
оклад- 2454,руб, стим.выплаты-1292,57руб, стим.выплаты- 251,33руб, медстаж-490,80руб, совместительство- 572,60руб, ночные часы-681,67руб, праздничные часы-272,67руб, северный коэффициент- 2235,87руб, районный коэффициент- 1341,52руб, перс.выплаты- 1191,27руб
заработная плата А. составила:
в сентябре 2014г
оклад- 2134руб,стим.выплаты-1470,48руб, стим.выплаты-33,42руб,совместительство-48,50руб, ночные часы- 538,89руб, северный коэффициент- 1360,70руб, районный коэффициент-816,42руб, перс.выплаты- 1268,71руб
в октябре 2014г
оклад-2430,29руб,стим.выплаты-1377,31руб, ночные часы-652,03руб, северный коэффициент- 1541,16руб, районный коэффициент- 924,70руб, перс.выплаты- 832,23руб
в ноябре 2014г
оклад-2454руб, стим.выплаты-1292,57руб, стим.выплаты-422,88руб, совместительство-802,85руб, ночные часы- 757,41руб, северный коэффициент-2007,13руб, районный коэффициент- 1204,28руб, перс.выплаты- 1083,85руб
Таким образом, начисленная заработная плата указанным работникам включая все доплаты и надбавки, увеличивалась до размера минимального, установленного указанным федеральным законом.
К заработной плате производились доплаты до размера минимальной заработной платы.
В соответствии с п.10 Закона Красноярского края «Об оплате труда работников краевых государственных учреждений от 24.12.2004 года № 13-2823 (в редакции от 10.11.2011 года) работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата.
Для целей расчета региональной выплаты размер заработной платы в Богучанском районе составляет - 6827руб
Заработная плата А.. Т.. в сентябре -ноябре 2014г с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера увеличивалась до уровня минимального размера оплаты труда, установленного ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а затем к указанной заработной плате начислялась региональная выплата, в связи с чем, заработная плата окончательно начислялась в размере- 6827руб.
Согласно расчета, представленного прокурором на основании справки Управления образования администрации Богучанского района о начисленной заработной плате А., Т. за сентябрь- ноябрь 2014г заработная плата должна быть определена не ниже минимального размера оплаты труда, то есть в размере 5554 рублей (минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным Законом № 82-ФЗ с 01.06.2011 года), а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С учетом начисленных сумм в сентябре-ноябре 2014г, и подлежащих начислению в соответствии с действующим законодательством, заработная плата указанного работника подлежит доначислению за указанный период из расчета:
Расчет суммы иска
о взыскании недополученной заработной платы А.
1. Сентябрь 2014 года:
5554 руб. + 4443,20 руб. (80%) = 9997,20 руб. – 7671,12руб. (фактически начислено) = 2326,08 руб.
2.октябрь 2014г
5554 руб. + 4443,20 руб. (80%) = 9997,20 руб. – 7757,72руб. (фактически начислено) = 2239,48руб.
Итого подлежит взысканию за сентябрь, октябрь 2014 года 4565,56руб
Расчет суммы иска
о взыскании недополученной заработной платы Т.
1. октябрь 2014 года:
5554 руб. :184 раб.часа х 80 фактически отработанных=2414,78руб + 1931,82руб (80%)=4346,60руб -3801,59руб(фактически начислено)=545,01руб
Итого подлежит взысканию за октябрь 2014 года 545,01 руб.
С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению, то есть с ответчика подлежит взысканию не доначисленная заработная плата.
В соответствии со ст. 98, ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 800рублей, так как прокурором Богучанского района было заявлено требование имущественного характера в отношении 2х -лиц, которое подлежит оплате из расчета 400рублей.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Богучанского района в интересах А., Т. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Богучанская районная больница» удовлетворить.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Богучанская районная больница» в пользу
А. недополученную заработную плату за сентябрь, октябрь 2014г в размере 4565 рублей 56 копеек
Т. недополученную заработную плату за октябрь 2014г в размере- 545 рублей 01 копейка;
государственную пошлину в доход местного бюджета 800 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в 30 дневный срок со дня оглашения в полном объеме.
Председательствующий М.М.Толстых