№ 2а -1-1041/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2019 года г. Красноуфимск
Судья Красноуфимского районного суда Свердловской области Хомутинникова Е.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Свердловской области к Свечникову С. А. о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
МРИ ФНС России №2 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к Свечникову С.А. о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, взыскании недоимки по налогам и пени, указав, что налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов
Закон РФ № 2003-1 от 09.12.1991 года "О налогах на имущество физических лиц". Глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность налогоплательщиков - физических лиц по уплате налога на имущество в сроки уплаты налога: за 2014 г.- не позднее 01.10.2015 г.; за 2017 г. - не позднее 03.12.2018 г.
Объектом налогообложения является имущество, принадлежащее налогоплательщику на праве собственности: Квартира: <адрес>. Кадастровый №1-109/2014 ОКТМО 65747000. Доля в праве - 1/4
Расчет налога за 2014 год
Налоговая база 327 569.86 X налоговая ставка 0,1 X количество месяцев 12/12= сумма налога к уплате 82.00 руб.
Расчет налога за 2017 год
Налоговая база 466 787 X налоговая ставка 0.1 X количество месяцев 12/12 сумма налога к уплате 117.00 руб.
Таким образом, общая сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов составила 199.00 руб.
Вследствие нарушения срока уплаты налога, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени в размере 2,35 руб.
Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов
Главой 31 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков - физических лиц обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения по уплате земельного налога в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Решением Думы ГО Красноуфимск от 25.09.2008 N 66/3, Решением Думы Ачитского ГО от 18.10.2007 № 39, Решением Думы МО Красноуфимский округ от 30.10.2014 № 258, от 31.10.2013 № 149, от 31.01.2013 №85, Решением Думы Артинского ГО от 28.08.2014 N 41, Решением Думы Нижнесергинского городского поселения от 05.12.2013 N 20, Решением Думы городского поселения Верхние Серги от 22.11.2013 N 17, Решением Думы Дружининского городского поселения от 25.11.2013 N 17, 25.11.2014 № 85, Решением Думы МО рабочий поселок Атиг от 19.11.2008 N 146, Решением Думы Кленовского сельского поселения от 28.11.2013 N 16, Решением Думы Михайловского МО от 23.11.2009 N 67, Решением Думы Бисертского ГО от 06.11.2013 N 42, установлены сроки уплаты земельного налога: за 2014 г. не позднее 01.10.2015 г.
Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Свердловской области исчислен и предъявлен к уплате земельный налог.
Объектом налогообложения являются земельные участки, принадлежащие налогоплательщику: Земельный участок: <адрес>, Кадастровый №1-109/2014. ОКТМО 65747000 Доля в праве 113/10000
Расчет налога за 2014 г.
Налоговая база 872832.87 X налоговая ставка 0,3 X количество месяцев 12/12= сумма налога к уплате 30,00 руб.
Транспортный налог с физических лиц
Закон Свердловской области № 43-03 от 29.11.2002 года «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» устанавливает обязанность налогоплательщиков - физических лиц по уплате транспортного налога в сроки: за 2014 г.- не позднее 01.10.2015 г., за 2017 г. - не позднее 03.12.2018 г.
На основании данного закона Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Свердловской области исчислен и предъявлен к уплате транспортный налог. Налогоплательщик не уплатил налог в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Объектом налогообложения является транспортное средство, принадлежащее налогоплательщику: Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №1-109/2014 Марка/Модель: ХЕНДЭ-ЭЛАНТРА, дата регистрации <дата>.
Расчет налога за 2014 г.
Налоговая база 105,00 л.с. X налоговая ставка 9,40 X количество месяцев 12/12 = сумма налога к уплате 987,00 рублей.
Расчет налога за 2017 г.
Налоговая база 105,00 л.с. X налоговая ставка 9,40 X количество месяцев 12/12 = сумма налога к уплате 987,00 рублей.
Общая сумма задолженности по транспортному налогу физических лиц составила 1974.00 руб.
Вследствие нарушения срока уплаты налога, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени в размере 19.32 рублей.
Налогоплательщику по почте заказным письмом направлены налоговые уведомления №1-109/2014 от <дата>, №1-109/2014 от <дата> с указанием объектов налогообложения и расчета предъявленного налога с предложением произвести уплату налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику по почте заказным письмом направлены требования об уплате налога, пени, штрафов №1-109/2014 от <дата> со сроком уплаты <дата>, №1-109/2014 от <дата> со сроком уплаты <дата>.
На дату подачи заявления суммы налога и пени не уплачены.
Межрайонная ИФНС России № 2 по Свердловской области обращалась за выдачей судебного приказа о взыскании указанных сумм Определением от <дата> б/н мировым судьей судебного участка №1-109/2014 судебного района, в котором создан Красноуфимский районный суд, в приеме заявления о вынесении судебного приказа отказано по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства (иные основания для отказа в принятии административного искового заявления).
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В связи с чем, административный истец просит восстановить пропущенный срок подачи заявлении, взыскать со Свечникова С. А. общую задолженность по налогам в сумме 2 224 рубля 67 копеек – налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов - 199.00 руб.. пени - 2.35 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов - 30,00 руб.; транспортный налог с физических лиц - 1974.00 руб., пени - 19.32руб.
В судебное заседание представитель административного истца МРИ ФНС России №2 по Свердловской области не явился, просил административное дело рассмотреть в отсутствие представителя, против упрощенного порядка судопроизводства не возражал.
Административный ответчик Свечников С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.
Принимая во внимание изложенное, суд, руководствуясь пунктом 7 ст. 150, пунктом 1 ст. 291 КАС РФ, находит основания для рассмотрения дела в порядке упрощенного(письменного) производства.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, Свечников С.А. в спорный период являлся собственником недвижимого имущества - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №1-109/2014, а также земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №1-109/2014, автомобиля: ХЕНДЭ-ЭЛАНТРА, государственный регистрационный номер №1-109/2014.
Налоговым органом на основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации был исчислен Свечникову С.А. налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог за 2014 год, направлено налоговое уведомление со сроком уплаты до 01 октября 2015 года.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
То есть, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока. Именно это и было сделано судом первой инстанции. Проанализировав сложившиеся обстоятельства, суд не счел их уважительными и указал, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины в силу положений названных норм является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Как видно из материалов дела, Свечников С.А., являясь в 2014 и 2017 годах плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога оставил без исполнения направленные ему требование N №1-109/2014 об уплате налога и пени в срок до <дата>, требование N №1-109/2014 об уплате налога и пени в срок до <дата> (л. д. 14, 16).
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимки, в данном случае истекал <дата> и <дата>.
<дата> налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи от <дата> заявление было возвращено на основании ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (не были представлены документы, подтверждающие заявленное требование).
То есть, в данном случае имело место ненадлежащее обращение с заявлением, которое не повлекло за собой наступления никаких правовых последствий.
<дата> административное исковое заявление поступило в Красноуфимский районный суд Свердловской области.
При этом, материалы дела не позволяют установить какие-либо причины, наличие которых объективно препятствовало либо затрудняло в обратиться с административным исковым заявлением в суд.
Сведениями о неисполнении Свечниковым С.А. обязанности по уплате налогов административный истец располагал уже после <дата> (срока, который был установлен в требовании). Между тем, при реализации своих полномочий, для налоговой инспекции не исключается возможность обратиться с таким заявлением заблаговременно. Такое заблаговременное обращение позволяло бы избежать наступления неблагоприятных последствий. Однако, не совершив, по сути, до истечения шестимесячного срока никаких действий по взысканию недоимки административный истец, в то же время, считает допустимым утверждать об уважительных причинах пропуска шестимесячного срока, что само по себе никак не согласуется и противоречит факту столь длительного не принятия своевременных мер по взысканию недоимки.
Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд налоговой инспекцией не было приведено, возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки имелась, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд не представлено.
Несоблюдение межрайонной ИФНС России №2 по Свердловской области установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по причине пропуска срока на обращение в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290,293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Свердловской области к Свечникову С. А. о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, взыскании общей задолженности по налогам в сумме 2 224 рубля 67 копеек – налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов - 199.00 руб.. пени - 2.35 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов - 30,00 руб.; транспортный налог с физических лиц - 1974.00 руб., пени - 19.32руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд Свердловской области в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Е.Ю. Хомутинникова