Судья 1 инстанции Островских Я.В.
Судья - докладчик Гусарова Л.В. № 33а-99/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2020 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гусаровой Л.В.,
судей Усовой Н.М., Харина Р.И.,
при секретаре Быковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-176/2019 по административному иску Богушевич А.И. к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта РФ и Министерству транспорта РФ о признании незаконным и отмене приказа,
по апелляционной жалобе Богушевич А.И. на решение Октябрьского районного суда города Иркутска от 23 июля 2019 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административных исковых требований указано, что приказом Федерального агентства воздушного транспорта № 286-П от 9 апреля 2018 г., в числе прочих, было аннулировано свидетельство коммерческого пилота № Номер изъят от Дата изъята административного истца за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала с внесением соответствующей отметки в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала».
Административный истец считал данный приказ незаконным, необоснованным и противоречащим законодательству, поскольку он лично каких-либо действий, связанных с указанием недостоверных сведений, не совершал, все представленные документы соответствовали предъявляемым к ним требованиям.
Аннулирование свидетельства коммерческого пилота препятствует совершать полёты, выполнять трудовые обязанности в (данные изъяты), где административный истец работает Дата изъята в должности (данные изъяты).
Административный истец просил суд признать незаконным и отменить приказ Руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 9 апреля 2018 г. № 286-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота № Номер изъят от Дата изъята г., выданного Богушевич А.И., (данные изъяты); обязать Федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиации) внести изменения в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» об исключении записи об аннулировании свидетельства коммерческого пилота № Номер изъят от Дата изъята выданных Богушевич А.И., (данные изъяты), разместить об этом сведения на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации в разделе «Деятельность - Летная эксплуатация- Авиационный персонал» не позднее 5-ти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ в пользу Богушевич А.И. расходы по оплате услуг представителя в размере 50 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда города Иркутска от 23 июля 2019 г. в удовлетворении административных исковых требований Богушевич А.И. отказано.
Не согласившись с решением суда, Богушевич А.И. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указал, что он имеет два диплома о высшем образовании: диплом (данные изъяты) Дата изъята , диплом Дата изъята (данные изъяты).
С 2013 года проходил переподготовку в АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа». Весь процесс обучения в ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» осуществлялся фактически и на основании договоров, заключённых Богушевич А.И. 1 октября 2013 г. с ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» и с 1 ноября 2013 г. с ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ).
ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» имело свидетельство (сертификат) № 192, комплексный курс подготовки пилотов, соответствующие программы подготовки пилотов коммерческой авиации и договор с ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ) от 2 ноября 2011 г., которые до окончания срока действия не отзывались, а образовательная деятельность ООО Авиакомпания «ЧелАвиа» не прекращалась.
Свидетельство пилота коммерческой авиации от Дата изъята . №(данные изъяты) было выдано на основании предоставленных ответчику документов в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе в соответствии с административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, утверждённым приказом Минтранса России от 22 октября 2014 г. № 298. Все документы были проверены, никем не оспаривались и не отзывались.
Административный истец прошёл обучение (профессиональную подготовку) в строгом соответствии с установленными правилами и по программам, утверждённым Росавиацией, доказательства, свидетельствующие о неполноте или неправильном оформлении представленных в территориальное управление Росавиации документов для получения свидетельства пилота коммерческой авиации либо фактические данные, свидетельствующие о несоответствии его или его образования или опыта работы конкретным требованиям федеральных авиационных правил, отсутствуют.
Кроме того, Правилами не предусмотрен порядок аннулирования ранее выданных свидетельств - не определены ни основания, ни порядок, ни полномочный орган.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя административного истца Высоцкой Н.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Правовые основы использования воздушного транспорта Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливаются Воздушным кодексом Российской Федерации.
Воздушное законодательство в силу статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 53 названного Кодекса к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Согласно Перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденному приказом Минтранса России от 4 августа 2015 г. № 240, пилот является специалистом, входящим в состав летного экипажа гражданской авиации.
Пунктом 2 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов авиационного персонала до 28 июня 2016 г. были установлены Федеральными авиационными правилами «Сертификация авиационных учебных центров», утвержденными Приказом Федеральной авиационной службы России от 29 января 1999 г. № 23 (далее - Федеральные авиационные правила № 23). С 29 июня 2016 г. начали действовать Федеральные авиационные правила № 289.
В соответствии с пунктом 2 Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров», утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29 января 1999 г. №23 авиационный учебный центр (АУЦ) – образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральными авиационными правилами (ФАП-23). К АУЦ могут относиться образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности - региональные авиационные учебные центры, центр подготовки авиационного персонала, структурные подразделения дополнительного профессионального образования в высших и средних учебных заведениях, а также авиационных предприятий и авиакомпаний.
Судом установлено, что в соответствии Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396, с учётом Постановления Правительства РФ от 20 июня 2013 г. № 521, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным агентством исполнительной власти, находится в введении Министерства транспорта РФ, осуществляет в том числе выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемых к выполнению функций членов экипажа гражданского судна, сотрудника по обеспечению полётов гражданской авиации, с 2 июля 2013 г. утверждение программ подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, с 2 июля 2013 г. выдачу лицензий и сертификатов в установленной сфере деятельности; выдачу иных документов, удостоверяющих право физических лиц осуществлять определённые виды деятельности и (или) конкретные действия; ведение реестра выданных лицензий, сертификатов (свидетельств), с 2 июля 2013 г. выдачу лицензии и сертификатов в установленной сфере деятельности, а также в установленных случаях их приостановление, ограничение действия и аннулирование. Федеральное агентство воздушного транспорта возглавляет руководитель (пункт 5.4.12). До издания Постановления Правительства РФ от 20 июня 2013 г. № 521 в пункте 5.4.12 имелось указание на выдачу в том числе сертификатов (свидетельств) авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей.
9 апреля 2018 г. руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация) ФИО издан приказ № 286-П, согласно которому на основании пунктов 5.4.2, 9.9 Положения Федеральным агентством воздушного транспорта, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 396, пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицами из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2003 г. № 670, за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, аннулировано свидетельство коммерческого пилота № (данные изъяты) от Дата изъята выданное Богушевич А.И., (данные изъяты).
Информация об аннулировании свидетельства была размещена на официальном сайте Федеральным агентством воздушного транспорта, соответствующие отметки внесены в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала».
Судом установлено, что с 14 января 2015 г. Богушевич А.И. работал в (данные изъяты) в должности (данные изъяты), что подтверждено справкой работодателя от 11 апреля 2018 г., записями в трудовой книжке административного истца, трудовым договором от Дата изъята
Административный истец Богушевич А.И. согласно диплому о высшем образовании от Дата изъята № Номер изъят окончил (данные изъяты) по специальности «(данные изъяты)», ему присвоена квалификация (данные изъяты), согласно диплому бакалавра № Номер изъят от Дата изъята окончил (данные изъяты), присвоена квалификации «(данные изъяты)», в Дата изъята . выданы удостоверения о прохождении с Дата изъята ., с Дата изъята , с Дата изъята г. обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации (данные изъяты)».
Дата изъята Богушевич А.И. выдан диплом Номер изъят о прохождении профессиональной переподготовки в период с Дата изъята по программе «(данные изъяты)» ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере «(данные изъяты)», пилоту Богушевич А.И. выдана лётная книжка и справка о налёте на воздушных судах по типам (данные изъяты), представление в ВВК ФАВТ Росавиации от Дата изъята от ЧУДПО «УТЦ» «ЧелАвиа» на выдачу Богушевич А.И. свидетельства (данные изъяты), протокол проверки знаний от Дата изъята ., производственная характеристика от Дата изъята (данные изъяты)», удостоверение № Номер изъят от Дата изъята прохождении обучения в АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» с Дата изъята
Богушевич А.И. выданы свидетельства коммерческого пилота №Номер изъят от Дата изъята г., № Номер изъят от Дата изъята
1 октября 2013 г. Богушевич А.И. заключил договор № Номер изъят возмездного оказания услуг с ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа», действующим на основании Устава и Положения об авиационном учебном центре, имеющим Сертификат № Номер изъят.
Обучение в ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) административный истец проходил на основании договора № Номер изъят от Дата изъята на оказание платных образовательных услуг по программе дополнительного образования, заключённого между ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский Государственный Университет» (НИУ) и ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» (заказчик), приказ о зачислении издан Дата изъята г., об отчислении из ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) Дата изъята
ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) имеет бессрочную лицензию № 2086 от 28 октября 2011 г. на право ведения образовательной деятельности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Письмом от 11 сентября 2013 г. Росавиации в адрес ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) сообщено о том, что в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Сертификация авиационных учебных центров», утверждёнными приказом ФАС России от 23 января 1999 г. № 23, сертификации подлежат авиационные учебные центры как образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, а также структурные подразделения дополнительного профессионального образования в высших и средних учебных заведениях, авиационных предприятиях и авиакомпаниях, при этом ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), как образовательное учреждение, сертификации не подлежит.
Согласно выписке от 4 июня 2018 г. Росавиации в Реестре российских авиационных учебных центров, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, сведений о выдаче ФАВТ сертификата авиационному учебному центру ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) или его структурным подразделениям в период с 29 января 1999 г. по настоящее время не содержится.
Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670, установлено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утверждённым в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса РФ, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил (пункт 3).
Пунктом 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670, установлено, что для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подаётся представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.
В соответствии с пунктом 1.2 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 147, коммерческий пилот относится к лицам авиационного персонала. Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полётов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 указанных Правил).
В разделах IV и VI Правил содержатся требования, предъявляемые к обладателю свидетельства коммерческого пилота.
В соответствии с пп. «а», «б» пункта 4.3 указанных Правил обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна «самолет» должен иметь налёт на самолете не менее 200 ч или 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утверждённой программе в качестве пилота самолёта, в который засчитывается не более 10 ч налёта на тренажёре; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях.
Таким образом, положениями Федеральных авиационных правил предусмотрено, что для получения свидетельства коммерческого пилота установлена обязанность кандидата пройти курс профессиональной подготовки по утверждённой программе.
Поскольку, административный истец прошел профессиональную подготовку в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно - Уральский государственный университет» по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации», на которую у образовательного учреждения отсутствовал сертификат, наличие которого предусмотрено пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Федеральных авиационных правил № 23, на тот момент, то вывод суда о том, что ответчиком предоставлены доказательства недостоверности сведений представленных Богушевич А.И. для выдачи свидетельства является обоснованным.
Для получения административным истцом свидетельства авиационного персонала в государственный орган была представлена копия диплома ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) о прохождении Богушевич А.И. профессиональной переподготовки по программе «(данные изъяты)» со стажировкой в АУЦ Авиакомпания «ЧелАвиа».
ЮУрГУ, сертификацию как образовательная организация, осуществляющая обучение авиационного персонала, в порядке, предусмотренном статьей 8 и ФАП 23, не проходил, в связи с чем отсутствует предусмотренное законодательством подтверждение способности ЮУрГУ осуществлять надлежащую профессиональную подготовку авиационного персонала по утверждённым уполномоченным органам программам. Наличие у ЮУрГУ лицензии на ведение образовательной деятельности не подменяет и не заменяет за собой обязанности соблюдения требований воздушного законодательства в случае, если образовательная организация осуществляет подготовку специалистов авиационного персонала (пилотов). ЮУрГУ не мог и не должен был осуществлять обучение специалистов авиационного персонала. АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» не имело лицензии на осуществление образовательной деятельности, в связи с чем не могло реализовывать дополнительную профессиональную образовательную программу в форме стажировки.
Следовательно, сведения, содержащиеся в предоставленном в государственный орган документе - дипломе ЮУрГУ № Номер изъят, являются недостоверными.
Как указано в пункте 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации установлены основания для отказа в выдаче свидетельства, достоверность данных в представлении (заявлении на выдачу свидетельства) и прилагаемых к ним документах, предусмотренных п.9 настоящих Правил (далее - представленные документы), обеспечивается лицом, заверяющим (подписывающим) представленные документы, в данном случае директором АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа».
ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» на период прохождения Богушевич А.И. профессиональной переподготовки не имело документа, выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, подтверждающего его соответствие требованиям федеральных авиационных правил, что не соответствует пункту 3 статьи 8 Воздушного кодекса РФ и не могло осуществлять подготовку специалистов авиационного персонала и реализовывать дополнительную профессиональную образовательную программу.
Таким образом, ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) не могло и не должно было осуществлять обучение специалистов авиационного персонала. Тот факт, что согласно приложению к указанному диплому административный истец во время обучения в ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) прошёл стажировку в АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» на воздушных судах (данные изъяты), не подменяет собой обязанность лица пройти полный цикл обучения в сертифицированном авиационном учебном центре (пункт 3.2.3 разд. I ФАП-23).
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что в представленных для получения Богушевич А.И. свидетельства авиационного персонала документах, а именно в копии диплома ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) содержатся недостоверные сведения, под которыми понимаются в данном случае отсутствие у образовательных учреждений полномочий на выдачу административному истцу документов об обучении авиационного персонала.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на нормах федерального законодательства
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Абзацем 3 пункта 8 Правил установлено, что указание недостоверных сведений и использование подложного документа в представленных документах, влекут за собой аннулирование свидетельства.
Вместе с тем, пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. №670 устанавливает, что реализация полномочий, предусмотренных Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, утвержденными данным постановлением, осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В силу пункта 1 Положения о Росавиации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №396, таким органом выступает Росавиация.
Таким образом, у Росавиации имеются прямые полномочия по аннулированию свидетельств.
Действия Росавиации не противоречат законодательству, поскольку направлены на отмену ранее принятых решений, не соответствующих законодательству, осуществлены в пределах своей компетенции в соответствии с ВК РФ, актами Правительства РФ и Минтранса России, в интересах граждан.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемый приказ Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиации) вынесен 9 апреля 2018 г. Административное исковое заявление подано в суд 27 апреля 2018 г., следовательно установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ процессуальный срок обращения в суд Богушевич А.И. не пропущен.
Рассматривая требование административного истца о взыскании с административного ответчика судебных расходов, суд пришел к верному выводу о том, что оно не подлежит удовлетворению, так как в удовлетворении основного требования отказано.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, выраженную в административном исковом заявлении, и поддержанную им в суде первой инстанции, сводятся к несогласию административного истца с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права, содержат изложение обстоятельств дела и позиции административного истца относительно возникшего спора, его субъективное мнение о правильности разрешения спора.
Доводы административного истца о прохождении им обучения в ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), получении диплома о переподготовке установленного образца, предоставлении в административный орган всех, предусмотренных требованиями законодательства документов, содержащих достоверные сведения, получении свидетельства коммерческого пилота в 2012 году, о том, что имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о прохождении им обучения в объеме, предусмотренном программой профессиональной подготовки пилота коммерческой авиации, не свидетельствуют о неправильном разрешении судом первой инстанции настоящего административного спора и не опровергают выводов суда о законности оспариваемого решения.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны на основании правильного применения норм материального права, полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Иркутска от 23 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Богушевич А.И. без удовлетворения.
Председательствующий | Л.В. Гусарова |
Судьи | Н.М. Усова |
Р.И. Харин |