Решение по делу № 2-600/2022 (2-4199/2021;) от 15.12.2021

Производство № 2-600/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Смоленск                                                                    10 марта 2022 года

          Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи      Яворской Т.Е.,

при секретаре                                    Ирисовой А.Г.,

с участием истца                               Реджеповой В.Ф.,

представителя ответчика                 Кутыревой Т.В.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 67RS0003-01-2021-007698-83) по иску Шубенка Виталия Владимировича к военному комиссариату Смоленской области о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет,

У С Т А Н О В И Л:

    Шубенок В.В. обратился с иском к военному комиссариату Смоленской области о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, указав, что с мая 2018 г. ему была приостановлена выплата пенсии, со ссылкой на то, что он не представил сведений о месте своего фактического проживания или пребывания. Полагает, что оснований для прекращения выплаты ему пенсии за выслугу лет незаконно, так как он до 2017 г. являлся гражданином Республики Беларусь, а в 2017 г. получил гражданство РФ, при этом уже будучи гражданином РФ с 24.07.2015 по настоящее время зарегистрирован по месту жительства на территории РФ в жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности по адресу: <адрес> и своего места жительства не менял. Просит обязать военный комиссариат Смоленской области возобновить ему выплату пенсии за выслугу лет с 08.11.2021, взыскать с военного комиссариата Смоленской области в его пользу пенсию за выслугу лет с момента приостановления её выплаты по день получения военным комиссариатом обращения от 08.11.2021.

Представитель истца Реджепова В.Ф. в судебном заседании требования иска поддержала, просит их удовлетворить в полном объеме.

Представитель военного комиссариата по Смоленской области Кутырева Т.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Поддержала ранее данные пояснения и возражения, указав, что истец по месту регистрации не проживает, об изменении места жительства не сообщил, в связи с чем ему и была приостановлена выплата пенсии. До настоящего времени пенсионное дело истца находится у них, сведений о получении им пенсии в другом месте, не имеется. Считает, что истец вправе требовать выплату пенсии за прошлое время не более чем за 12 месяцев. Просит в удовлетворении иска отказать.

            Представитель третьего лица УФМС России по Смоленской области в судебное заседание не явился, были извещены о рассмотрении дела надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Шубенок В.В. имеет гражданство Российской Федерации и Республики Беларусь, является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, которая ему назначена военным комиссариатом Смоленской области с 23.05.2012, пенсионное дело № АЦ-58283 (л.д.10).

С мая 2018 года военный комиссариат Смоленской области приостановил Шубенку В.В. выплату пенсии, в связи с выявлением обстоятельств предоставления пенсионером недостоверных сведений и имеющимися сведениями об отсутствии его проживания по указанному адресу.

            Однако, достаточных оснований для приостановления выплаты пенсии Шубенку В.В. у военкомата не имелось.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в вооруженных силах производится на основании Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ст. 1).

В ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, и семьи этих лиц.

Согласно п. "а" ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил РФ, железнодорожных войск и других воинских формирований РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ (кроме формирований, перечисленных в пп. "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 данного закона, а также их семей осуществляется Минобороны России.

Согласно ст. 50 данного Закона, работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

В ч. 1 ст. 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что выплата пенсий, предусмотренных этим законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории РФ пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в ст. 11 данного закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории РФ выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории РФ на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории РФ - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (ч. 9 ст. 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

В силу ч. 12 ст. 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в ст. 1 данного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

Статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным соглашением.

Специальным соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение от 15 мая 1992 г.

В ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

Согласно ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств-участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

В силу названных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории РФ является постоянное проживание пенсионера в РФ. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (ч. 9 ст. 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-I).

Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренный названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.

В пункте 4 мотивировочной части Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2011 N 11-П указано, что по буквальному смыслу положений статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и по смыслу, придаваемому им органами, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, а также судами общей юрисдикции, выплата предусмотренных данным Законом пенсий допускается лишь при наличии у пенсионера документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, и, как следствие, исключается выплата пенсии по месту фактического проживания лицам, не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации.

Вместе с тем пунктом 1 резолютивной части Постановления взаимосвязанные положения статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, на которые они имеют право в соответствии с данным Законом, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета.

Согласно пункту 2 резолютивной части Постановления впредь до внесения в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" необходимых изменений выплата назначенных в соответствии с этим Законом пенсий лицам, проходившим военную службу и не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, должна осуществляться по месту их фактического проживания, которое устанавливается на основании их личного заявления, как это предусмотрено для получателей трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Истец ссылается на то, что с 24.07.2015 постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается представленными документами и никем не оспаривается. Как поясняла представитель истца в судебном заседании, истец фактически проживает по договору найма в г.Смоленске.

Факт постоянного проживания в Республике Беларусь истец отрицает, надлежащих доказательств иного суду не представлено.

Сведений о приобретении истцом права на пенсионное обеспечение в Республике Беларусь, по иному месту жительства, в материалы дела не представлено, пенсионное дело истца по настоящее время находится в военном комиссариате Смоленской области, где ему выплачивалась пенсия до приостановления выплаты.

В свою очередь, Шубенок В.В. настаивает на том, что он постоянно проживает в г.Смоленске, имеет право на получение пенсии и желает ее получать в военкомате Смоленской области. В подтверждение данных обстоятельств, он неоднократно обращался с заявлениями в военкомат.

Основания для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства предусмотрены Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением от 17 июля 1995 г. N 713 (в ред. от 21.05.2012г.)

При этом, для снятии гражданина с учета в связи с переменой места жительства необходимо заявление гражданина, а обстоятельства утраты права пользования жилым помещением, обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда. Решение суда, установившее неправомерность регистрации истца в спорном жилом помещении, отсутствует.

Согласно ч.2 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

В соответствии со ст.2 ФЗ от 15.08.1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации.

В свою очередь, факт перемены места жительства (места пребывания) в пределах Российской Федерации не имеет значения для определения права на пенсию за период, предшествующий обращению за ее назначением, поскольку выплата пенсий согласно ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 обеспечивается за счет средств федерального бюджета, финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

Сами по себе факты временного отсутствия Шубенка В.В. по месту регистрации и жительства, не могут свидетельствовать о перемене им постоянного места жительства и служить основанием для ограничения его права на получение назначенной ему пенсии, которую он получал, начиная с 23.05.2012.

Ссылки ответчика на то, что Шубенок В.В. заявлял о выезде на постоянное место жительство в г.Санкт-Петербург, правового значения также не имеют. Поскольку в установленном порядке заявление об этом истец не подавал, сведений об изменении места жительства не представлял.

Кроме того, суд принимает во внимание следующее.

Согласно части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации.

Ни из приведенной нормы, ни из других норм пенсионного законодательства России не следует, что временный выезд пенсионера из числа лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, с места своего жительства, является основанием для приостановления выплаты пенсии.

Исходя из материалов дела и указанных норм права, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для приостановления Шубенку выплаты пенсии.

Лишение Шубенка права на получение пенсии, которую он заслужил предшествующим трудом, выполнением определенных значимых для общества обязанностей, является прямым нарушением Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом (статья 39 Конституции Российской Федерации).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Шубенка В.В.

            Суд считает необходимым обязать военный комиссариат Смоленской области возобновить Шубенку В.В. выплату пенсии с ноября 2021 года, и взыскать с военного комиссариата Смоленской области в его пользу невыплаченную пенсию за период с мая 2018 года по октябрь 2021 года.

Ссылки представителя ответчика на то, что пенсия за прошлое время может быть взыскан не более чем за 12 месяцев, суд считает необоснованными, поскольку с учетом положений части второй ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 к требованиям истца исковая давность не подлежит применению.

Частью 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Учитывая, что выплата пенсии истцу приостановлена необоснованно, она подлежит взысканию за весь период приостановления.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                  Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шубенка Виталия Владимировича к военному комиссариату Смоленской области удовлетворить.

    Обязать военный комиссариат Смоленской области возобновить Шубенку Виталию Владимировичу выплату пенсии с ноября 2021 года.

    Взыскать с военного комиссариата Смоленской области в пользу Шубенка Виталия Владимировича невыплаченную пенсию за период с мая 2018 года по октябрь 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

      Председательствующий судья                                                         Т.Е. Яворская

2-600/2022 (2-4199/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Шубенок Виталий Владимирович
Ответчики
военный комиссариат Смоленской области
Другие
Реджепова Вероника Федоровна
УФМС России по Смоленской области
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Судья
Яворская Татьяна Евгеньевна
Дело на странице суда
prom.sml.sudrf.ru
15.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2021Передача материалов судье
17.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2022Судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2022Дело оформлено
23.06.2022Дело передано в архив
10.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее