ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-10679/2023
№ дела суда 1-й инстанции 2-2875/2022
УИД: 23RS0059-01-2022-003972-97
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 27 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Руденко Ф.Г., Губаревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоменко В.В. к государственному казенному учреждению Краснодарского края Управление социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе города-курорта Сочи о предоставлении ежемесячной выплаты ветерану труда, по кассационной жалобе Фоменко В.В., поступившей с делом 30 января 2023 г., на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 4 августа 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав представителя ответчика Соколову М.А., возражавшей против отмены судебных актов, судебная коллегия
установила:
Фоменко В.В. обратился в суд с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Краснодарского края Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города-курорта Сочи (далее УСЗН г. Сочи) о предоставлении ежемесячной выплаты ветерану труда.
В обоснование заявленных требований указал, что 23 декабря 2021 г. Минтрудом Краснодарского края истцу присвоено звание «Ветеран труда». 25 января 2022 г. истец обратился в УСЗН г. Сочи с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты как Ветерану труда. В заявлении указал, что ему должна быть установлена месячная выплата как Ветерану труда независимо от выплат как инвалиду-чернобыльцу. Однако УСЗН г. Сочи отказало в предоставлении этой выплаты. Полагает, что сообщение УЗСН г. Сочи от 15 февраля 2022 г. содержит сведения, противоречащие законодательству РФ, нарушающие его право на получение выплаты. Полагает, что ежемесячная денежная выплата ему как Ветерану труда должна быть предоставлена независимо от выплат, предусмотренных Федеральным Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 4 августа 2022 г. исковые требования Фоменко В.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты, как незаконные. В обоснование доводов указывает, что получает социальные выплаты по одному основанию - как инвалид 3 группы по увечью, полученному при исполнении обязанностей военной службы по призыву на специальные военные сборы по ликвидации последствий ядерной катастрофы на ЧАЭС. По мнению истца, действия УСЗН г. Сочи противоречат законодательству Российской Федерации, позиции Конституционного суда РФ, изложенных в постановлениях от 1 декабря 1997 г. №18-П и от 19 июня 2002 г. №11-П, нарушают право истца на получение выплат, как Ветерана труда и являются дискриминацией по признаку инвалидности. Выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права. Полагает, что мотивировочная часть решения суда противоречит резолютивной части, что также дает основание полагать о наличии заинтересованности судей в исходе дела.
Истец Фоменко В.В. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены состоявшихся судебных по доводам кассационной жалобы судебной коллегией не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23 декабря 2021 г. Минтрудом Краснодарского края истцу Фоменко В.В. присвоено звание «Ветеран труда».
25 января 2022 г. истец обратился в УСЗН г. Сочи с заявлением о предоставлении ему ежемесячной выплаты как Ветерану труда, указав в заявлении, что ему должна быть установлена месячная выплата как Ветерану труда независимо от выплат как инвалиду-чернобыльцу.
Ответчик УСЗН г. Сочи отказало истцу в предоставлении выплаты.
Согласно сообщению УЗСН г. Сочи от 15 февраля 2022 г. истец является получателем ежемесячной денежной выплаты как инвалид 3 группы в связи с аварией на ЧАЭС. В связи с этим согласно статье 28.1 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» и пункта 5 Постановления Главы администрации Краснодарского края от 15 сентября 2005 г. № 860 ему должна предоставляться одна выплата, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Как видно из материалов дела, в базе данных УСЗН г. Сочи истец значится как инвалид 3 группы по увечью, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с аварией на ЧАЭС, и как ветеран труда, имеющий право на меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 г., Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181- ФЗ от 24 ноября 1995 г., Законом Краснодарского края «О ежегодной денежной выплате отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационным воздействиям, и их семьям» № 1209-КЗ от 27 марта 2007 г., и Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. №808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края».
Согласно статье 28.1. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статье 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата, либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В силу пункта 5 Постановления Главы администрации Краснодарского края от 15 сентября 2005 г. № 860 «О порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Краснодарского края» при наличии у отдельных категорий жителей Краснодарского края права на ежемесячную денежную выплату не только в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. № 808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края», но и одновременно на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ежемесячная денежная выплата предоставляется по одному нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Из материалов гражданского дела следует, что в настоящее время Фоменко В.В. предоставлены ежемесячные денежные выплаты по двум основаниям: в соответствии с пунктом 1 статьи 28. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации как инвалиду; в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации.
При этом одновременное получение одних и тех же мер социальной поддержки по нескольким нормативным правовым актам законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Фоменко В.В. получает две ежемесячные денежные выплаты (далее также ЕДВ).
Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» также установлено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. № 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Пунктом 3 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
Таким образом, получение ЕДВ как инвалиду вследствие Чернобыльской катастрофы будет выплачиваться независимо от установления ЕДВ на основании статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидом в Российской Федерации», либо на основании статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
При этом, в случае установления ЕДВ на основании статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» выплата ЕДВ на основании статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» будет прекращена в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах».
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что одновременное получение одних и тех же мер социальной поддержки по нескольким нормативным правовым актам, например, получение ежемесячной денежной выплаты как инвалиду 3 группы и получение ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, законодательством не предусмотрено.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, судом приведены мотивы, по которым они пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, с которым судебная коллегия соглашается.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов нижестоящих инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 4 августа 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фоменко В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
С.А. Губарева