№ 88-535/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 16 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.,
судей Малоедовой Н.В., Гречкань Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использование системы видеоконференц-связи гражданское дело № 2-2268/2019 по иску Курбанова Фаниса Муфлияновича к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказания России о признании незаконным решения комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказания России на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В., объяснения представителя Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказания России Сазоновой О.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Курбанова Ф.М. относительно доводов кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Курбанов Ф.М. обратился с иском об оспаривании решения комиссии ФСИН России от 21 июня 2016 года в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты с 27 февраля 2014 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что до сентября 2014 г. являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, общая продолжительность службы в органах уголовно-исполнительной системы составляет более 29 лет. Истец проживает в служебной квартире. 27 февраля 2014 года обратился в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Свердловской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, представив все необходимые документы. Решением комиссии ГУФСИН России по Свердловской области от 19 марта 2014 года пакет документов признан полным и направлен в ФСИН России для принятия решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты. Решением ФСИН России от 21 июня 2016 года истцу отказано в постановке на учет по причине обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, непредставления выписок из ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещениях. Истец считается данный отказ незаконным, поскольку им были предоставлены все необходимые документы, жилых помещений в собственности либо на праве пользования истец не имеет.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 августа 2019 года, исковые требования удовлетворены частично: признано незаконным решение комиссии ФСИН России от 21 июня 2016 года в части отказа Курбанову Ф.М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; за Курбановым Ф.М. признано право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27 февраля 2014 года.
В кассационной жалобе, заявитель просит об отмене судебных постановлений, ссылаясь на нарушения норм материального права.
Курбанов Р.Ф., Курбанов Р.Ф., представители администрации Ачитского городского округа в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что Курбанов Ф.М. являлся сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы до 02 сентября 2014 года, имеет стаж работы в данной системе более 29 лет.
С 25 ноября 1997 года Курбанов Ф.М. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <данные изъяты>. Указанная квартира является муниципальной, включена в число служебных и на основании служебного ордера предоставлена Курбанову Ф.М., как участковому инспектору Ачитского РОВД.
27 февраля 2014 года, в период прохождения службы, Курбанов Ф.М. обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
19 марта 2014 г. территориальной комиссией ГУФСИН России по Свердловской области принято решение № 6 о направлении пакета документов Курбанова Ф.М. в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет. В описательной части решения перечислены все документы, представленные истцом, в том числе имеется указание на уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений на Курбанова Ф.М. от 17 января 2014 года, справку БТИ от 16 декабря 2013 года.
В пункте 1 резолютивной части решения от 19 марта 2014 года содержится вывод о том, что истцом представлены документы, необходимые для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения ЕСВ, в полном объеме. В описи документов учетного дела истца, также указаны, как справка БТИ № 850, так и выписки из ЕГРП.
Решением комиссии ФСИН России от 21 июня 2016 года Курбанову Ф.М. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров. Также указано, что в рамках рассмотрения п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, заявителем не представлены выписки из ЕГРП содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителем или членами его семьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч. 5 ст. 4 данного Федерального закона № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 4 Федерального закона).
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», действовавшего на период возникновения спорных правоотношений, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Также данным пунктом определен перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что Курбанов Ф.М. имеет право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, поскольку проживает в служебной квартире, на праве собственности либо на праве пользования иного жилья не имеет, его обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 15 квадратных метров, при обращении с заявлением о постановке на учет предоставил полный пакет документов, в том числе сведения из реестра прав на недвижимое имущество и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 21 июня 2016 года в части отказа Курбанову Ф.М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иную оценку доказательств, воспроизводят позицию ответчика, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, которой судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что истцом не были предоставлены сведения об имеющихся у заявителя в собственности объектов недвижимости за период до обращения с рапортом для получения единой социальной выплаты, что лишило ФСИН России возможности проверить обстоятельства ухудшения заявителем и членами его семьи жилищных условий в течение 5 лет, предшествующих подаче рапорта, доказательства нарушения истцом требований п. 5 Правил № 369 в связи с непредставлением выписки из ЕГРН о недвижимости за пятилетний период, предшествовавший подаче рапорта, отсутствуют.
Установив, что в 2014 году истцом были представлены все необходимые документы в соответствии с установленным порядком, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что истец имеет право состоять на учёте для получения социальной выплаты и вынес обоснованное решение об удовлетворении исковых требований Курбанова Ф.М.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции, по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции действующим процессуальным законодательством не наделен.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказания России – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи