Дело №2-2348/2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2018 года г. Махачкала
Советский районный суд города Махачкалы в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре Кадыровой А.Н., с участием истца Газаралиева Ф.Г., представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Дагестан Гамзатова И.М., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Газаралиева Фазиля Газаралиевича к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконным отказа Министерства внутренних дел по Республике Дагестан в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации от 24.08.2016 года №3/25-426, обязании принять на службу в органы внутренних дел, обязании МВД по РД включить в стаж выслуги службы время вынужденного прогула с 01.06.2016 года до издания приказа Министерством внутренних дел по Республике Дагестан о приеме на службу в органы внутренних дел Газаралиева Ф.Г., взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с 01.06.2016 года до издания приказа МВД по РД о приеме его на службу в органы внутренних дел, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Газаралиев Ф.Г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, включении в его стаж выслуги службы время вынужденного прогула, а также взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, мотивировав требования тем, что с октября 2004 года по 31 мая 2016 года он являлся сотрудником Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, в должности старшего следователя по особо важным делам следственной части следственной службы Управления ФСКН России по РД.
31.05.2016 года приказом начальника УФСКН России по РД №-лс, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и его рапорта о переводе в органы внутренних дел, он уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по подпункту 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 5 июня 2003 года №613 в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 05.04.2016 года №156, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена, функции и полномочия, а также штатная численность упраздненной Федеральной службы в соответствии с подпунктами «а, б» пункта 2 переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации (подпункт «а», «б», пункт 2).
Согласно подпункту «б» пункта 3 Указа Президента РФ №156 Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее МВД России) является правопреемником упраздненной Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (далее ФСКН России), в том числе, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента РФ №156 установлено, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
Статьей 33 Федерального закона от 03.07.2016 №305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» установлено, что сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
27 апреля 2016 года Газаралиев Ф.Г. обратился в МВД по Республике Дагестан с рапортом о согласии продолжить службу (работу) в органах внутренних дел на равнозначной должности. Письменным уведомлением МВД по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ Газаралиеву Ф.Г. отказано в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Считая отказ незаконным, истцом заявлены указанные исковые требования.
В судебном заседании истец Газаралиев Ф.Г., поддержал исковые требования, уточнив их, просил суд удовлетворить согласно уточненным исковым требованиям, признав незаконным отказ МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ за № в приеме его на службу в органы внутренних дел РФ; обязать МВД по РД принять его на службу в органы внутренних дел; обязать МВД по РД включить в стаж выслуги службы время вынужденного прогула с 01.06.2016 года до издания приказа Министерством внутренних дел по Республике Дагестан о приему на службу в органы внутренних дел; взыскать с Министерства внутренних дел по РД в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула с 01.06.2016 года до издания приказа Министерством внутренних дел по Республике Дагестан о приеме на службу в органы внутренних дел, его, Газаралиева Ф.Г., взыскать с МВД по РД, в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.
Представитель ответчика Гамзатов И.М. по доверенности в деле, в удовлетворении исковых требований просил отказать, по доводам, изложенным в возражениях, имеющимся в материалах дела.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства по гражданскому делу представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 декабря 2016 г. исковые требования Газаралиева Ф.Г. удовлетворены частично. Признан незаконным отказ МВД по Республике Дагестан в переводе на службу в органы внутренних дел Российской Федерации Газаралиева Ф.Г. от 24 августа 2016 г.; возложена на ответчика обязанность принять Газаралиева Ф.Г. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода на должность, соответствующую уровню его квалификации - ранее занимаемую истцом должность старшего следователя по особо важным делам; обязав включить в выслугу службы время вынужденного прогула истца с 1 июня 2016 г. до вступления решения суда в законную силу; взыскано с МВД по Республике Дагестан в пользу истца денежное довольствие за время вынужденного прогула с 1 июня 2016 г. до вступления решения суда в законную силу и компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований о компенсации морального вреда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21 марта 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2017 года решение Советского районного суда г.Махачкалы от 09.12.2016 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При этом, судом установлено и из материалов дела следует, что Газаралиев Ф.Г. с октября 2004 года проходил службу в Управлении ФСКН России по Республике Дагестан, на момент увольнения занимал должность старшего следователя по особо важным делам следственной части следственной службы Управления ФСКН России по Республике Дагестан.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Газаралиевым Ф.Г. 27 апреля 2016 г. на имя министра внутренних дел по Республике Дагестан подан рапорт о согласии продолжить службу в органах внутренних дел Российской Федерации на равнозначной должности.
Приказом начальника Управления ФСКН России по Республике Дагестан от 31 мая 2016 г. № 130-лс Газаралиев Ф.Г. уволен из органов наркоконтроля по подпункту 7 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 (в связи с переводом в другой государственный орган).
Как следует из материалов дела, письмом за подписью временно исполняющего обязанности министра внутренних дел по Республике Дагестан от 24 августа 2016 г. Газаралиев Ф.Г. уведомлен о том, что по результатам рассмотрения представленных им документов принято решение об отказе в приёме его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее также - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156) упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156).
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156).
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Согласно подпункту «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее -Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее -органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трёх месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трёх месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию её территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ).
Правоотношения, связанные, в том числе с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные, в том числе по своим личным и деловым качествам, выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Статьёй 18 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ определён перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ установлено, что уполномоченный руководитель в течение трёх месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.
Приказом МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приёма документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, пунктом 4 которой предусмотрено, что в ходе отбора граждан на службу в органы внутренних дел осуществляются информационно-организационные мероприятия; изучение данных о кандидате; принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. № 7-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 460-О, от 16 апреля 2009 г. № 566-O-O, от 25 ноября 2010 г. № 1547-O-O и от 3 июля 2014 г. № 1405-О).
22 ноября 2017 г. Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление № 31-П по делу о проверке конституционности частей 1, 5, 10 и 11 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», статей 17, 19 и 20 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской ^Федерации», а также подпункта «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» в связи с запросом Верховного Суда Республики Дагестан и жалобой гражданина Базаленко С.Ю.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3.5 названного постановления, следует, что предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упрощённый порядок приёма на службу в органы внутренних дел сотрудников органов нарконтроля (то есть упразднённой ФСКН России) не исключает, тем не менее, соблюдение в отношении них предусмотренных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ ограничений для поступления на службу в органах внутренних дел, предопределённых, главным образом, необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. Установление наличия либо отсутствия обстоятельств, препятствующих сотруднику органов нарконтроля проходить службу в органах внутренних дел, предполагает проведение в отношении такого сотрудника проверочных мероприятий, включающих проверку достоверности сообщённых им сведений, которая проводится путём использования оперативных возможностей органов внутренних дел.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении, положения Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и Указа Президента Российской Федераций от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трех месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел.
Из приведённых выше нормативных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что приём сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в том числе в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ с учётом исключений, определённых Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 и статьёй 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ, которые не предполагают безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних дел по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля, и не исключают права соответствующего руководителя органа внутренних дел при проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ) отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел.
Как установлено судом, основанием для принятия ответчиком решения об отказе в приёме на службу в органы внутренних дел Газаралиева Ф.Г. послужило письмо от 01.06.2016 года оперативно-розыскной части по линии собственной безопасности Управления МВД по Республике Дагестан на имя временно исполняющего обязанности начальника Управления по работе с личным составом МВД по Республике Дагестан о нецелесообразности приёма на службу в органы внутренних дел Российской Федерации Газаралиева Ф.Г.
Учитывая, что в силу норм права, регулирующих спорные отношения, оценка деловых и личных качеств лиц, претендующих на поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, является реализацией руководителем органа внутренних дел своих прав как представителя нанимателя при принятии кадровых решений о приёме на службу таких лиц, сотрудник органов наркоконтроля, уволенный со службы в связи с ликвидацией ФСКН России, при наличии его волеизъявления подлежит переводу в органы внутренних дел Российской Федерации с проведением в отношении данного сотрудника проверочных мероприятий, установленных законом ФЗ №342-ФЗ от 30.11.2011 года.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ установлено право руководителя соответствующего органа внутренних дел при разрешении вопроса о приёме лица на службу в органы внутренних дел дать оценку его деловым и личным качествам по результатам проверочных мероприятий.
При предыдущем рассмотрении дела, в обоснование выводов о незаконности отказа МВД по Республике Дагестан в переводе Газаралиева Ф.Г. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, возложении на ответчика обязанности принять истца на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, суд сослался на документы, содержащие положительную характеристику Газаралиева Ф.Г. как сотрудника органов нарконтроля, в связи с чем суд пришёл к выводу об отсутствии оснований, препятствующих приёму его на службу в органы внутренних дел.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия ответчиком решения об отказе в приёме на службу в органы внутренних дел Газаралиева Ф.Г. послужило письмо оперативно-розыскной части по линии собственной безопасности Управления МВД по Республике Дагестан на имя временно исполняющего обязанности начальника Управления по работе с личным составом МВД по Республике Дагестан о нецелесообразности приёма истца на службу без указания причин от 01.06.2016 года №14/1959.
При направлении дела на новое рассмотрение, юридическим значимым для правильного разрешения спора ВС РФ счел необходимым выяснить причины, по которым руководство МВД по Республике Дагестан пришло к выводу о нецелесообразности принятия Газаралиева Ф.Г. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
В связи с изложенным, и при наличии в материалах дела данных о проведении в отношении истца Газаралиева Ф.Г. дополнительных проверочных мероприятий в письме ОРЧ СБ МВД по РД от 16.06.2016 г. №14/2242 указывается, что ранее представленная информация, препятствующая поступлению на службу в органах внутренних дел Газаралиева Ф.Г. не нашла своего подтверждения.
Из письма ОРЧ СБ МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ № также следует, что по результатам специального психофизиологического исследования (СПФИ) факторов риска препятствующих приему на службу в органы внутренних дел у Газаралиева Ф.Г. не выявлено.
Также в соответствии с письмом ОРЧ СБ МВД по РД от 15.11.2016 года №14/4448 указано, что факторы, препятствующие прохождению службы в органах внутренних дел у Газаралиева Ф.Г. не выявлены.
При таких обстоятельствах, судом предложено ответчику представить дополнительно сведения, послужившие основанием для принятия решения об отказе в приему на службу в ОВД Газаралиева Ф.Г., в том числе и подтверждающие наличие информации, препятствующей поступлению на службу в органах внутренних дел Газаралиева Ф.Г., также обстоятельств, исключающих возможность его поступления на службу в органы внутренних дел.
Представитель ответчика, имея возможность представления такой информации относительно истца при ее наличии, как указано в письме ОРЧ МВД по РД от 01.06.2016 года, по требованию суда, доказательств ее наличия не представил, ссылаясь на отсутствие таких сведений у ответчика. Также в ходе рассмотрения дела не представил данных о наличии обстоятельств, исключающих возможность поступления на службу истца, ссылаясь лишь на то, что прием на службу в органы внутренних дел является их правом, а не обязанностью, с чем суд не может согласиться, при установленных обстоятельствах по настоящему делу.
Суд находит, что отказ МВД по РД в принятии на службу истца от 24.08.2016 года не соответствующим нормам Федерального закона №342-ФЗ от 30.11.2011 года, и нарушающим право истца на гарантированные Конституцией РФ на труд и установленных Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) "О занятости населения в Российской Федерации" гарантий государства в реализации права граждан на труд (ст.12), среди которых гарантируются гражданам России защита от безработицы и свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда.
Согласно ч.1 ст.234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях лишения его возможности трудиться. Поскольку суд приходит к выводу о необоснованности отказа в приеме на службу, выраженный в формальном отказе, без указания на то причин в письме от 24.08.2016 года, то требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, являются законными и подлежащими удовлетворению. При этом, время начало вынужденного прогула суд считает дату вынесенного отказа в приеме на службу, а не как указано истцом - 1 июня 2016 года. Соответственно, во взаимосвязи с удовлетворенными судом требованиями признания отказа в приеме на службу незаконным от 24.08.2016 года, обязании принять на службу, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, подлежит удовлетворению и требование истца о включении в стаж выслуги лет времени вынужденного прогула, с 24.08.2016 года, а не с 01.06.2016 года.
Требование истца о компенсации морального вреда в размере 100000 рублей подлежит удовлетворению частично, также исходя из следующего:
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические, нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Согласно статье 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, невозможности работать и содержать семью истца в течение полутора лет, степени вины работодателя, которая установлена в виде формального отказа в принятии на службу в конце августа 2016 года, и нарушении тем самым, установленных государством гарантий в сфере труда, оговоренных выше, с учетом требований разумности и справедливости, суд находит возможным взыскать в пользу истца Газаралиева Ф.Г. с МВД по РД компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь со ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Газаралиева Ф.Г. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, включении в его стаж выслуги службы время вынужденного прогула, а также взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства внутренних дел Республики Дагестан в переводе на службу в органы внутренних дел Российской Федерации Газаралиева Фазила Газаралиевича от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан принять на службу в органы внутренних дел Газаралиева Фазила Газаралиевича.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан включить в стаж выслуги службы время вынужденного прогула с 24.08.2016 года до издания Министерством внутренних дел по Республике Дагестан приказа о приеме Газаралиева Фазила Газаралиевича на службу в органы внутренних дел.
Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Дагестан в пользу Газаралиева Фазила Газаралиевича заработную плату за время вынужденного прогула с 24.08.2016 года до издания приказа Министерством внутренних дел по Республике Дагестан о приеме на службу в органы внутренних дел, и компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В удовлетворении в остальной части исковых требований Газаралиеву Ф.Г., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2018 года.
Судья Э.М. Атаев
Отпечатано в совещательной комнате.