УИД 57RS0012-01-2024-002774-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2024 года г. Ливны Орловская область.
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Ревиной Н.Г.,
при секретаре Савковой Е.В.,
с участием прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры ФВА
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области в интересах КЛВ к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, возмещении материального ущерба,
установил:
Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области обратилась в суд с исковым заявлением в интересах КЛВ к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Ливенская Центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании производить своевременную выписку рецептов на получение лекарственных препаратов, обязании обеспечить лекарственными препаратами, возмещении материального ущерба, в обоснование указав, что Ливенской межрайонной прокуратурой Орловской области по обращению КЛВ проведена проверка по вопросу льготного обеспечения его лекарственными препаратами.
В ходе проверки установлено, что КЛВ имеет диагноз <данные изъяты>, в силу положений действующего законодательства является федеральным льготником, инвалидом <данные изъяты> группы и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов, медицинских изделий. КЛВ нуждается в лекарственных препаратах по МНН «Алтеплаза» по 2 мг. 4 раза в неделю, «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала» 500мл. по 3 таб. в сутки.
Лекарственные препараты по МНН «Алтеплаза», «Комплекс бета-железа (III)оксигидроксида, сахарозы и крахмала» входит в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Несмотря на наличие медицинских показаний Департаментом здравоохранения Орловской области КЛВ лекарственными препаратами МНН «Алтеплаза», «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала», своевременно не обеспечивалась.
ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на имя КЛВ выписан рецепт № на получение лекарственного препарата МНН «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию, ДД.ММ.ГГГГ аннулирован по истечении срока действия рецепта.
ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на имя КЛВ выписан рецепт № на получение лекарственного препарата МНН «Алтеплаза», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию и ДД.ММ.ГГГГ аннулирован по истечении срока действия рецепта.
ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на имя КЛВ выписан рецепт № на получение лекарственного препарата МНН «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию и находится на отсроченном обеспечении.
ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на имя КЛВ выписан рецепт № на получение лекарственного препарата МНН «Алтеплаза», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию и находится на отсроченном обеспечении.
В связи с необеспечением необходимыми лекарственными препаратами в целях продолжения лечения и выполнения назначений лечащего врача КЛВ лекарственные препараты по МНН «Алтеплаза», «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала» приобрела самостоятельно: ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., что подтверждается кассовыми чеками.
Невыполнение Департаментом здравоохранения Орловской области возложенных на него обязанностей привлекло к нарушению прав КЛВ, создало условия реально угрожающие её жизни и здоровью, нарушило её конституционное право на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья.
Истец с учетом уточненных исковых требований просил обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить КЛВ лекарственными препаратами по МНН «Алтеплаза», «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда к немедленному исполнению, обязать БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов КЛВ на лекарственные препараты МНН «Алтеплаза», «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала» в соответствии с назначенной схемой лечения, взыскать в пользу КЛВ с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области расходы на приобретение лекарственных препаратов по МНН «Алтеплаза», «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала» в размере <данные изъяты> коп..
В судебном заседании помощник прокурора ФВА, исковые требования в части обязании Департамента здравоохранения Орловской области обеспечить КЛВ лекарственными препаратами по МНН «Алтеплаза», «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала», в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, взыскании материального ущерба поддержала. В отношении БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» от иска отказалась.
Истец КЛВ в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлена.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен.
Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят в том числе препараты для лечения сахарного диабета (инсулины и их аналоги, инсулины короткого действия и их аналоги для инъекционного введения, инсулины средней продолжительности действия и их аналоги для инъекционного введения, инсулины средней продолжительности действия или длительного действия и их аналоги в комбинации с инсулинами короткого действия для инъекционного введения, инсулины длительного действия и их аналоги для инъекционного введения, гипогликемические препараты, кроме инсулинов и др).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение таких вопросов, как организация обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.
В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Орловской области от 07 февраля 2024 г. № 73 (ред. от 30 сентября 2024 г.) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее по тексту – Программа), предусматривающее обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическом) лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Судом установлено, что КЛВ является инвалидом <данные изъяты> группы, состоит на «Д» учете с диагнозами: <данные изъяты>, является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов, медицинских изделий по рецептам врача, нуждается в лекарственных препаратах, что усматривается из ответа БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно региональному регистру КЛВ нуждается в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе в лекарственных препаратах по МНН «Алтеплаза» по 2 мг. 4 раза в неделю, «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала» 3 табл. в сутки, мес. потр. 1 уп.,в связи с чем лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ был выписан рецепт № на лекарственный препарат по МНН Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала», и рецепт № на лекарственный препарат по МНН««Алтеплаза», которые ДД.ММ.ГГГГ были предъявлены в аптечную организацию и ДД.ММ.ГГГГ аннулированы по истечению срока действия рецептов.
ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на имя КЛВ был выписан рецепт № на лекарственный препарат по МНН «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала», и рецепт № на лекарственный препарат по МНН«Алтеплаза», которые ДД.ММ.ГГГГ были предъявлены в аптечную организацию и находятся на отсроченной обеспечении.
Поскольку КЛВ нуждалась в постоянном лечении лекарственными препаратами по МНН «Алтеплаза», «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала», которые не были предоставлены ей бесплатно согласно указанным в рецептах срокам и количеству, в связи с чем она была вынуждена приобрести их за счет собственных средств с учетом вынужденных затрат на сумму <данные изъяты> копеек, что подтверждается кассовым чеком ООО «Ригла» от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>. и кассовым чеком ООО «Ригла» от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.
Названные денежные средства на приобретение жизненно необходимых для лечения лекарственных препаратов по МНН «Алтеплаза», «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала», в соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся к убыткам в форме реального ущерба, в связи с чем подлежат взысканию с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что не обеспечение КЛВ лекарственными препаратами по МНН «Алтеплаза», «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала» в установленный законом срок создает условия, угрожающие здоровью КЛВ, нарушает её право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области в интересах КЛВ к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, возмещении материального ущерба, удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области ОГРН №, ИНН № обеспечить КЛВ, ДД.ММ.ГГГГ уроженку <адрес>, паспорт №, лекарственными препаратами по МНН «Алтеплаза», «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области, ОГРН №, ИНН № за счет казны Орловской области в пользу КЛВ, ДД.ММ.ГГГГ уроженку <адрес>, паспорт № расходы, произведенные на приобретение лекарственных препаратов по МНН «Алтеплаза», «Комплекс бета-железа (III) оксигидроксида, сахарозы и крахмала» в сумме <данные изъяты>.
Решение в части обязании Департамента здравоохранения Орловской области обеспечивать КАН, лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья