Решение по делу № 2а-133/2017 от 01.03.2017

№2а-133

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
26.04.2017 г. • г. Мглин

Мглинский районный суд, Брянской области в составе председательствующего - судьи Бушмелева П. Н., при секретаре Вертопраховой А. А.,

с участием:

представителя административного ответчика - представителя Ветлевского

сельского поселения Мглинского района Протченко В. В.,

заинтересованного лица - директора ООО «Ветлевское» Анищенко М. Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мглинского района к администрации Ветлевского сельского поселения Мглинского района Брянской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества (кладбища), расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район, п. Заречье и о возложении обязанности по постановке на учёт места захоронения (кладбища) в п. Заречье Мглинского района Брянской области

установил:

Прокурор Мглинского района, на основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Ветлевское сельское поселение» (далее по тексту - Администрация), с требованиями:

-     о признании незаконным бездействия в части постановки на учёт места
захоронения (кладбища), площадью 15000 кв. м., расположенного по адресу:
Брянская область, Мглинский район, на южной окраине п. Заречье;

-     о возложении обязанности поставить на учёт место захоронения (кладбища),
площадью 15000 кв. м., расположенное по адресу: Брянская область, Мглинский
район, на южной окраине п. Заречье, в орган, осуществляющий государственную
регистрацию права на недвижимое имущество.

В обоснование иска административный истец указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории Ветлевского сельского поселения Мглинского района на южной окраине п. Заречье находится общественное кладбище площадью 15000 кв. м., которое собственника не имеет, на учёт как бесхозяйная вещь в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не поставлено. Отсутствие собственника может вызвать нарушения санитарных и экологических норм и правил, а их несоблюдение вызвать чрезвычайную ситуацию.

Представитель административного истца в суд не явился по неизвестным причинам. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще. Об отложении дела не просил, в связи с чем причины неявки представителя административного истца судом признаны неуважительными.


В связи с неявкой представителя административного истца в суд по неуважительным причинам, участие его в судебном разбирательстве судом обязательным не признавалось, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя административного истца, поскольку такие обстоятельства в соответствии со ст. 150 ч. 2 КАС РФ не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Представитель административного ответчика - Администрации, в лице главы администрации Протченко В. В., исполняющего свои обязанности на основании решения Совета депутатов Ветлевского Совета народных депутатов от 7.02.2017 г. № 3-100 с 8.02.2017 г., административные исковые требования е признал частично, не согласившись с требованием признания бездействия Администрации незаконным. В обоснование возражений указал на то, что кладбище фактически не является бесхозным имуществом, так как силами и средствами Администрации на нём поддерживается необходимый порядок (спиливаются деревья, убирается мусор, организованы место складирования мусора и его вывоз на полигон ТБО), границы территории кладбища обвалованы земляной насыпью и рвом. Данные функции Администрация выполняет руководствуясь п. 23 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Ветлевское сельское поселение», в соответствии с которым организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельского поселения. Каких-либо жалоб на бездействие Администрации не поступало. Вместе с тем на имеющиеся на кладбище надгробия являются собственностью граждан, что также исключает его бесхозность. Соглашаясь с требованием прокурора о необходимости постановки на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, представитель административного ответчика, указал, что в настоящее время средств для этого в Администрации нет, а потому для исполнения указанного требования необходимо предоставить разумный срок. Поскольку на 2017 г. бюджет сельского поселения сформирован и использован, просил предоставить срок для исполнения не менее года.

Представитель заинтересованного лица - директор ООО «Ветлевское» Анищенко М. Б., пояснил суду, что земельный участок, на котором расположено кладбище в п. Заречье Мглинского района не входит в земли, принадлежащие ООО «Ветлевское», что подтверждается кадастровой выпиской от 19.12.2016 г. о земельном участке ООО «Ветлевское», состоящим из 12 контуров, расположенном в муниципальном образовании «Ветлевское сельское поселение» и имеющейся у него картой земель хозяйства, согласно которых данное кладбище не располагается на землях, принадлежащих ООО «Ветлевское».

Выслушав объяснения сторон, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные


интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ от 12.01.1996) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Указанные вопросы местного значения городского поселения с учетом п. 23 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Ветлевское сельское поселение» и п. 15 ч. 1 ст. 9 Устава МО «Мглинский район» отнесены к полномочиям сельского поселения, в лице Администрации МО «Ветлевское сельское поселение.

Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996, места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.

На основании ст. 4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших


огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).

Согласно п.п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.


Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Как следует из материалов дела, на территории Ветлевского сельского поселения Мглинского района на южной окраине п. Заречье находится общественное кладбище площадью 15000 кв. м., которое является открытым, общественным. Кладбище не стоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Согласно уведомления филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Брянской области от 21.02.2017 г. правопритязания, права требования, аресты, запрещения, заявленные в судебном порядке, на данный объект отсутствуют.

Таким образом, действующим законодательством обязанность по постановке на учет места захоронения общественного кладбища площадью 15000 кв. м., расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район, южная окраина п. Заречье в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, возложена на Администрацию МО «Ветлевское сельское поселение» Мглинского района Брянской области.

В судебном заседании факт не постановки на учет общественного кладбища, расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район, южная окраина п. Заречье, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, нашёл свое подтверждение.

Указанное бездействие административного ответчика, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, о нарушении Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» и нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности Администрации МО «Ветлевское сельское поселение» на территорию данного кладбища, а при осуществлении захоронений умерших -возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.


Доводы представителя административного ответчика о том, что кладбище не является бесхозным имуществом, не соответствует п. 1 ст. 130, ст. 225 ГК РФ, так как предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, что относит кладбище к объектам недвижимого имущества, при этом сведении о собственнике кладбища в ЕГРП не имеется, что относит кладбище фактически к бесхозяйным недвижимым вещам.

Доводы представителя административного ответчика, что Администрация не бездействовала и в силу установленных п. 23 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Ветлевское сельское поселение» полномочий осуществляла уход и содержание данного кладбища в надлежащем состоянии, соблюдала санитарные требования, не нарушала чьих-либо прав, так как жалобы отсутствовали, суд не принимает, поскольку бездействие заключалось именно в непринятии возможных мер по межеванию и в не постановке на кадастровый учёт указанного общественного кладбища, как это регламентируется приведёнными выше нормами закона.

При проверке судом срока обращения в суд прокурора с данным административным иском, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, то нарушений срока обращения в суд не имеется, так как нарушение прав и свобод неопределённого круга лиц установлено прокурорской проверкой 21.02.2017 г., а административный иск в суд был заявлен 1.03.2017 г.

С учетом положении п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод, объем материальных и временных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий для постановки на учет общественное кладбище, суд считает необходимым установить срок для выполнения возложенной обязанности до 1.01.2019 г.

С учетом ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлине - 300 рублей, не подлежат взысканию с административного ответчика в доход государства, в соответствии п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Мглинского района к администрации Ветлевского сельского поселения Мглинского района Брянской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества (кладбища), расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район, п. Заречье и о возложении обязанности по постановке на учёт места захоронения (кладбища) в п. Заречье Мглинского района Брянской области - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Ветлевского сельского поселения Мглинского района Брянской области по непринятию мер по постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества (кладбища), расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район, на южной окраине п. Заречье площадью 15000 кв. м. - незаконным.


Обязать администрацию Ветлевского сельского поселения Мглинского района Брянской области обратиться в филиал ФГБУ «ФКП Россреестра» по Брянской области с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества (кладбища), расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район на южной окраине п. Заречье площадью 15000 кв. м. в срок до 1 января 2019 г.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ администрацию Ветлевского сельского поселения Мглинского района Брянской области от уплаты государственной пошлины освободить.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба или представление в Брянский областной суд в течение месяца.

Председательствующий: П. Н. Бушмелев

Решение в окончательной форме изготовлено 28.04.2017 г.

2а-133/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Мглинского района
Ответчики
Ветлевское сельское поселение
Суд
Мглинский районный суд Брянской области
Дело на странице суда
mglinsky.brj.sudrf.ru
01.03.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.03.2017[Адм.] Передача материалов судье
03.03.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2017[Адм.] Судебное заседание
28.03.2017[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.04.2017[Адм.] Судебное заседание
26.04.2017[Адм.] Судебное заседание
28.04.2017[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее