Решение по делу № 2-466/2022 от 05.05.2022

Дело № 2-466/2022

89RS0007-01-2022-001105-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 года                                                                                     г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пасенко Л.Д.,

при секретаре судебного заседания Агеевой А.А.,

с участием представителей ответчиков Дёмина А.М., Скроб С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-466/2022 по исковому заявлению Женжерухи Сергея Александровича, Женжеруха Марины Федоровны к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго», открытому акционерному обществу «Единый расчетно-информационный центр Ямало-Ненецкого автономного округа» о признании предписания и бездействия незаконными, признании задолженности отсутствующей, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

    третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Жилкомфорт», территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Пуровском, Красноселькупском районах,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Женжеруха С.А., Женжеруха М.Ф. обратились в суд с названным иском к ответчикам, указав, что с декабря 2016 года являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: ЯНАО, <адрес>. В июле 2017 года в квартире установили приборы учета холодной и горячей воды, которые были опломбированы и введены в эксплуатацию. Замечаний при вводе счетчиков не имелось. В феврале 2021 года при проведении ремонта было выявлено, что потребляемая соседями из квартир вода учитывается их счетчиками, о чем истцами было сообщено в управляющую компанию ООО «Жилкомфорт». ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией произведен осмотр квартиры, в ходе которого было установлено, что схема водоснабжения является последовательной, поэтому потребленный водный ресурс <адрес> отражается на приборах учета <адрес>, установленного количества приборов учета недостаточно при данной схеме водоснабжения, приборы учета необходимо было устанавливать на каждом ответвлении об общедомовых инженерных сетей. По данному факту Департаментом государственного жилищного надзора ЯНАО от 23.04.2021 № 605 АО «Ямалкоммунэнерго» внесено предписание с требованием произвести истцам перерасчет за потребленный водный ресурс по нормативу. Исполняя предписание, АО «Ямалкоммунэнерго» рассчитал истцам задолженность за 4-е года в размере 33 184 руб. 21 коп. Истцы считают данное предписание незаконным, потому как оснований для перерасчета платы не имеется, факт самовольной установки истцами приборов учета не установлен, приборы учета не признаны неисправными, нормативы потребленного ресурса истцами передавались своевременно. Кроме того, истцы все это время истцы платили не только за себя, но и за квартиру № 14, то есть в двойном размере.

Истцы просят восстановить пропущенный срок на подачу данного административного иска, признать незаконными предписание Департамента жилищного надзора по ЯНАО от 23.04.2021 № 605, бездействие АО «Ямалкоммунэнерго» в лице филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» по непринятию мер по отмене незаконного предписания Департамента жилищного надзора по ЯНАО от 23.04.2021 № 605, признать задолженность истцов за горячую и холодную воду за период с августа 2017 года по март 2021 года в размере 33 184 руб. 21 коп. и неустойки отсутствующими, взыскать с Департамента жилищного надзора по ЯНАО и АО «Ямалкоммунэнерго» в лице филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб. с каждого.

20.05.2022 истцы уточнили исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда, просили взыскать компенсацию морального вреда с Департамента жилищного надзора по ЯНАО в размере 30 000 руб., из них 15 000 руб. в пользу Женжеруха М.Ф. и 15 000 руб. в пользу Женжерухи С.А., компенсацию морального вреда с АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» в размере 30 000 руб., 15 000 руб. в пользу Женжеруха М.Ф., 15 000 руб. в пользу Женжерухи С.А. (т. 1 л.д. 82).

16.06.2022 к участию в деле в качестве ответчика привлечено открытое акционерное общество «ЕРИЦ ЯНАО» в лице филиала в Пуровском районе (далее – АО «ЕРИЦ ЯНА» в Пуровском районе) (т. 1 л.д. 98).

07.07.2022 истцы увеличили исковые требования, просили признать ОАО «ЕРИЦ ЯНАО» в Пуровском районе отсутствующей задолженность истцов за горячую и холодную воду за период с августа 2017 года по март 2021 года в размере 33 184 руб. 21 коп. и неустойки, взыскать с Департамента жилищного надзора по ЯНАО и АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб., по 10 000 руб. в пользу каждого истца, почтовые расходы в размере 1 590 руб. 70 коп., по 795 руб. 35 коп. в пользу каждого истца (т. 1 л.д. 214-215).

14.07.2021 уточнили исковые требования, указав, что предписанием Департамента жилищного надзора по ЯНАО от 23.04.2021 № 605 нарушены их права, как потребителей коммунальных услуг, потому как истцы несколько лет платили за потребление воды двумя квартирами, однако перерасчет им не был сделан, наоборот, выставлена задолженность. Просят взыскать с АО «Ямалкоммунэнерго» на основании Закона о защите прав потребителей штраф в размере 50% от присужденной суммы и от суммы, признанной судом начисленной незаконно (т. 2 л.д. 159-160).

В отзыве на исковое заявление Департамент жилищного надзора по ЯНАО просит отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что 31.03.2021 ответчику поступило обращение истцов о проведении проверки по фактам нарушения монтажа системы водоснабжения и отсутствия возможности передавать показания по индивидуальным приборам учета коммунальных ресурсов. В результате проверки установлено, что в квартире истцов в июле 2017 года установлены индивидуальные приборы учета ХВС и ГВС. В феврале 2022 года по обращению истцов АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» в квартирах № 12 и № 14 была обследована система ХВС и ГВС, в ходе чего установлено, что существующую схему подключения можно идентифицировать как последовательную, поэтому потребленный ресурс ХВС и ГВС квартиры № 14 отражается на приборах учета квартиры № 12, в результате нарушения в разводке инженерных систем холодного и горячего водоснабжения в квартирах №№ 12 и 14 приборы учета работают одновременно с протоком воды в двух квартирах. Таким образом, на момент выполнения Департаментом контрольно-надзорных действий, существующая система водоснабжения МКД не позволяла установить индивидуальные приборы учета в квартире № 12, следовательно, установленные приборы учета не пригодны для учета коммунального ресурса по ХВС и ГВС и показания приборов учета не могли приниматься для определения размера платы за коммунальную услугу по ХВС и ГВС в спорной квартире. В следствие невозможности определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса с помощью прибора в помещении, квартира № 12 являлась необорудованной приборами учета. В ходе проверки АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета не представлен (т. 1 л.д. 87-88).

В отзыве на иск ответчик АО «Ямалкоммунэнерго» указывает, что является ненадлежащим ответчиком, осуществлением допуска в эксплуатацию средств измерения в системе учета энергоресурсов и перерасчетом размера платы за коммунальные услуги на основании заключенных Агентских договоров выполняют АО «Ямалкоммунэнерго» и АО «ЕРИЦ ЯНАО» соответственно. По предписанию Департамента государственного жилищного надзора ЯНАО АО «ЕРИЦ ЯНАО» истцам произведен перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему и холодному водоснабжению с августа 2017 года по март 2021 года, исходя из норматива потребления коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ АО «ЕРИЦ ЯНАО» проведена проверка индивидуальных приоров учета к спорной квартирах и по адресу <адрес>, в результате которой выявлено нарушение - неправильная разводка инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения, приборы учета сняты с расчетов, а на основании Акта ввода в эксплуатацию приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ приборы учета приняты в качестве расчетных (т. 2 л.д. 93-94).

В судебное заседание истцы, их представитель, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.

Дело рассматривается в отсутствие истцов и их представителя на основании 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента государственного жилищного надзора ЯНАО Дёмин А.М. исковые требования не признал, пояснил, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ законное и обоснованное. При проведении проверки в квартире истцов было выявлено, что приборы учета холодного и горячего водоснабжения были непригодны для учета потребленного ресурса, так как система водоснабжения не позволяла установить в квартирах и данные приборы, поскольку являлась последовательной. Приборы были установлены законно, но считали потребленный ресурс за две квартиры сразу. При установке приборов АО «Ямалкоммунэнерго» проверка наличия технической возможности их установки не проводилась. Проверку по факту установки приборов учета Департамент не проводил.

Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» ФИО5 исковые требования не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ЕРИЦ» была выявлена неправильная разводка системы водоснабжения в квартирах и <адрес> в <адрес>, приборы учета работали одновременно с протокам в двух квартирах сразу. Такие приборы не могут быть приняты в качестве расчетных. Собственники устранили нарушения, поменяли трубы водоснабжения, после чего ДД.ММ.ГГГГ эти же приборы учета были вновь введены в эксплуатацию и опломбированы. При установке счетчиков в 2017 году проверялось только их рабочие состояние, наличие технической возможности установки приборов учета ответчик проверять не должен, это обязанность собственников. Задолженности по оплате коммунальных ресурсов собственники не имели.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании чч. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

Подпунктом "г" пункта 34 Правил установлено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (п. 80 Правил).

Согласно абз. 2 п. 42 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил (абзц. 1 п. 81 Правил).

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил (абзц. 2 п. 81 Правил).

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (абзц. 13 п. 81 Правил).

В соответствии с п. 81 (3) Правил в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

В силу п. 81 (4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.

Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем или гарантирующим поставщиком в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81 (5) Правил).

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); дата следующей поверки; характеристики соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на день начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); результат проверки; информация о присоединении прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета (п. 81 (6) Правил).

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, составляется в 3 экземплярах и подписывается потребителем, представителями исполнителя и гарантирующим поставщиком или сетевой организацией и при условии, что такие лица принимали участие в процедуре ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (п. 81 (7) Правил).

Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета (п. 81 (8) Правил).

Согласно выписке из ЕГРП от 28.12.2016 истцы являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: ЯНАО, <адрес> (т. 2 л.д. 61-62).

Управляющей организацией спорного многоквартирного жилого дома на основании договора управления многоквартирным домом от 16.06.2016 № 81/У является ООО «Жилкомфорт» (л.д. 24-26, 27, 28, 29, 30).

Согласно п. 6 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в п. 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

В соответствии с пп. «в» п. 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

На основании п. 7 Правил договор предоставления коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.04.2019 основным видом деятельности АО «Ямалкоммунэнерго» является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха; дополнительными: передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям; забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод и иные.

Одним из филиалов АО «Ямалкоммунэнерго» является филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло».

Таким образом, АО «Ямалкоммунэнерго» в лице филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей потребителям коммунальные услуги (отопление, холодное водоснабжение и иные).

В судебном заседании установлено, что договор на оказание коммунальных услуг между сторонами в письменной форме не заключался.

В силу п. 30 вышеуказанных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

ДД.ММ.ГГГГ на основании акта ввода в эксплуатацию узла учета АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» в квартире по адресу: <адрес>, установлены приборы учета холодного и горячего водоснабжения (далее – ХВС) заводской , дата поверки - ДД.ММ.ГГГГ, пломба № ЕА 534465 – показание 00000,738 куб. м., и горячего водоснабжения (далее – ГВС) заводской , дата поверки – ДД.ММ.ГГГГ, пломба № ЕА 53201, показание 00000,376 куб. м. (т. 2 л.д. 95).

15.02.2021 АО «ЕРИЦ ЯНАО» проведена проверка индивидуальных приборов учета в спорном жилом помещении, в ходе которой установлено, что узлы учета водоснабжения соответствуют требованиям действующего законодательства РФ и могут применяться в качестве расчетных (т. 1 л.д. 19).

17.02.2021 истцы обратились в ООО «Жилкомфорт» с сообщением о том, что их приборы учета ГВС И ХВС учитывают потребление воды квартирой № 14, в связи с чем они платят за воду за две квартиры, просят зафиксировать данный факт и разъяснить, как устранить данное нарушение (т. 1 л.д. 115).

19.02.2021 согласно акту визуального осмотра ООО «Жилкомфорт» установлено, что система водоснабжения в многоквартирном жилом доме, на вводе в <адрес> ванной комнате установлены приборы учета: ГВС - СВУ-15 893143316, ХВС - СВУ - 15 893327916. Трубопроводы ГВС и ХВС через стену проходят на помещение кухни. Также установлено, что к трубопроводам ХВС и ГВС <адрес> на кухне подключены потребители <адрес>. Жилое помещение : на момент осмотра под раковиной из жилого помещения в жилое помещение поднимаются трубы (стояки) системы ГВС и ХВС. Существующую схему подключения можно идентифицировать как последовательную, в результате чего потребленный ресурс ХВС и ГВС <адрес> отражается на приборах учета <адрес> (т. 1 л.д. 20).

По итогам осмотра истцам было сообщено, что установленного количества приборов учета недостаточно при данной схеме подключения ХВС и ГВС, в случае последовательной системы подключения приборы учета необходимо устанавливать на каждом ответвлении от общедомовых инженерных сетей (т. 1 л.д. 116).

25.02.2021 истцы обратились к ответчику АО «ЕРИЦ ЯНАО» в Пуровском районе с заявлением о перерасчете потребления ХВС и ГВС с момента установки счетчиков, в чем им отказано в связи с надлежащей работой приборов учета (т. 1 л.д. 21, 22).

24.03.2021 истцы обратились в АО «ЕРИЦ ЯНАО» с заявкой на проведение проверки приборов учета ГВС И ХВС (т. 1 л.д. 138).

В этот же день АО «ЕРИЦ ЯНАО» провело проверку узлов учета водоснабжения и выявило наличие неправильной разводки инженерных сетей водоснабжения ГВС и ХВС, в результате чего в квартирах № и 14 приборы учета работают одновременно с протоком воды в обеих квартирах, в связи с чем приборы учета не могут использоваться в качестве расчетных (т. 1 л.д. 23).

29.03.2021 и 07.04.2021 АО «ЕРИЦ ЯНАО» сообщило истцам, что их приборы учета водоснабжения ХВС и ГВС сняты с расчетов и начисление по услугам холодного и горячего водоснабжения будет рассчитываться по нормативам потребления, узлы учета признаны непригодными к применению в качестве расчетных (т. 1 л.д. 25, 27).

31.03.2021 истцы обратились в Департамент государственного жилищного надзора ЯНАО с заявлением о невозможности передавать показания по коммунальным услугам по индивидуальным приорам учета, перерасчете платы за коммунальные услуги по горячей и холодной воды (т. 1 л.д. 172).

По обращению истцов Департаментом государственного жилищного надзора ЯНАО (далее - Департамент) в отношении АО «Ямалкоммунэнерго» проведена проверка, по результатам котором Департаментом установлено, что существующая система водоснабжения в спорном многоквартирном доме не позволяет установить индивидуальные приборы учета в <адрес>, в связи с чем установленные приборы учета не пригодны для учета коммунального ресурса по ХВС и ГВС (т. 1 л.д. 172-126).

По результатам проверки АО «Ямалкоммунэнерго» ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ проведения обследования системы водоснабжения в <адрес> в <адрес> для составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учета, потребителям квартир №, а также выполнении перерасчета платы за коммунальную услугу по ХВС и ГВС исходя из норматива потребления за период с августа 2017 года по март 2021 года (т. 1 л.д. 127-129).

Во исполнение предписания АО «ЕРИЦ ЯНАО» ДД.ММ.ГГГГ провело обследование системы водоснабжения в квартире истцом на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учета. Путем визуального осмотра специалистами АО «ЕРИЦ ЯНАО» установлено, что установка приборов учета возможна, приборы учета установлены и допущены (т. 1 л.д. 29).

Как пояснил представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго», наличие технической возможности установки индивидуальных приоров учета в квартире истцов появилась после проведения истцами работ по замене труб водоснабжения, после чего ранее установленные приборы ими в 2017 голу учета были введены в эксплуатацию вновь.

Данные объяснения подтверждаются объяснения истцов, сообщенными ими суду (т. 2 л.д. 208).

Кроме того, АО «ЕРИЦ ЯНАО» на основании агентского договора с АО «Ямалкоммунэнерго» истцам выполнен перерасчет платы за коммунальную услугу по ГВС и ХВС исходя из норматива потребления коммунальных услуг за период с августа 2017 года по март 2021 года, по результатам чего задолженность истцов за водоснабжение составила 32 051 руб. 52 коп. (т. 2 97,104, 127-142).

03.06.2021 истец Женжеруха М.Ф. обратилась к АО «ЕРИЦ ЯНАО» с претензией, в которой просила признать их добросовестными потребителями ХВС и ГВС, исключить задолженность по коммунальным услугам в размере 31 383 руб. 58 коп. и пеню в размере 4 руб. 76 коп. (т. 1 л.д. 30).

В удовлетворении заявления истца было отказано (т. 1 л.д. 31-62).

Оценив исследованные доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит установленным, что истцы в 2017 году оснастили принадлежащую им квартиру индивидуальными приборами учета, ввод в эксплуатацию которых был осуществлен ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго», которым наличие технической возможности их установки не проверялось.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 81 Правил).

В соответствии с п. 1 Приложения № 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в РФ от 28.08.2020 № 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (далее – Критерии) критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

На основании п. 2 Приложения Критериев техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (п. 6 Приложения Критериев).

Отсутствие технической возможности установки приборов учета было выявлено в феврале-марте 2021 года только после обращения истцов в управляющую компанию ООО «Жилкомфорт» и ответчику АО «Ямалкоммунэнерго».

Актами обследования ООО «Жилкомфорт» и АО «Ямалкоммунэнерго» было установлено, что приборы учета в квартире истцов установлены в месте, в котором невозможно было обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).

Таким образом, приборы учета не подлежали установки в указанном месте, но были установлены и по ним рассчитывалась плата истцам за потребленный водный ресурс на протяжении более четырех лет.

Проверяя доводы представителя АО «Ямалкоммунэнерго» о том, что ответчик не должен проверять наличие технической возможности, суд учитывает следующее.

В соответствии с пп. «к(3))» п. 33 Правил потребитель имеет право требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, в том числе лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, членов совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах прямо не предусмотрена обязанность исполнителя, то есть юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, проверять наличие технической возможности установки приборов учет.

Однако согласно понятию индивидуального прибора учета, определяемого Правилами, это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений (п. 2 Правил).

Таким образом, по смыслу данного понятия, приборами учета могут быть только приборы, устанавливаемые при наличии технической возможности.

В силу п. 80 (1) Правил на потребителях коммунальных услуг лежит только обязанность по оснащению жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена.

Поскольку проверка наличия технической возможности установки приборов учета требует специальных познаний, исследования проектных характеристик многоквартирного жилого дома, в том числе схемы внутриквартирного водоснабжения, проверки требований действующего законодательства, то суд приходит к выводу о том, что обязанность по проверке такой возможности лежит на лице, предоставляющего потребителю коммунальную услугу, в частности, на ответчике АО «Ямалкоммунэнерго».

Аналогичное следует и из содержания приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в РФ от 28.08.2020 № 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.

Неисполнение такой обязанности АО «Ямалкоммунэнерго» в 2017 году не может повлечь для истцов неблагоприятных последствий, поскольку ими надлежащим образом исполнялись обязанности по оснащению жилого помещения приборами учета, представлению показаний приборов учета, признанных пригодными для учета коммунального ресурса вплоть до февраля 2021 года (согласно акту АО «ЕРИЦ» (т. 1 л.д. 19)), и оплате за потребленный водный ресурс в полном объеме.

Как было установлено в судебном заседании, по обращению истцов Департаментом государственного жилищного надзора ЯНАО (далее - Департамент) в отношении АО «Ямалкоммунэнерго» проведена проверка, по результатам котором Департаментом установлено, что существующая система водоснабжения в спорном многоквартирном доме не позволяет установить индивидуальные приборы учета в <адрес>, в связи с чем установленные приборы учета непригодны для учета.

Данные выводы Департаментом сделаны в отсутствии доказательств наличия технической возможности установки приборов учета.

При таких обстоятельствах вынесение предписания Департамента государственного жилищного надзора по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ в части перерасчета платы за коммунальную услугу по горячему и холодному водоснабжению, исходя из норматива потребления коммунальных услуг за период с августа 2017 года по март 2021 года, без проведения проверки соблюдения требований Правил от 06.05.2021 № 354 при установке спорных приборов учета в 2017 году является необоснованным.

Кроме того, в своем предписании Департамент ссылается на п. 42 Правил, согласно которому плата за потребленный водный ресурс определяется из нормативов потребления только при отсутствии индивидуального прибора учета холодной воды, горячей воды и отсутствии технической возможности установки такого прибора.

На момент вынесения предписания Департамент не обладал информацией о наличии либо отсутствии технической возможности установки приборов учетов в квартире истцов, потому как проверка такой возможности была осуществлена АО «ЕРИЦ ЯНАО» только 18.05.2021.

Совокупность установленным судом обстоятельств приводит суд к убеждению о незаконности предписания.

Решениями мирового судьи судебного участка № 2 судебного района Пуровского районного суда ЯНАО от 04.05.2022 в удовлетворении исковых требований АО «Ямалкоммунэнерго»» о взыскании с истцов начисленной во исполнение предписания Департамента от 23.04.2021 № 654 задолженности и пени отказано, в связи с тем, что виновных действий ответчиков в части нарушения установки приборов учета установлено не было, они являлись добросовестными ресурсопотребителями, надлежащими образом исполняли свои обязанности по оплате коммунальных услуг, несанкционированного вмешательства в приборы учета не осуществляли (т. 2 л.д. 162-168 169-175).

Решения вступили в законную силу 15.06.2022.

На основании изложенного и при совокупности установленных обстоятельств суд находит исковые требования о признании задолженности по горячему и холодному водоснабжению отсутствующей подлежащими удовлетворению.

Истцами заявлены требования о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда.

Согласно п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Перечень нематериальных благ закреплен в ст. 150 ГК РФ, в соответствии с которой к ним относятся, в том числе, жизнь и здоровье, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцами не представлено доказательств причинения им какого-либо вреда, как потребителям коммунальных услуг, наступления для них каких-либо негативных последствий, нарушения их неимущественных прав, подлежащих восстановлению путем компенсации в денежном выражении.

Данные выводы суда полностью согласуются с определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2020 по делу № 88-3876/2020.

Также не подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании с ответчиков штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя и признании незаконным бездействия АО «Ямалкоммунэнерго» по обжалованию предписания от 23.04.2021 № 605, поскольку Департаментом при внесении предписания ответчику АО «Ямалкоммунэнерго» какие-либо права истцов, как потребителей коммунальных услуг, нарушены не были, между Департаментом и истцами не возникло правоотношений, которые бы регулировались Законом о защите прав потребителей, а обжалование спорного предписания ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго» является его правом, которым он не воспользовался.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей и иные расходы, признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

С учетом степени сложности настоящего дела, объема оказанных представителем услуг (составление досудебной претензии, составление административного искового заявления, представительство в суде), количества судебных заседаний, их продолжительности, а также с учетом, что исковые требования удовлетворены, суд считает необходимым взыскать расходы на услуги представителя в размере 20 000 руб., относительно суммы которых ответчики возражений не представили и в пользу истца ФИО6, поскольку указанные расходы понесены ею (т. 2 л.д. 78, 79, 80, 81, 82).

Также в пользу истца подлежат взысканию и почтовые расходы в размере 1 590 руб. 70 коп., понесены ими для защиты своего нарушенного права (т. 2 л.д. 83, 84, 85, 86, 87, 88).

Поскольку предписанием от 23.0.2021 , которому предшествовало непроведение проверки наличия технической возможности установки приборов учета АО «Ямалкоммунэнерго», нарушены права истцов, судебные расходы подлежат взысканию с данных ответчиков в солидарном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Женжерухи Сергея Александровича, Женжеруха Марины Федоровны о признании предписания и бездействия незаконными, признании задолженности отсутствующей, взыскании компенсации морального вреда, штрафа удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание Департамента государственного жилищного надзора по Ямало-Ненецкому атомному округу от 23 апреля 2021 года № 605 в части перерасчета платы за коммунальную услугу по горячему и холодному водоснабжению, исходя из норматива потребления коммунальных услуг, за период с августа 2017 года по март 2021 года.

Признать задолженность Женжерухи Сергея Александровича, Женжеруха Марины Федоровны за коммунальную услугу по горячему и холодному водоснабжению по жилому помещению, расположенному по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округу, <адрес>, рассчитанную исходя из норматива потребления коммунальных услуг, за период с августа 2017 года по март 2021 года в размере 33 184 руб. 21 коп. и задолженность по пени, насчитанную на нее, отсутствующими.

Взыскать солидарно с Департамента жилищного надзора по Ямало-Ненецкому автономному округу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в пользу Женжеруха Марины Федоровны судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб., почтовые расходы в размере 1 590 руб. 70 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – с 21 июля 2022 года.

Председательствующий                                            Л.Д. Пасенко

2-466/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Женжеруха Марина Федоровна
Женжеруха Сергей Александрович
Ответчики
АО "ЯМалкоммунэнерго"
ОАО "ЕРИЦ ЯНАО"
Департамент государственного жилищного надзора ЯНАО
Другие
Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО
ООО "ЖилКомфорт"
Суд
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Пасенко Людмила Дмитриевна
Дело на странице суда
purovsky.ynao.sudrf.ru
05.05.2022Регистрация административного искового заявления
05.05.2022Передача материалов судье
12.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.05.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2022[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
27.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее