Судья Лушкова С.В. Дело №11RS0001-01-2022-010415-50 (№ 2-8267/2022г.)
(№33-1708/2023 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Жуковской С.В. и Щелканова М.В.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 27 февраля 2023 года в г.Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционным жалобам Кирсеева А.С. и Министерств а финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 октября 2022 года, по которому
с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Кирсеева А.С. взыскана компенсация морального вреда в размере 8 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Юдина А.В. – представителя Прокуратуры Республики Коми, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кирсеев А.С. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Управлению Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 700 000 рублей и расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей, указав в обоснование требований, что приговором судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Коми АССР от 22 ноября 1983 года был осужден по ... Уголовного кодекса РСФСР и оправдан ... Уголовного кодекса РСФСР, о чем в приговоре не указано, право на реабилитацию за ним не признано. Однако, полагает, что в связи с незаконным уголовным преследованием по ... Уголовного кодекса РСФСР он имеет право на компенсацию морального вреда в соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ.
В судебном заседании представитель третьего лица Прокуратуры Республики Коми с исковыми требованиями не согласился.
Истец, его представитель и представитель ответчика в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие; в письменном отзыве на иск представитель Министерства финансов Российской Федерации иск не признал, указав на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований (л.д.53-55).
Суд принял приведенное выше решение. Определением Сыктывкарского городского суда от 27 октября 2022 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Кирсеева А.С. взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 6 000 рублей.
В апелляционной жалобе Кирсеев А.С. не согласен с решением суда и просит его отменить как незаконное и необоснованное и удовлетворить исковые требования в заявленном размере.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Кирсеева А.С. представитель Прокуратуры Республики Коми просит доводы апелляционной жалобы Кирсеева А.С. отклонить.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда с учетом следующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в производстве судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Коми АССР находилось уголовное дело №2-106/1983 по обвинению ФИО8 в совершении преступлений, предусмотренных ... Уголовного кодекса РСФСР, и по обвинению Кирсеева А.С. в совершении преступлений, предусмотренных ... Уголовного кодекса РСФСР.
По результатам рассмотрения указанного уголовного дела приговором судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Коми АССР от 22 ноября 1983 года, вступившим в законную силу, ФИО8 и Кирсеев А.С. признаны виновными в совершении преступлений, в частности, Кирсеева А.С. – в совершении преступлений, предусмотренных ... Уголовного кодекса РСФСР, с назначением наказания в виде лишения свободы (л.д.79-83).
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Коми АССР от 22 ноября 1983 года из уголовного дела №2-106/1983 выделены в отдельное производство материалы дела в части обвинения ФИО8 и Кирсеева А.С. по ... Уголовного кодекса РСФСР, касающиеся ...., а также кражи ее вещей (л.д.34-36).
По информации Верховного Суда Республики Коми уголовное дело № 2-106/1983 в архиве суда отсутствует, так как было направлено в ... на основании определения Верховного Суда Коми АССР от 22 ноября 1983 года для производства дополнительного расследования и в Верховный Суд Республики Коми не возвращалось (л.д.33,78).
Из ответа Прокуратуры Республики Коми на запрос суда следует, что по результатам проверки актов приема и передачи архивных уголовных дел, прекращенных производством, от 24 сентября 2009 года, приема и передачи приостановленных уголовных дел от 27 сентября 2007 года, приема и передачи уголовных дел, находящихся в производстве, и вещественных доказательств из ... в ... от 7 сентября 2007 года, журналов регистрации прекращенных уголовных дел, хранящихся в архиве ..., <Номер обезличен> за 1967-2002г.г., <Номер обезличен> за 2004-2007г.г. сведений по уголовному делу № 2-106/1983 не установлено. Журналы регистрации входящих, исходящих документов за 1983 год, учета уголовных дел следственного управления за 1983 год уничтожены по акту от 12 декабря 1989 года в связи с истечением срока хранения (л.д.38,86).
По информации ... в архивах следственных органов указанного уголовного дела не имеется.
По данным ... Кирсеев А.С. 22 ноября 1983 года осужден Верховным Судом Коми АССР по ... Уголовного кодекса РСФСР, освобожден <Дата обезличена> по отбытии срока (л.д.51-52).
Сведений о привлечении истца к уголовной ответственности по ... Уголовного кодекса РСФСР не имеется.
Истец, считая, что оправдан по ... Уголовного кодекса РСФСР, и имеет право на компенсацию морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием и обвинением в совершении указанных преступлений, обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, установив приведенные выше обстоятельства и руководствуясь пунктом 1 статьи 1070, абзацем третьим статьи 1100 и статьей 1101 Гражданского кодекса РФ, пришел к выводу о праве истца на компенсацию морального вреда за счет казны Российской Федерации в связи с незаконным уголовным преследованием, исходя из того, что факт правомерности имевшего место уголовного преследования Кирсеева А.С. по ... Уголовного кодекса РСФСР не установлен.
Однако с выводом суда о наличии правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда согласиться нельзя, так как он сделан с нарушением норм материального права.
Так, согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса РФ).
В соответствие с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом; по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие
В соответствии со статьями 1 и 5 Федерального закона от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» часть первая Гражданского кодекса РФ вводится в действия с 1 января 1995 года, за исключением отдельных положений, и применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие; по гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26 января 1996 года №15-ФЗ действие статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса РФ распространяется на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 1 марта 1996 года, но не ранее 1 марта 1993 года, и причиненный вред остался невозмещенным.
До введения в действие Гражданского кодекса РФ возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину неправомерными действиями, предусматривалась статьей 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых 31 мая 1991 года, однако их действие было распространено на территории Российской Федерации с 3 августа 1992 года до 1 января 1995 года.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», действовавшего на момент рассмотрения спора судом, если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации). Однако, если противоправные действия (бездействие) ответчика, причиняющие истцу нравственные или физические страдания, начались до вступления в силу закона, устанавливающего ответственность за причинение морального вреда, и продолжаются после введения этого закона в действие, то моральный вред в указанном случае подлежит компенсации.
Аналогичное разъяснение приведено в пункте 7 действующего в настоящее время постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда».
Обвинение Кирсеева А.С. в совершении преступлений, предусмотренных ... Уголовного кодекса РСФСР, имело место в 1983 году, то есть до возможного применения Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, норм Гражданского кодекса РФ о компенсации вреда, в том числе морального, в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности.
Действовавший в указанный период Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», утвердивший Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусматривал, что право на возмещение ущерба возникает при условии постановления оправдательного приговора; прекращения уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления; прекращения дела об административном правонарушении (пункт 2 Указа).
При этом возмещению подлежат: 1) заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий; 2) пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы; 3) имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации государственных займов и выпавшие на них выигрыши, иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест; 4) штрафы, взысканные во исполнение приговора суда; судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями; 5) суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи (статья 2 Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года).
Из приведенных норм Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года и Положения следует, что указанными нормативными актами не было предусмотрено такого вида ответственности государства за незаконное уголовное преследование как компенсация морального вреда.
В отношении Кирсеева А.С. ни оправдательного приговора, ни постановления о прекращении уголовного дела по каким-либо составам преступления в связи отсутствием состава, события преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления не вынесено; требования о возмещение ущерба, предусмотренного статьей 2 указанного Положения, им не заявлено.
Ссылка в иске на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод также несостоятельна, так как Конвенция ратифицирована Российской Федерацией и вступила в силу с 5 мая 1998 года, то есть после возникновения спорных правоотношений.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Кирсеева А.С. о взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием и обвинением в совершении преступлений, предусмотренных ... Уголовного кодекса РСФСР, не имеется.
Решение суда, как принятое с нарушением норм материального права, не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Кирсееву А.С. в удовлетворении иска о взыскании с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 октября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Кирсеева А.С. о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда в размере 700 000 рублей, причиненного незаконным уголовным преследованием.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 февраля 2023 года.