Судья Мартьянова Ю.М. дело № 33-6395/2024 (№2-29/2024)
УИД 22RS0022-01-2023-000578-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2024 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Масликовой И.Б.,
судей Шмидт Ю.С., Сухаревой С.А.,
при секретаре Макине А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Зонального районного суда Алтайского края от 13 марта 2024 года по гражданскому делу
по иску прокурора Зонального района Алтайского края в интересах Л.С.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зональный районный прокурор в интересах Л.С.П. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю, Фонд), в котором с учетом последнего уточнения требований просил:
- признать незаконным бездействие ответчика по необеспечению Л.С.П. следующими техническими средствами реабилитации: <данные изъяты>
- возложить на ОСФР по Алтайскому краю обязанность предоставить истцу техническое средство реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида - защитную пленку во флаконе;
- взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб., а также компенсацию за самостоятельное приобретение средств в размере 4 960 руб.
В обоснование исковых требований указал, что по обращению Л.С.П. прокуратурой района проведена проверка его обеспеченности техническими средствами реабилитации. В ходе проверки выявлено, что Л.С.П. является <данные изъяты>, индивидуальной программой реабилитации инвалида от 23.09.2020 определена нуждаемость в технических средствах реабилитации, а именно: <данные изъяты>
По обращению в отделение Фонда с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации (далее - ТСР) истец поставлен на соответствующий учет.
Несмотря на заключение государственных контрактов на поставку ТСР, в 2023 году обеспечение ТСР было организовано с задержками, истцу приходилось частично приобретать их за счет собственных средств.
Нарушением срока обеспечения инвалида ТСР в рамках государственного контракта нарушены личные неимущественные права истца, причинены нравственные страдания, что является основанием для компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб.
Определением Зонального районного суда Алтайского края от 13.03.2024 производство по делу по иску прокурора Зонального района Алтайского края в интересах Л.С.П. к ОСФР по Алтайскому краю прекращено в части требования о взыскании денежных средств в сумме 4 960 руб.
Решением суда от 13.03.2024 исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по предоставлению технических средств реабилитации Л.С.П. в период 01.<данные изъяты>
На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность обеспечить Л.С.П. техническим средством реабилитации - <данные изъяты>.
С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Л.С.П. взыскана компенсация морального вреда в сумме 2 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по Алтайскому краю просит решение суда в части удовлетворения требований отменить, принять новое решение об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы указано, что судом оставлены без внимания и оценки доводы представителя ответчика о предусмотренном законодателем механизме обеспечения граждан ТСР. В соответствии с положениями Федерального Административного регламента предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации обеспечение инвалида ТСР начинается с момента подачи гражданином заявления на получение госуслуги и завершается выдачей гражданину направления на получение (изготовление) ТСР. После выдачи направления правоотношения возникают между изготовителем и получателем в рамках выполнения условий контракта без участия, но под контролем заказчика - Фонда. Механизм реализации данного права включает также процедуру финансирования данного направления из федерального бюджета. Продолжительность проведения конкурентных процедур занимает от 25 до 35 дней со дня включения закупки в план-график закупок до дня заключения госконтракта. Срок для завершения процедур отбора поставщика, как и понятия своевременности обеспечения, в случае если по объективным причинам не завершен какой-либо этап отбора, законодательством не предусмотрен. В этой связи вывод суда о неправомерном бездействии ответчика, выразившемся в несвоевременном обеспечении истца ТСР, не основан на нормах права.
Судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не учтено, что ответчик ограничен в выборе источников для получения информации для обоснования начальной максимальной цены контракта, единственным способом являлись запросы цен в ЕИС; отделением Фонда в течение всего периода времени с даты обращения истца с заявлением о предоставлении госуслуги, предпринимались все необходимые и возможные меры, в рамках предусмотренного законодательством механизма. Таким образом, какого-либо бездействия при обеспечении истца ТСР ответчик не допустил.
Возлагая на ответчика обязанность обеспечить истца защитной пленкой во флаконе, суд не учел, что такая обязанность признана Фондом добровольно и не подвергалась сомнению, а также подтверждается действиями ответчика по обеспечению истца ТСР.
Судом в качестве юридически значимого обстоятельства не определена возможность реализации истцом своих прав альтернативным способом - путем приобретения ТСР за счет собственных средств с последующей денежной компенсацией либо с использованием электронного сертификата. Использование этих способов не свидетельствует о нарушении прав истца отделением Фонда.
Суд безосновательно пришел к выводу о взыскании денежной компенсации морального вреда, поскольку из разъяснений, приведенных в постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что моральный вред, причиненный в результате незаконного бездействия органа власти, подлежит взысканию только в случае установления вины данного органа и подтверждения причинения истцу нравственных и физических страданий. Факт не обеспечения ТСР сам по себе о нравственных страданиях не свидетельствует.
В письменных возражениях прокурор просит решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Артеменко Т.А. по доводам жалобы возражала, поддержала письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов (ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Реабилитация инвалидов предусматривает, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации (ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Частью 1 ст. 10 названного Федерального закона установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации) в п. 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возлагается на органы Фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
В силу п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении государственной услуги в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида, (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
По смыслу приведенных положений, государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджет. Несоблюдение требований законодательства по предоставлению технических средств реабилитации нарушает права и законные интересы инвалидов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» от 23.09.2020 Л.С.П., ДД.ММ.ГГ года рождения установлена <данные изъяты> инвалидности бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида *** от 23.09.2020 Л.С.П. с 23.09.2020 бессрочно рекомендованы следующие ТСР: <данные изъяты>.
02.10.2020 Л.С.П. обратился в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР, указав рекомендованный перечень средств и вид обеспечения - путем предоставления изделий.
По результатам рассмотрения заявления Л.С.П. поставлен на учет по обеспечению ТСР, что подтверждается соответствующим уведомлением (т.1 л.д.91 обр. стор.).
На ассигнования, выделенные в 2022 году, Л.С.П. был обеспечен необходимыми ТСР, в том числе мочеприемниками ножными (дневными) и мочеприемниками прикроватными по 14.01.2023.
Согласно сведениям из Единой информационной системы в сфере закупок в целях обеспечения инвалидов средствами реабилитации по уходу за стомой отделением Фонда 21.12.2022 опубликованы запросы о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по поставке: очистителя для кожи во флаконе, крема защитного в тубе, защитной пленки во флаконе.
Аналогичные запросы размещались ответчиком с января по октябрь 2023 года. На указанные запросы в отношении названных ТСР ценовая информация потенциальными поставщиками не предоставлена; определение поставщика признано несостоявшимся.
В целях обеспечения истца ТСР в дальнейшем, 07.02.2023 отделением Фонда заключены государственные контракты с АО «Алтаймедтехника» на поставку мочеприемников прикроватных (мешков для сбора мочи) ночных; мочеприемников ножных (мешков для сбора мочи) дневных.
В рамках данных контрактов на основании актов приема-передачи от 06.03.2023 Л.С.П. обеспечен <данные изъяты>
Также 28.03.2023 ОСФР по Алтайскому краю заключен государственный контракт с АО «Алтаймедтехника» на поставку уроприемников, в соответствии с которым Л.С.П. был обеспечен <данные изъяты>.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 21.04.2023 между отделением Фонда и АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» заключены государственные контракты <данные изъяты>, в рамках которых Л.С.П. был обеспечен <данные изъяты>., что подтверждается актами приема-передачи от 15.06.2023 и 20.06.2023.
В апреле 2023 года Л.С.П. обращался к ответчику за выплатой компенсации за самостоятельно приобретенные уроприемники <данные изъяты>.
По представленным документам отделением Фонда приняты решения о выплате компенсации (т.1 л.д.68).
20.07.2023 в ОСФР по Алтайскому краю поступило заявление Л.С.П. об обеспечении ТСР с использованием электронного сертификата.
В этот же день отделением Фонда принято решение об оформлении сертификата объемов ТСР - <данные изъяты> в количестве 3 шт., сроком действия до 18.10.2023г.
07.09.2023 Л.С.П. активировал электронный сертификат. Однако использовал его не в полном объеме в части оплаты за приобретение <данные изъяты>, в связи с этим денежные средства возвращены в бюджет, что подтверждается сведениями в электронной программе (т.1 л.д.224).
В соответствии с государственными контрактами на поставку изделий от 17.10.2023 и от 03.11.2023, заключенными с АО «Алтаймедтехника», истцу выданы направления на получение: <данные изъяты> (40 шт.).
Срок выполнения работ по обеспечению инвалидов ТСР по государственным контрактам установлен до 21.12.2023.
Аналогичные государственные контракты заключены в декабре 2023 года и январе 2024 года.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Л.С.П. не был обеспечен необходимыми изделиями в спорные периоды в результате бездействия ответчика, в том числе в связи с не заключением контрактов; на момент рассмотрения дела истец не был обеспечен защитной пленкой во флаконе, в связи с чем возложил на ответчика обязанность предоставить данное изделие. Судом отмечено, что право истца как инвалида на обеспечение ТСР не может зависеть от реализации механизма государственных закупок и поставок ТСР, учитывая, что отсутствие рекомендованных изделий не позволяет ему вести полноценный образ жизни.
Приходя к выводу о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции указал, что несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами. При определении размера компенсации морального вреда в сумме 2 000 руб. суд принял во внимание обстоятельства, при которых был причинен вред, характер и степень нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается в силу следующего.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно ч. 14 статьи 11.1 названного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
По выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 15 ст. 11.1 данного Федерального закона).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утв. приказом Минтруда России от 26.07.2023 № 603н, вступившем в силу 16.10.2023.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре в случае их не предоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине.
Между тем, разрешая спор, суд первой инстанции неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, определяющие механизм реализации права инвалида на обеспечение ТСР, вследствие чего пришел к ошибочным выводам о признании бездействия незаконным в связи с необеспечением истца данным техническим средством реабилитации; взыскании компенсации морального вреда и восстановлении нарушенного права истца путем предоставления защитной пленки во флаконе.
Судом не принято во внимание, что истец в установленном порядке поставлен на учет по обеспечению ТСР с 2020 года, в этой связи возложения дополнительной обязанности по обесп░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 05.04.2013 № 44-░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░. ░ ░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 150 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░ 1 ░░░░░░ 151 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24.11.1995 № 181-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 13 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28.06.2024 ░.
