Решение по делу № 2-246/2021 от 02.03.2021

Дело №2-246/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2021 года

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Анисимовой B.C.,

при секретаре судебного заседания Подюкове А.И.,

с участием истца Галкиной Е.В.,

представителя ответчика Дерябиной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Галкиной Елены Владимировны к Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю о взыскании недоначисленных отпускных, денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за нарушение сроков выплаты денежных средств, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Галкина Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС № 1 по Пермскому краю о взыскании недоначисленной суммы компенсации за ежегодные оплачиваемые основные и дополнительные отпуска в размере 43787 рублей 47 копеек за период с 03.02.2020 по 31.12.2020; недоначисленной суммы компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 225288 рублей 97 копейки за период с 01.06.1994 по 31.12.2020; суммы недоначисленного четырехмесячного денежного содержания в размере 123969 рублей 25 копеек за период с 01.06.1994 по 31.12.2020; процентов за нарушение сроков выплаты в размере 10184 рубля 41 копейка; компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.

Требования мотивированы тем, что истец с 30.05.1994 года была принята в штат на должность государственного налогового инспектора в государственную налоговую инспекцию по Верещагинскому району. В декабре 1999 года государственная налоговая инспекция по Верещагинскому району преобразована в Инспекцию по налогам и сборам РФ по Верещагинскому району. В декабре 2001 - в Межрайонную инспекцию МНС России № 3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу, с ноября 2004 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу. С января 2006 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Пермской области. 31.12.2020 истец освобождена от замещаемой должности, в порядке сокращения на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В период с 03.02.2020 по 31.12.2020 Межрайонной ИФНС России № 3 по Пермскому краю недоначислены ежегодные основные и дополнительные отпуска, так как не включалось в расчет материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование. В связи с чем, ей также недоначислена компенсация за неиспользованный отпуск и четырехмесячное денежное содержание при сокращении. При увольнении в расчет не были включены выплаты материального стимулирования, дополнительного материального стимулирования, чем нарушены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих», письмо Минфина РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, Постановления Правительства РФ от 31.03.2015 № 302-12 и от 23.04.2016 № 347-7. Кроме того, ей неправильно определено количество дней неиспользованного отпуска для выплаты компенсационной выплаты при увольнении. По ее расчетом она не использовала – 70,59 календарных дней, считает, что работодатель при определении количества дней не учел, что в трудовой стаж включаются периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, поэтому не исчисли компенсацию за 23,59 дней отпуска. Ранее в суд не обращалась, избегая конфликта интересов.

В ходе рассмотрения дела исковые требования Галкина Е.В. неоднократно уточняла, в окончательном варианте, просит взыскать с ответчика недоначисленные суммы за ежегодные оплачиваемые основные и дополнительные отпуска в сумме 38914 рублей 26 копеек за период с 03.02.2020 по 31.12.2020, недоначисленную сумму за неиспользованный отпуск при увольнении вы размере 148130 рублей 10 копеек; сумму недоначисленного четырехмесячного денежного содержания в размере 102855 рублей за период с 01.06.1994 по 31.12.2020; денежную компенсацию в порядке ст.236 ТК РФ в размере 21551 рубль 73 копейки; компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

В судебном заседании истец Галкина Е.В. на уточненных исковых требованиях настаивала. Обращает внимание суда, что неправомерными действиями ответчика ей причинены нравственные страдания, приведших к ухудшению состояния ее здоровья.

Представитель ответчика Дерябина М.С. исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Постановления правительства РФ от 06.09.2007 №562 материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации №611 фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы. Выплаченные истцу средства материального стимулирования производились из дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда и не могут учитываться при исчислении денежного содержания. Кроме того расчеты истца неверны, суммы для расчетов должны браться до удержания налогов и сборов, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации. При подготовке к судебному заседанию и проверке приказов об отпусках Галкиной Е.В., ими была обнаружена ошибка, истцу недоначислена МРИ ФНС №3 компенсация за 4,59 дней отпуска при увольнении, они были разными юридическими лицами, поэтому по собственной инициативе оплату компенсационных выплат за указанные дни они произвести не могут. Оснований для взыскания процентов, компенсации морального вреда не имеется, поскольку нарушений законных прав и законных интересов истца работодателем не допущено, отсутствуют доказательства нравственных страданий и ухудшения здоровья истца, а также обоснования причинной связи наступления вреда, в результате действий ответчика. Оснований для восстановления срока на обращение в суд не имеется, уважительных причин истцом не приведено. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву на исковое заявление полагает, что материальное стимулирование, направленное на мотивацию гражданских служащих, доведения их уровня оплаты труда до конкурентного на рынке труда, не может быть включено к иным выплатам, входящим в состав денежного содержания федерального государственного служащего РФ, поскольку не входит в перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, предусмотренный Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ устанавливает Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федерального закона №79-ФЗ).

Согласно п.4 ч.1 ст.14 этого закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.

На основании ч.1 ст.50 вышеуказанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В свою очередь, денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч.2 ст.50 ФЗ № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50 ФЗ № 79-ФЗ).

Также согласно ч.10 ст.50 указанного выше Федерального закона гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере 4 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере 3 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14 должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1,5 должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере 2 окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 3 окладов денежного содержания.

Кроме того, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе за счет средств на выплату: районного коэффициента (коэффициента); повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

В силу п.п. 8,9 Указа Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25.07.2006 №763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год), а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 07.05.2012 № 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, с 2014 года Правительством РФ ежегодно принимаются постановления, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов на соответствующий год.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п.6 указанных выше Правил.

Согласно абз.1 п.6 Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных, в том числе пп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) п.1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца (абз.1 п. 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп.«а»-«г» п.2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д»-«ж» п.2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз.2 п.8 Правил).

Судом установлено, что приказом начальника Государственной налоговой инспекции № 17-к от 30.05.1994 Галкина Е.В. (фамилия до брака ФИО5 принята на должность государственного налогового инспектора в отдел налогообложения юридических лиц с 01.06.1994. С 22.05.1996 переведена на должность старшего гос.налогового инспектора, в соответствии с приказом № 11-к от 22.05.1996. С 01.12.1998 Галкина Е.В. назначена на государственную должность федеральной государственной службы старшего гос.налог.инспектора отдела налогообложения юридических лиц. С 01.01.2002 согласно приказу № 6-к от 22.01.2002 замещала должность зам.начальника налогообложения юридических лиц, а с 16.04.2002 работала начальником отдела налогообложения юридических лиц. Приказом № 17-л от 31.05.2004 Галкина Е.В. назначена на должность начальника отдела выездных проверок Межрайонной инспекции Министерства российской Федерации по налогам и сборам № 3 по Пермской области и Коми-пермяцкому автономному округу с 01.06.2004. С 02.08.2004 назначена заместителем начальника отдела выездных проверок, 11.01.2005 назначена на должность зам.начальника отдела выездных налоговых проверок на основании приказа №4 от 13.01.2005. С 01.03.2006 на основании приказа №58Л от 23.03.2006 назначена на должность начальника отдела выездных проверок. С 01.04.2008 переведена государственным налоговым инспектором в отдел камеральных проверок, с 02.10.2017 назначена на должность старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок. 31.12.2020 Галкина Е.В. освобождена от замещаемой должности в связи с сокращением должностей гражданской службы на основании п.8.2 части 1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с приказом № 02-07/194 от 28.12.2020.

Приказом по Управлению МНС РФ по Пермской области № 133 от 29.12.1999 Государственная налоговая инспекция по Верещагинскому району преобразована в Инспекцию по налогам и сборам РФ по Верещагинскому району. С 11.12.2001 Инспекция по налогам и сборам России по Верещагинскому району реорганизована в Межрайонную инспекцию МНС России № 3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу, согласно приказу № 156 от 11.12.2001 УМНС России по Пермской области. С 15.11.2004 Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (приказ № САЭ-3-15/57 от 15.11.2004). 27.01.2006 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Пермской области (приказ № САЭ-3-15/48 от 27.01.2006). В соответствии с п.2 приказа УФНС России по Пермскому краю от 21.08.2020 № 02-04/116@ «О структуре территориальных органов Федеральной налоговой службы в Пермском крае» Межрайонная ИФНС России № 3 по Пермскому краю реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 1 по Пермскому краю.

В 2020 Галкиной Е.В. производились выплаты средств материального стимулирования и премии.

Руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России: от 04.12.2017 № ММВ-8-5/55дсп@ «О материальном стимулировании за 3 квартал 2017 года», от 05.04.2018 № ММВ-8-5/14дсп@ «О материальном стимулировании за 4 квартал 2017 года», от 09.07.2018 № ММВ-8-5/24дсп@ «О материальном стимулировании за 1 квартал 2018 года», от 17.09.2018 № ММВ-8-5/29дсп@ «О материальном стимулировании за 2 квартал 2018 года», от 05.12.2018 № ММВ-8-5/41дсп@ «О материальном стимулировании за 3 квартал 2018 года», от 16.04.2019 № ММВ-8-5/13дсп@ «О материальном стимулировании за 4 квартал 2018 года», от 03.07.2019 № ММВ-8-5/20дсп@ «О материальном стимулировании за 1 квартал 2019 года», от 25.09.2019 № ММВ-8-5/28дсп@ «О материальном стимулировании за 2 квартал 2019 года», от 03.12.2019 № ММВ-8-5/34дсп@ «О материальном стимулировании за 3 квартал 2019 года», от 06.04.2020 № ЕД-8-5/10дсп@ «О материальном стимулировании за 4 квартал 2019 года», от 25.06.2020 № ЕД-8-5/18дсп@ «О материальном стимулировании за 1 квартал 2020 года», от 18.09.2020 № ЕД-8-5/25дсп@ «О материальном стимулировании за 2 квартал 2020 года», от 04.12.2020 № КЧ-8-5/36дсп@ «О материальном стимулировании за 3 квартал 2020 года».

Во исполнение указанных приказов и приказов УФНС России по Пермскому краю издавались соответствующие приказы руководителем МИ ФНС № 3 по Пермскому краю, которыми осуществлялось материальное стимулирование государственных гражданских служащих налогового органа, в том числе Галкиной Е.В.

Кроме того, истцу выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС. Указанные премии выплачивались в пределах фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств и учитывались работодателем при выплате оспариваемых компенсаций.

Факт получения денежных средств материального стимулирования и их размер сторонами не оспаривался и подтверждается карточками-справками и расчетами. Данные материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных и дополнительных оплачиваемы отпусках за 2020 годы, а также при расчете компенсаций при увольнении Галкиной Е.В., в связи с сокращением замещаемой ею должности и за неиспользованный отпуск.

Обосновывая свою позицию, представитель работодателя истца ссылался на положения Федерального закона № 79-ФЗ, постановления Правительства РФ от 06.09.2007 №562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера и осуществляется на основании решений комиссии по оценке эффективности деятельности подразделений Федеральных налоговых служб, в связи с чем, не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном и дополнительном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсаций при увольнении, в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Как установлено, в судебном заседании материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось за счет бюджетных ассигнований на это, выделяемых ФНС России Постановлениями Правительства РФ. Доведение сведений об объемах указанных ассигнований до распорядителей за соответствующие периоды осуществлялось как приказами, так и письмами ФНС России. Размер сумм материального стимулирования конкретного государственного гражданского служащего определялся исходя из критериев оценки качества выполнения им должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик его работы и устанавливался руководителем конкретного налогового органа по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа. Данное стимулирование не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера. Такое премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на соответствующие территориальные органы ФНС России, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе его участия в реализации приоритетных проектов (программ).

Таким образом, доводы ответчика о том, что спорные выплаты осуществлялись не за счет ассигнований, предусмотренных вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Поэтому доводы ответчика, что выплаты средств материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданского служащего основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, поскольку по смыслу ст.50,51 указанного федерального закона, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Ссылка ответчика на постановление Правительства РФ «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» от 25.09.2017 № 611 и вынесенный на его основании приказ МФ РФ от 17.10.2007 N 90н не состоятельна, поскольку выплата дополнительного материального стимулирования данными нормативно-правовыми актами предусматривалась лишь в периоды с 2007 по 2013 годы, то есть за пределами спорного периода, после чего, с 2014 года, выделение денежных средств на эти цели осуществляется ежегодно соответствующими Постановлениями, указанными выше.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме МФ РФ от 15.07.2014 N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 г. N 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31.03.2015, № 347-7 от 23.04.2016 и №228-7 от 23.02.2017).

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Оно обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.п. 1, 5.5 Положения).

Учитывая, что на Министерство финансов РФ, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, суд учитывает данные Министерством разъяснения.

В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.04.2010 № 5905-17 указанные средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Аналогичные разъяснения давали ФСС РФ в своем письме от 10.07.2008 № 02-08/07-2248П.

Согласно разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №14-0/10/В-5300 от 05.05.2021 средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, что позволит не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения Правоприменительная практика выплат средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат. Учитываемых при начислении денежного содержания гражданского служащего, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

Суд пришел к выводу, что поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Галкиной Е.В., материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусках в 2020 году, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

При таких обстоятельствах истцу подлежат выплате суммы оплаты очередных и дополнительных отпусков за 2020 годах, компенсации за неиспользованный отпуск и четырехмесячного денежного содержания, рассчитанные с учетом выплаченных фактически сумм дополнительного материального стимулирования.

    Согласно ст.139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели (ч.2-ч.5).

    Письмом Федеральной службы по труду и занятости от 22.07.2010 N 2184-6-1 разъяснено, что в ситуации, когда работник увольняется 30 июня, день увольнения (30 июня) является последним днем месяца и включается в календарный месяц. Следовательно, июнь учитывается в расчетном периоде. В случае когда работник увольняется 30 июля, т.е. до конца месяца остается 1 день (31 июля), в соответствии со ст. 139 Кодекса данный месяц в расчет среднего заработка не включается.

В связи с чем, расчеты истца для определения среднего заработка для расчета отпускных, компенсационных выплат при увольнении и месяцев для исчисления среднего заработка суд признает ошибочными, а расчеты ответчика по определению среднего заработка верными.

Судом установлено, что истцу на основании приказа №02-11/005 от 16.01.2020 был предоставлен отпуск за период работы с 27.06.2019 по 26.06.2020 с 03.02.2020 по 14.02.2020, произведена оплата отпускных с Уральским коэффициентом в размере – 11408,61 рублей (л.д.26). С учетом сумм дополнительного материального стимулирование размер отпускных составляет – 24703,30 рублей. В связи с чем, истцу недоначислены отпускные в размере 13294,69 рублей (24703,30-11408,61).

Согласно ч.2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

    В пункте 5 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи)

Частями 1 и 6 статьей 136 ТК РФ предусмотрено, что при выплате заработной платы работодатель обязан ежемесячно извещать в письменной форме каждого работника, о составных частях причитающейся ему заработной платы за соответствующий период. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии с ч.1 ст.3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Спор о праве на получение заработной платы или ее части является индивидуальным трудовым спором работника с работодателем. Волеизъявление работника законодатель неразрывно связывает с обращением в суд.

В судебном заседании установлено, что истец, получая заработную плату за отработанный месяц, знали о составных частях причитающейся ей заработной платы и установив, что отпускные выплачивается ей в меньшем размере, чем предусмотрено трудовым договором и отработанным временем, имели реальную возможность в предусмотренные ст.392 ТК РФ обраться в суд за защитой нарушенного, по её мнению права. Каких либо данных о том, что МРИ ФНС №3 не исполнялась обязанности, возложенные на последнего ст.136 ТК РФ, судом установлены не были.

Не были установлены судом обстоятельств, объективно препятствующие истцу обратиться в суд за защитой нарушенного права, что могло бы явиться основанием для восстановления пропущенного Галкиной Е.В. срока.

Отпускные за февраль 2020 (отпуск с 03.02.2020 по 14.02.2020) были начислены в январе 2020 и выплачены истцу до выхода в отпуск, в суд Галкина Е.В. обратилась 27.02.2021.

Поэтому требования Галкиной Е.В. о взыскании недоначисленных отпускных за февраль 2020 удовлетворению не подлежит, в связи с заявлением представителя ответчика о пропуске срока обращения в суд.

Судом установлено, что истцу на основании приказа №02-11/017 от 13.04.2020 был предоставлен отпуск за период работы с 27.06.2019 по 26.06.2020 с 13.04.2020 по 17.04.2020, произведена оплата отпускных с Уральским коэффициентом в размере – 4613,98 рублей (л.д.29). С учетом сумм дополнительного материального стимулирование размер отпускных составляет – 10726,85 рублей. В связи с чем, истцу недоначислены отпускные в размере 6112,87 рублей (10726,85-4613,98).

Судом установлено, что истцу на основании приказа №02-11/023 от 27.05.2020 был предоставлен отпуск за период работы с 27.06.2019 по 26.06.2020 с 15.06.2020 по 30.06.2020, произведена оплата отпускных с Уральским коэффициентом в размере – 14513,54 рублей (л.д.31). С учетом сумм дополнительного материального стимулирование размер отпускных составляет – 34139,50 рублей. В связи с чем, истцу недоначислены отпускные в размере 19625,96 рублей (34139,50-14513,54).

Всего недоначислено отпускных в размере 25738,83 рублей (6112,87+19625,96), в связи с чем, требования Галкиной Е.В. о взыскании недоначисленных отпускных подлежат удовлетворению в указанном размере.

Ответчиком истцу при увольнении произведена выплата компенсации за 4 месяца суммы месячного денежного содержания в размере 109739,28 рублей. С учетом сумм дополнительного материального стимулирование указанная компенсация составляет – 208063,28 рублей. В связи с чем, истцу недоначислена компенсация денежного содержания в размере 98324 рублей (208063,28-109739,28), указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии с приказом № 02-07/194 от 28.12.2020 истец 31.12.2021 уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации и ей при увольнении подлежала выплата компенсации за 79,91 календарных дней неиспользованного оплачиваемого отпуска за период работы, произведена оплата компенсации за неиспользованный отпуск в размере 74823,08 рублей (л.д.37).

    Частью 1 статьи 127 ТК РФ определено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

    Судом проверены доводы истца, что работодателей при увольнении ей неправильно было определено количество дней неиспользованного отпуска подлежащих компенсации. По её мнению компенсации подлежат 122,91 дней.

Судом установлено, что за период работы с 30.05.1994 по 31.12.2020 истцу на основании приказов работодателя были предоставлены ежегодные и дополнительные отпуска в количестве 917 дней, а также была выплачена компенсация за 6 дней неиспользованного отпуска.

Статьей 121 ТК РФ определено, что в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются время фактической работы; время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха.

    Суд соглашается с доводами истца, что периоды с 29.05.1997 по 26.12.1997 и с 03.09.2003 по 21.11.2003, не были учтены ответчиком при определении права на отпуск, после выхода из отпуска по уходу за ребенком у Галкиной Е.В. определяются новые рабочие периоды для расчета количества отпускных дней (с 01.04.1999, с 19.09.2005).

В связи с чем, судом определено, что истцу за период работы с 30.05.1994 по 31.12.2020 (с учетом нахождения в двух отпусках по уходу за ребенком) должен быть предоставлен отпуск в количестве 1016 дней.

Также судом установлено, что в МРИ ФНС №3 предоставлялся дополнительный день к отпуску, за исполнение обязанностей начальника отделов. Галкина Е.В. была назначена начальником отдела с 01.03.2006 №58Л и работала в этой должности до 01.04.2008 (приказ №01-13/18 от 01.04.2008). Данная информация ответчиком не опровергнута, в связи с чем, ей подлежит предоставление дополнительные отпуск в количестве 2х дней за занимаемую должность (с 01.03.2006 до 30.03.2008 – 2 года).

    Таким образом, суд пришел к выводу, что истцу при увольнении подлежала выплата компенсации за 95 дней неиспользованного отпуска (1016+2)-(917+6). Изначально ответчиком было определено, что истцу подлежала к выплате компенсация за 93,5 календарных дней (л.д.129).

С учетом сумм дополнительного материального стимулирование компенсация за неиспользованный отпуск составляет – 168651,98 рублей (95 дней х 1775,28396).

    В связи с чем, истцу недоначислена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 93828,90 рублей (168651,98-74823,08), в связи с чем, требования подлежат удовлетворению в указанном размере.

В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несёт ответственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.

Такая ответственность предусмотрена ст. 236 ТК РФ, согласно при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
    Суд производит расчет денежной компенсации за задержку выплат недополученных сумм и определяет размер компенсации в размере 15588,69 рублей.

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

6 112,90

13.04.2020

26.04.2020

14

6,00 %

1/150

6 112,90 * 14 * 1/150 * 6%

34,23 р.

6 112,90

27.04.2020

21.06.2020

56

5,50 %

1/150

6 112,90 * 56 * 1/150 * 5.5%

125,52 р.

6 112,90

22.06.2020

26.07.2020

35

4,50 %

1/150

6 112,90 * 35 * 1/150 * 4.5%

64,19 р.

6 112,90

27.07.2020

21.03.2021

238

4,25 %

1/150

6 112,90 * 238 * 1/150 * 4.25%

412,21 р.

6 112,90

22.03.2021

25.04.2021

35

4,50 %

1/150

6 112,90 * 35 * 1/150 * 4.5%

64,19 р.

6 112,90

26.04.2021

13.06.2021

49

5,00 %

1/150

6 112,90 * 49 * 1/150 * 5%

99,84 р.

6 112,90

14.06.2021

22.07.2021

39

5,50 %

1/150

6 112,90 * 39 * 1/150 * 5.5%

87,41 р.

19 626,96

15.06.2020

21.06.2020

7

5,50 %

1/150

19 626,96 * 7 * 1/150 * 5.5%

50,38 р.

19 626,96

22.06.2020

26.07.2020

35

4,50 %

1/150

19 626,96 * 35 * 1/150 * 4.5%

206,08 р.

19 626,96

27.07.2020

21.03.2021

238

4,25 %

1/150

19 626,96 * 238 * 1/150 * 4.25%

1 323,51 р.

19 626,96

22.03.2021

25.04.2021

35

4,50 %

1/150

19 626,96 * 35 * 1/150 * 4.5%

206,08 р.

19 626,96

26.04.2021

13.06.2021

49

5,00 %

1/150

19 626,96 * 49 * 1/150 * 5%

320,57 р.

19 626,96

14.06.2021

22.07.2021

39

5,50 %

1/150

19 626,96 * 39 * 1/150 * 5.5%

280,67 р.

192 152,90

31.12.2020

21.03.2021

81

4,25 %

1/150

192 152,90 * 81 * 1/150 * 4.25%

4 409,91 р.

192 152,90

22.03.2021

25.04.2021

35

4,50 %

1/150

192 152,90 * 35 * 1/150 * 4.5%

2 017,61 р.

192 152,90

26.04.2021

13.06.2021

49

5,00 %

1/150

192 152,90 * 49 * 1/150 * 5%

3 138,50 р.

192 152,90

14.06.2021

22.07.2021

39

5,50 %

1/150

192 152,90 * 39 * 1/150 * 5.5%

2 747,79 р.

Суд производит расчет по день рассмотрения иска, что не лишает Галкину Е.В. права на дальнейшее взыскание компенсации по день фактической выплаты спорных сумм.

На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда. Как следует из ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Под моральным вредом в соответствии со ст. 151 ГК РФ понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, либо нарушающими имущественные права гражданина.

В силу п.1 ст.1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.

Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно работодателем исключены из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплатах при увольнении в связи с сокращением должности, нарушение трудовых прав истца не вызывает сомнения.

Принимая во внимание нарушение трудовых прав работника, руководствуясь ч.1 ст.237 ТК РФ, исходя из конкретных обстоятельств данного дела (переживания по поводу несвоевременного получения средств к существованию, бездействием ответчика были нарушены имущественные права истца - несвоевременное получение установленных законом сумм в полном объеме), с учетом объема и характера, причиненных истцу нравственных страданий (обращалась в больницу в период работы), степени вины работодателя, ценности защищаемого права, в соответствии с требованиями о разумности и справедливости, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Галкиной Е.В. о компенсации морального вреда, взыскав с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в сумме 15000 рублей.


    На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-197, 199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд


РЕШИЛ:

Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №1 по Пермскому краю в пользу Галкиной Елены Владимировны (с учетом налога на доходы физического лица):

- 25738 рублей 86 копеек – недоначисленные суммы основных и дополнительных отпусков,

- 93828 рублей 90 копеек – недоначисленные суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении,

- 98324 рублей – недоначисленные суммы четырехмесячного денежного содержания.

- 15588 рублей 68 копеек - проценты за задержку выплаты указанных выплат,

- 15000 рублей – компенсацию морального вреда.

    Обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №1 по Пермскому краю самостоятельно рассчитать и выплатить Галкиной Елене Владимировне компенсацию за задержку выплат недоплаченных сумм начиная с 23.07.2021 по день фактического расчета включительно, в соответствии со ст.236 ТК РФ.

    В удовлетворении остальных исковых требований Галкиной Елене Владимировне – отказать.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      В.С. Анисимова

Мотивированное решение суда изготовлено – 29.07.2021.

2-246/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Галкина Елена Владимировна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 1 по Пермскому краю
Другие
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Суд
Верещагинский районный суд Пермского края
Судья
Анисимова В.С.
Дело на странице суда
veresh.perm.sudrf.ru
02.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2021Передача материалов судье
03.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.04.2021Предварительное судебное заседание
13.05.2021Предварительное судебное заседание
03.06.2021Предварительное судебное заседание
30.06.2021Предварительное судебное заседание
19.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Судебное заседание
22.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее