Копия
№1 – 69/2015
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2015 года г.Белорецк РБ
Белорецкий районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Пиндюриной О.Р.,
при секретаре Яковлевой Л.С.,
с участием государственного обвинителя – старшего помощника Белорецкого межрайонного прокурора РБ Золотарева Е.В.,
подсудимого Искандарова А.И.,
защитника Лукьяновой Л.Г., представившей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя потерпевшего ФИО2, адвоката Лавренова И.А., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке судебного разбирательства материалы уголовного дела в отношении
Искандарова Азамата Искандаровича, <данные изъяты>;
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ около 13.30 часов Искандаров А.И., управляя автомобилем <данные изъяты>, в нарушении п.1.3 ПДД РФ согласно которому «участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования ПДД РФ и разметки», в нарушении п.1.5 ПДД РФ согласно которому «участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда», двигаясь на <адрес>, проявляя преступную небрежность, в нарушении требования п.10.1 ПДД РФ, согласно которому «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, для совершения маневра обгон впереди движущегося в попутном направлении автомобиля <данные изъяты>, с грузовым прицепом <данные изъяты>, в нарушении требования п.11.1 ПДД РФ, согласно которому «прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения», не убедившись в безопасности совершаемого маневра, игнорируя требования горизонтальной разметки 1.1 ПДД РФ – которая «разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах, на которые выезд запрещен», выехал на полосу для встречного движения, вследствие чего, обнаружив возникшую опасность для движения в виде движущегося по своей полосе движения автомобиля <данные изъяты> под управлением ФИО1, своевременно не завершил маневр обгона, совершил съезд на левую обочину, где допустил столкновение с автомобилем <данные изъяты>, двигавшегося по своей полосе во встречном направлении и сместившегося на обочину по ходу своего движения для избежания лобового столкновения.
В результате ДТП водитель автомашины <данные изъяты> ФИО1, получил телесные повреждения в виде: закрытой позвоночно-спинальной травмы с повреждением грудного отдела позвоночника на уровне 9-10 грудных позвонков, сдавливания и ушиба вещества спинного мозга /кровоизлияния в толще, под твердой мозговой оболочкой и в веществе спинного мозга/; закрытой тупой травмы груди - неполного разрыва грудного отдела позвоночника на уровне 9-10 грудных позвонков, полных поперечных переломов ребер слева – 8-е по околопозвоночной линии, 9-е по средне –подмышечной линии, справа -9-е по околопозвоночной линии, кровоизлияний в мягкие ткани груди, головы, в правую околопочечную клетчатку, ссадины лица, левого предплечья, туловища, ссадин на фоне кровоподтеков, ссадин левой и правой нижних конечностей, ссадин кресцовой области, которые квалифицируются как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности вреда здоровью для жизни человека, которые по своему характеру непосредственно создает угрозу для жизни. Смерть наступила от сочетанной травмы – закрытой позвоночно-спинальной травмы, спинальной травмы с повреждением грудного отдела позвоночника на уровне 9-10 грудных позвонков, сдавливанием и ушибом веществ спинного мозга /кровоизлияния в толще, под твердой мозговой оболочкой и в веществе спинного мозга/: закрытой тупой травмы груди - неполный разрыв грудного отдела позвоночника на уровне 9-10 грудных позвонков, полные поперечные переломы ребер слева – 8-е по околопозвоночной линии, 9-е по средне –подмышечной линии, справа -9-е по околопозвоночной линии, кровоизлияниями в мягкие ткани груди, головы, в правую околопочечную клетчатку, размозжение правой доли печени, ссадин лица, левого предплечья, туловища, ссадины на фоне кровоподтеков, ссадины левой и правой нижних конечностей, ссадина кресцовой области, что осложнилось острой кровопотерей: малокровие сосудов внутренних органов, наличие в плевральных полостях /в левой 3л., в правой 3,5л. темно-красной жидкой крови/, бледность кожных покровов и трупных пятен. Таким образом, между имеющимися телесными повреждениями и наступлением смерти имеется прямая причинная связь.
Данное ДТП произошло из-за грубого нарушения Искандаровым А.И., требования п.1.3, п.1.5, п.10.1, п.11.1 ПДД РФ.
Действия подсудимого Искандарова А.И. квалифицированы по ч.3 ст.264 УК РФ как нарушение лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
В связи с ходатайствами подсудимого Искандарова А.И. и его защитника дело рассмотрено в особом порядке судебного разбирательства с согласия представителя потерпевшего и государственного обвинителя. Наказание за преступление, предусмотренное ч. 3 ст.264 УК РФ не превышает 10 лет лишения свободы.
В ходе судебного разбирательства подсудимый Искандаров А.И. свою вину в совершении преступления признал полностью, раскаялся, с предъявленным обвинением согласен, а также указал, что осознает характер и последствия заявленного им ходатайства об особом порядке судебного разбирательства, сделал это добровольно, после проведения консультации с защитником. Пределы обжалования приговора ему понятны и разъяснены как защитником, так и судом.
Выслушав доводы подсудимого, защитника, государственного обвинителя, представителя потерпевшего, его адвоката, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что обвинение Искандарова А.И. по ч.3 ст.264 УК РФ, с которым он согласился, обоснованно, оно подтверждается доказательствами, собранными по делу. Условия постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке, предусмотренные ст.ст.314 – 317 УПК РФ, соблюдены.
Суд действия подсудимого Искандарова А.И. квалифицирует по ч.3 ст.264 УК РФ как нарушение лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
При назначении наказания суд в качестве данных, характеризующих личность Искандарова А.И. учитывает, что он характеризуется положительно.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд учитывает, что Искандаров А.И. вину в совершении преступления признал полностью, в содеянном раскаялся, активно способствовал раскрытию и расследованию преступления.
Отягчающих обстоятельств нет.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, состояния его здоровья, возраста, в том числе вышеперечисленных обстоятельств, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, мнения представителя потерпевшего, настаивавшего на строгом наказании, суд назначает наказание в виде лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством.
Однако суд не считает имеющиеся смягчающие наказание обстоятельства исключительными, не усматривает иных исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведения во время и после совершения преступления, которые могли бы служить основанием для применения ст.64 УК РФ.
Суд не находит оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ, а также для применения статьи ст. 73 УК РФ.
Гражданский иск представителя потерпевшего подлежит удовлетворению частично.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Действиями Искандарова А.И. представителю потерпевшего ФИО2 причинен моральный вред в виде нравственных переживаний и страданий, связанных с утратой близкого родственника-отца.
С учетом степени вины Искандарова А.И., его материального положения, а также требований разумности и справедливости, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично в размере <данные изъяты> рублей.
Также суд находит подлежащими взысканию с подсудимого Искандарова А.И. в пользу представителя потерпевшего, понесенные судебные расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, учитывая проведенную работу по составлению искового заявления, участие в судебном заседании. Сумму, подлежащую взысканию, суд определят в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» №6576-6 ГД от 24 апреля 2015 года поскольку совершенное Искандаровым А.И. преступление является неосторожным, суд освобождает Искандарова А.И. от отбывания основного вида наказания в виде лишения свободы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.316, 317 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Искандарова Азамата Искандаровича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ и назначить наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии-поселении с лишением права управлять транспортным средством на срок 2 года.
На основании п. 3 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» №6576-6 ГД от 24 апреля 2015 года, ст. 84 УК РФ освободить Искандарова А.И. от наказания, назначенного по ч. 3 ст. 264 УК РФ в виде лишения свободы.
На основании п. 11 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» №6576-6 ГД от 24 апреля 2015 года назначенное Искандарову А.И. наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 2 года исполнять самостоятельно.
Меру пресечения Искандарову А.И. в виде подписки о невыезде отменить по вступлении приговора в законную силу.
Гражданский иск представителя потерпевшего ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с Искандарова Азамата Искандаровича в пользу ФИО2 в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.
Вещественные доказательства: автомашину <данные изъяты>, страховой полис серии № на автомашину <данные изъяты>, возвращенные представителю потерпевшего ФИО2 – оставить по принадлежности; автомашину <данные изъяты>, водительское удостоверение № на имя Искандарова А.И., свидетельство о регистрации № на автомашину <данные изъяты>, страховой полис серии № на автомашину <данные изъяты>, возвращенные Искандарову А.И. – оставить по принадлежности.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня его провозглашения, с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ, с подачей апелляционной жалобы через Белорецкий районный суд Республики Башкортостан.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должно быть указано в апелляционной жалобе.
В случае принесения апелляционных представления или жалоб другими участниками процесса, осужденный вправе в тот же срок со дня вручения ему копий подать свои возражения в письменном виде, и в тот же срок ходатайствовать о своем участии в суде апелляционной инстанции. Также вправе поручить осуществление своей защиты избранным им защитникам либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника, указав об этом в своей жалобе или возражениях.
Председательствующий: подпись О.Р.Пиндюрина