В окончательной форме решение суда принято 07 декабря 2021 года
Дело № 2а- 4378/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 06 декабря 2021 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием: представителя истицы Андрусенко М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Горецкого Анатолия Леонтьевича к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным постановления, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Горецкий А.Л. обратился в суд с иском к Администрации города Ялта, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании незаконным постановления Администрации города Ялта от 08 сентября 2021 года № 2910-п «Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав»; возложении обязанности на Администрацию города Ялта в установленный законом срок повторно рассмотреть его заявление о предоставлении бесплатно в собственность вышеуказанного земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Кореизского поселкового Совета № 17 от 27.04.2010 года ему было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>. На основании указанного решения был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 600 кв. метров с присвоением ему кад. номера №<номер>. В ноябре 2020 года он обратился в Администрацию гор. Ялта с заявлением о предоставлении ему в собственность вышеуказанного земельного участка в порядке завершения оформления прав, в удовлетворении которого было отказано постановлением Администрации города Ялта от 08.09.2021 года, в связи с несоответствием места его расположения земельному участку, отводимому на основании решения Кореизского поселкового Совета № 17 от 27.04.2010 года. Считает постановление незаконным, поскольку оно не содержит оснований для отказа, исчерпывающий перечень которых установлен частью 6 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени его проведения, о причинах неявки суду не сообщили.
Учитывая, что все участники процесса надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, причин уважительной неявки в судебное заседание не представили, в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением 60-й сессии 5-го созыва Кореизского поселкового Совета № 17 от 27.04.2010 года Горецкому А.Л. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью 0,0600 га.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014года N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1).
В соответствии с частью пятой статьи 13 Закона № 38-ЗРК порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
Советом Министров Республики Крым постановлением от 2 сентября 2014 года № 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313), в соответствии с пунктом 4 которого завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подаёт в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка № 313.
Судом установлено, что 16.11.2020 года Горецкий А.Л. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ему в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка площадью 600 кв. метров по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.
В рамках рассмотрения указанного заявления, <дата> в ЕГРН внесены сведения о земельном участке площадью 600 кв. метров, расположенном по адресу: <адрес> присвоением ему кад. номера №<номер>.
Право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Ялта, на основании решения 60-й сессии 5-го созыва «О разрешении на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков на землях пгт. Кореиз» № 17 от 27.10.2010 года.
Во исполнение пункта 9 Порядка № 313, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты направил копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры, которым была осуществлена проверка на предмет соответствия места расположения объекта Генеральному плану муниципального образования.
В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта от 08.07.2021 года, земельный участок с кад. номером №<номер> расположен в территориальной зоне индивидуальной застройки ТЗ-01/2-35, для которой вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) предусмотрен в качестве основного.
Также, Департаментом имущественных и земельных отношений в порядке межведомственного взаимодействия получены ответы: из Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, согласно которому земельный участок не отнесен к землям лесного фонда, не расположен на особо охраняемых природных территориях регионального значения Республики Крым, не находится в водоохранных зонах Черного и Азовского морей; из Госкомрегистра – об отсутствии информации о зарегистрированных правах в отношении земельных участков за Горецким А.Л.; из Министерства культуры – об отсутствии на территории земельного участка объектов культурного наследия.
На основании вышеперечисленной информации, полученной в порядке межведомственного взаимодействия, постановлением Администрации города Ялта № 2910-п от 08 сентября 2021 года было отказано Горецкому А.Л. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 600 кв. метров, кад. №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав, в связи с несоответствием места расположения образованного земельного участка отводимому земельному участку на основании решения 60-й сессии Кореизского поселкового Совета 5-го созыва от 27.04.2010 года № 17 «О разрешении на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков на землях пгт. Кореиз».
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона N 38-3PK, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй, является:
наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 14 октября 2019 г. N 2381-п был утвержден административный регламент Администрации города Ялта Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги: "Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", который также содержит аналогичные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 4.9).
Вместе с тем, оспариваемое решение по существу не содержит мотивировочной части, из которой суд мог бы установить, нарушение требований каких нормативных актов были установлены Администрацией города Ялта при рассмотрении заявления Горецкого А.Л. о предоставлении ему в собственность земельного участка, в порядке завершения оформления прав, ссылки на наличие оснований для отказа в передаче в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, исчерпывающий перечень которых установлен ч. 6 ст. 13 Закона № 38-ЗРК, в постановлении также отсутствуют.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Вместе с тем, изложенное в оспариваемом постановлении основание в виде несоответствия места расположения образованного земельного участка отводимому земельному участку в соответствии с решением Кореизского посСовета № 17 от 27.04.2010 года, в чем заключается такое несоответствие, надлежащими и допустимыми доказательствами не подтверждены, из представленных ответчиком документов, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, каких-либо несоответствий не усматривается.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ответчик уклонился от исполнения процессуальной обязанности доказывания законности принятого им решения.
Таким образом, суд считает, что оспариваемое истцом постановление является незаконным и необоснованным, а также нарушает его законные права и интересы, в связи с чем иск к Администрации города Ялта подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановления, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца на Администрацию города Ялта следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление истца в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, с ответчика Администрации города Ялта в пользу истца также подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной при подаче иска.
Поскольку каких-либо исковых требований к Департаменту имущественных и земельных отношений, к полномочиям которого отнесено подготовка проектов постановлений, издаваемых Администрацией города Ялта, истцом по существу не заявлено, в удовлетворении требований к данному ответчику суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
иск Горецкого Анатолия Леонтьевича к Администрации города Ялта удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Ялта № 2910-п от 08.09.2021 года «Об отказе Горецкому Анатолию Леонтьевичу в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного в <адрес>».
Обязать Администрацию города Ялта в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Горецкого Анатолия Леонтьевича о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного в городе Ялта, пгт. Кореиз, <адрес>, в районе <адрес> кад. №<номер> и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
В удовлетворении иска, предъявленного к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, - отказать.
Взыскать с Администрации города Ялта в пользу Горецкого Анатолия Леонтьевича расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова