Решение по делу № 33а-3239/2018 от 02.03.2018

Судья Янаева О.Ю.

Дело № 33-3239

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Судневой В.Н.,

судей Овчинниковой Н.А., Никитиной Т.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 04 апреля 2018 г. дело по апелляционной жалобе Морошкина Олега Александровича на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 17 января 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Морошкину Олегу Александровичу отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., представителя УФССП России по Пермскому краю Пономаревой Л.С., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Морошкин О.А. обратился с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Чернушинскому и Куединскому районам УФССП России по Пермскому краю, просил признать незаконными:

-действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Чернушинскому и Куединскому районам по вынесению постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника,

- постановление от 23.11.2017 года об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в части обращения взыскания на доходы должника в пределах 333868,35 руб. и установления удержания в размере 50% доходов должника,

- действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о расчет задолженности по алиментам от 20.11.2017 года №**,

- постановление о расчете задолженности по алиментам от 20.11.2017 года №**.

Указал, что постановление о расчете задолженности по алиментам истцу не выдано. О возбуждении исполнительного производства от 30.10.2017 года №** он узнал 15.12.2017 года.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный истец. Указывает, что расчет, приведенный в оспариваемом постановлении от 20.11.2017 г. – не ясен, произведённые приставом арифметические действия не указаны. Суд формально подошел к рассмотрению дела и не дал оценки представленным истцом доказательствам. Суд неверно распределил бремя доказывания. Суд допустил двойное взыскание алиментов за один и тот же период, указал, что это не нарушает прав и интересов истца. До февраля 2016 г. алименты удерживались из его заработной платы, в деле есть расчетные листки, также работодатель направил в суд информацию о произведенных удержаниях по факсу. Суд не учел, что он проживал в браке с Б. с 26.12.2016 г., содержал жену и дочь. Брак расторгнут 21.11.2017, но и после расторжения брака он продолжал добровольно содержать дочь.

Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отменяет решение суда ввиду нарушения норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).

На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела данной категории суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

Из материалов дела, материалов исполнительного производства следует, что судебным приказом от 08.12.2014 года №**/14 с Морошкина О.А. взысканы алименты в пользу Б. на содержание несовершеннолетней дочери, в размере 1/4 части заработка и иного дохода ежемесячно, начиная с 05.12.2014 до совершеннолетия ребенка.

30.10.2017 Б. обратилась в ОСП по Чернушинскому и Куединскому районам УФССП России по Пермскому краю с заявлением о принятии для принудительного исполнения исполнительного документа – судебного приказа от 08.12.2014 года №2-1720/14 о взыскании алиментов с должника Морошкина О.А. за период с 21.01.2015 года.

30.10.2017 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №**.

20.11.2017 судебным приставом- исполнителем произведен расчет суммы задолженности по алиментам за период с 20.01.2015 по 20.11.2017 в размере
312 026,50 руб.

23.11.2017 судебным приставом- исполнителем с Морошкина О.А. взыскан исполнительский сбор в размере 21841,85 руб.

23.11.2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, согласно которому обращено взыскание на доходы должника в пределах 333868,35 руб., из которых 312 026,50 руб. основной долг, 21841,85 руб. – исполнительский сбор. Постановлено производить удержания ежемесячно в размере 50% доходов должника, из которых 25% - текущие алименты, 25% - в погашение задолженности. Постановление направлено по месту работы должника.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что права и интересы административного истца судебным приставом-исполнителем не нарушены.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.

Вопросы определения отсутствия либо наличия задолженности по алиментам пунктом 3 ст. 113 СК РФ, ч. 2, ч. 3 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" отнесены к компетенции судебного пристава-исполнителя.

Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 102 указанного закона размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

В соответствии с требованиями раздела 5.1 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 19.06.2012 N 01-16) расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со ст. 14 Закона.

Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

В случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч. 3 ст. 102 Закона, ст. 113 СК РФ). В данном случае моментом взыскания задолженности будет являться дата фактического погашения должником задолженности.

При несогласии с размером задолженности по алиментам, определенным судебным приставом-исполнителем, любая из сторон, интересы которой нарушены, может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

При этом, в соответствии с частью 4 статьи 102 ФЗ "Об исполнительном производстве" сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.

Таким образом, имеется два способа защиты нарушенных прав лиц, которые не согласны с размером определенной судебным приставом-исполнителем задолженности по алиментам: обжалование в порядке административного судопроизводства постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности и предъявление искового заявления об определении размера задолженности в порядке гражданского судопроизводства.

Право выбора способа защиты принадлежит обращающемуся в суд лицу.

В данном случае административный истец оспаривает размер задолженности по алиментам, определенный судебным приставом-исполнителем, путем оспаривания действий пристава и вынесенного им постановления о расчете.

Из материалов дела следует, что постановление судебного пристава-исполнителя от 20.11.2017 г., в котором в силу закона должен быть приведен расчет задолженности, такой расчет не содержит. В постановлении четко не указано, из какого дохода образовалась у административного истца задолженность по алиментам. В ходе судебного разбирательства пристав пояснял, что расчет произведен исходя из размера средней заработной платы по Российской Федерации. Проверить данные доводы не представляется возможным, поскольку указание в постановлении на вид заработка – «ЗП» не может быть однозначно интерпретировано как указание на то, что расчет произведен исходя из размера средней заработной платы по Российской Федерации. Более того, сведения о размере средней заработной платы за расчетный период в постановлении также отсутствуют. Объяснения судебного пристава-исполнителя о том, как именно произведен расчет, не подменяют расчет, который должен быть приведен письменно в постановлении о расчете задолженности.

Также, начало периода расчета (20.01.2015), указанного в постановлении от 20.11.2017 г., не совпадает с датой начала задолженности, указанной взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства (21.01.2015).

Таким образом, в оспариваемом постановлении приведена лишь определенная приставом итоговая сумма задолженности и указан период расчета, что, при отсутствии непосредственного расчёта, нарушает право административного истца на расчет его задолженности по алиментам в установленном законом порядке, а также право проверки правильности определения суммы долга.

При таких обстоятельствах постановление от 20.11.2017 г. о расчете задолженности является незаконным.

Поскольку с иском об определении размера задолженности в порядке гражданского судопроизводства Морошкин О.А. не обращался, обязанность определить задолженность по алиментам в соответствии с требованиями закона сохраняется за судебным приставом исполнителем. При этом административный истец не лишен возможности представить судебному исполнителю сведения о периодах работы, размере заработной платы, а также доказательства уплаты алиментов, то есть представить все сведения, необходимые, по его мнению, для правильного определения суммы долга, на наличие которых он ссылается в апелляционной жалобе.

На основании ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.

Исходя из положений п. 1 ч. 3 указанной статьи мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в том числе в случае исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей.

Судебная коллегия считает, что с учетом того, что постановление судебного пристава-исполнителя от 20.11.2017 г. о расчете задолженности является незаконным, незаконным в части также является постановление от 23.11.2017 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника. Данное постановление является незаконным в части обращения взыскания на доходы должника в пределах 333868,35 руб. и установления ежемесячных удержаний в размере 25% в погашение задолженности, поскольку основания для взыскания задолженности и рассчитанного от суммы долга исполнительского сбора отпали.

В части установления ежемесячных удержаний в размере 25% в погашение текущих алиментов постановление от 23.11.2017 г. отвечает требованиям закона, поскольку основания для обращения взыскания на заработную плату должника в погашение текущих алиментов у судебного пристава имелись, что следует из содержания п. 1 ч. 1 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Вид дохода, на который обращено взыскание – заработная плата должника, не входит в перечень доходов, из которых удержания в счет уплаты алиментов не производятся (ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Размер установленных приставом ежемесячных удержаний (25% = 1/4) отвечает требованиям исполнительного документа.

Таким образом, требования закона при вынесении постановления об обращении взыскания на заработную плату должника для удержаний текущих алиментов судебным приставом-исполнителем не нарушены.

Оснований для признания незаконными действий судебного пристава-исполнителя по вынесению оспариваемых постановлений судебная коллегия не усматривает, поскольку судом признаны незаконными постановление от 20.11.2017 и постановление от 23.11.2017 в части, что само по себе восстанавливает нарушенные права и законные интересы административного истца. Само по себе признание оспариваемых действий в судебном порядке не будет способствовать такой итоговой цели рассмотрения административного спора, как защита прав и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 17 января 2018 года отменить.

Принять новое решение.

Административное исковое заявление Морошкина О.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Чернушинскому и Куединскому районам о расчете задолженности по алиментам от 20.11.2017 года №**.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Чернушинскому и Куединскому районам от 23.11.2017 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в части обращения взыскания на доходы должника в пределах 333868,35 руб. и установления ежемесячных удержаний в размере 25% в погашение задолженности.

В удовлетворении остальной части административного иска
Морошкину О.А. отказать.

Председательствующий -

Судьи -


33а-3239/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Морошкин О.А.
Ответчики
ОСП по Чернушинскому и Куединскому районам УФССП по Пермскому краю Паршакова Светлана Владимировна
Другие
Селеткова А.М.
УФССП России по Пермскому краю
Воинова Ю.Н.
Белкина Н.Н.
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Овчинникова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
04.04.2018[Адм.] Судебное заседание
11.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее